Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
30. Философская проза В.В. Розанова («Опавшие листья»).
ПРОБЛЕМА ПОЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОЗАНОВА
Независимо от Фрейда Розанов осмыслял пол и половой инстинкт человека как основной двигатель всей его творческой и физической жизни. Энергию пола он считал самым важным и священным в человеке, той областью, где человек ближе всего соприкасается с Богом (продление рода, зарождение новой жизни): рождение и все около рождения священно. Пол, по Розанову, управляет всем: «Душа вовсе и нисколько не имеет своим седалищем мозг, но то темное и разлитое в существе нашем, что мы называем «полом». Душа есть зеркало пола».
РОЗАНОВ СРЕДИ СИМВОЛИСТОВ.
Как сотрудник изданий консервативного направления, Розанов отрицательно отзывался о первых шагах русского символизма. В статье «О символистах — письмо в редакцию» (1896 г.) он представил творчество Валерия Брюсова и Александра Добролюбова как окончательное вырождение литературы, а в появлении символизма увидел завершение и разложение гуманистических традиций Возрождения.
Когда он писал эту статью, то едва ли мог подозревать, что именно в их среде найдет читателей, которые будут называть его «русским Ницше», и что сближение с символистами поможет ему, как писателю, открыть новые темы и в конечном итоге найти свой жанр.
Первое сближение с
символистами, и прежде всего с
Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус,
произошло во время организации
Религиозно-философских
Организовав, журнал «Новый путь» (1902), Мережковский предоставил Розанову вести собственную рубрику - «В своем углу». Здесь он получил свободу писать на разнообразные темы — чаще всего о новых книгах; в заметки он смело вкраплял рассказы о себе и своей судьбе, воспоминания и житейские наблюдения.
Из статей и выступлений
на собраниях составлялись впоследствии
книги Розанова «В мире неясного и
нерешенного» (1901), «Семейный вопрос
в России» (1903), «Около церковных
стен» (1906), «Темный лик» (1911), так
или иначе связанные с
Эти и подобные мысли, а также влияние набожной жены объясняют поворот Розанова к Церкви. «Церковь, - признавался он в «Уединенном», - есть единственно поэтическое, единственно глубокое на земле. Боже, какое безумие было, что лет 11 я делал все усилия, чтобы ее разрушить. И как хорошо, что не удалось. Да чем была бы земля без Церкви? Вдруг обессмыслилась бы и похолоднела».
«РАЗЛОЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ» - «ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ»
Жанр книг Розанова, начиная с «Уединенного», стал подлинным открытием и использовался им в двух выпусках (Розанов называл их «короба») следующей книги - «Опавшие листья» (1913 и 1915 гг.), а также в «Апокалипсисе нашего времени» (1917-1918 гг.). «Мое «Уединенное» и «Опавшие листья, - признавался Розанов в одном из писем, - в значительной стеени сформированы под намерением начать литературу с другого конца: вот с конца этого уединенного, уединения, «сердца» и своей «думки».
Розанов так объяснял, как рождался жанр этих новых книг: «Шумит ветер в полночь и несет листы... Так и жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства...». «Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки быта... Таким образом явно во мне есть какое-то завершение литературы … как потребности отразить, выразить. Больше что же еще выражать? О, фантазировать, творить еще можно: но ведь суть литературы не в вымысле же, а в потребности сказать сердце … И у меня мелькает странное чувство, что я последний писатель, с которым литература вообще прекратиться, кроме хлама, который тоже прекратиться скоро. Люди станут просто жить, считая смешным и ненужным, и отвратительным литераторствовать».
В изобретенном им жанре Розанов видел «разложение литературы», отказ от литературы и философии как устоявшихся форм творческой деятельности с собственными законами и формами выражения. Стремление поделиться с читателем самыми сокровенными мыслями и чувствами о мире, не развивая их и не трансформируя в готовые литературные формы, - вот то новое, что появилось здесь, что придало этим книгам особую интимность и задушевность.
Цитаты из «Опавших листьев» (темы):
«Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – Россия.
Но глупые дети все растратили. Это русские…»
«Все «казенное» только формально существует. Не беда, что Россия в «фасадах»: а что фасады-то эти – пустые. И Россия – ряд пустот. «Пустое» правительство – от мысли, от убеждения. Но не утешайтесь – пусты и университеты. Пусто общество. Пустынно, воздушно. Как старый дуб: корки, сучья, но внутри – пустоты и пустоты. И вот в эти пустоты забираются инородцы; даже иностранцы забираются. Не в силе их натиска – дело, а в том, что нет сопротивления им».
«Слава – не только не величие: слава – именно начало падения величия… Смотрите на церкви, на царства и царей. В социальном строе один везет, а девятеро лодырничают.. И думается: социальный вопрос не есть ли вопрос о девяти дармоедах из десяти, а вовсе не о том, чтобы у немногих отнять и поделить между всеми. Ибо после дележа будет 14 на шее одного трудолюбца; и окончательно задавят его. «Упразднить» же себя и даже принудительно поставить на работу они никак не дадут, потому что у них «большинство голосов», да и просто кулак огромнее».
«Не выходите, девушки, замуж ни за писателей, ни за ученых. И писательство, и ученость – эгоизм. И вы не получите «друга», хотя бы он и звал себя другом. Выходите за обыкновенного человека, чиновника, конторщика, купца, лучше бы всего за ремесленника. Нет ничего святее ремесла. И такой будет вам другом».
«У меня нет никакого стеснения в литературе, потому что литература есть просто мои штаны. Что есть «еще литераторы» и вообще, что она объективно существует – до этого мне никакого дела».
Заключение:
То, что переживала Россия тогда и вместе с ней Розанов, он определил в заглавии своего последнего произведения – «Апокалипсис нашего времени». Один из фрагментов этой книги как нельзя лучше выразил его отношение к революции: «С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес. Представление окончилось. Публика встала. – Пора надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось». Монархист по убеждениям, он умер раньше, чем на него могли обрушиться настоящие гонения.