Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.
Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя, результаты предшествующей формы.

Содержание

Введение
1.Гипотеза 4
Понятие «гипотеза» как форма развития знаний 4
Логическая природа гипотезы и их виды. 5
Построение гипотезы и этапы ее развития .7
Способы подтверждения гипотез .8
2.Вопрос и ответ. 9
Понятия «вопрос» и «ответ» 9
Виды вопросов и ответов 9
3. Тест 15
Заключение 17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

43558.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

“Верно ли, что  Земля вращается вокруг Солнца?”

Грамматический  признак уточняющих вопросов - наличие  в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”;   “Является ли ...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимы выражения.

Явно выраженная в вопросе предпосылка - это знание о предметеи знание о возможном  признаке этого предмета (вращаться  вокруг Земли). Неизвестным в вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

Область поиска ответа в вопросе ограничена выбором одной из альтернатив. Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.

Восполняющим  называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений:

“Кто изобрел  телефон?”

Грамматический  признак восполняющих вопросов - наличие  в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с  помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет  исследуемый объект.

Область поиска ответов на вопрос представляет собой  множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах - месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на вопрос - это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.

Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

 Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в  котором   выясняется    истинность    лишь одного суждения ? Для восполняющих вопросов простым  будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению.

Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:

-  соединительными  (конъюнктивными);

-  разделительными  (дизъюнктивными);

-  смешанными (соединительно-разделительными).

Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, в  котором выясняется истинность двух и более суждений. Например, “Являются ли штраф и пеня дополнительными видами ответственности за нарушение обязательств. Например, “Верно ли, что договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме?”.

Для восполняющих вопросов сложным будет вопрос, включающий два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более суждениям.

Примером конъюнктивного восполняющего вопроса может  быть следующий вопрос: “Где и когда  состоялось подписание актов о капитуляции  фашисткой  Германии  и  фашисткой Японии  в  конце  второй  мировой  войны?”  Фактически он включает четыре конъюнктивно связанных простых вопроса:

1) “Где состоялось  подписание акта о капитуляции  Германии?” 

2) “Когда состоялось  подписание этого акта?”

3) “Где состоялось  подписание акта о капитуляции  Японии?”

4) “Когда состоялось  подписание этого акта?”   

Познавательная  функция вопроса реализуется  в форме вновь полученного  суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по  содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с  вопросом суждения, то их расценивают  как ответы не по существу вопроса  и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии  или в процессе допроса - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

Среди ответов различают:

- истинные  и ложные;

- прямые  и косвенные;

- краткие  и развернутые;

- полные  и неполные.

По гносеологическому  статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и  ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. На вопрос  “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие- это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые- это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

Краткие ответы наиболее подходящие для простых  вопросов; при сложных вопросах целесообразно  пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в  этом случае нередко оказываются  двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полнымиилинеполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса.

 Логическая  зависимость между вопросом и  ответом означает, что качество  ответа во многом определяется  качеством вопроса. Не случайно  в полемике и в процессе  допроса действует правило: каков  вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью  и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Неопределенность  в ответах может быть результатом  неясности используемых при постановке вопроса понятий.Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.

В вопросе “Кто изобрел телефон?” под словом “кто” имеется в виду  личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: “когда” - эпоха, век, год, месяц, число; “где” - континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности  могут возникать при ответах  на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный  вопрос - “Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором  оперы “Лоэнгрин?” краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает, по меньшей мере, три возможных ответа:

1) “Рихард Вагнер  является французским композитором  и автором оперы “Лоэнгрин”;

2) “Рихард Вагнер  не является французским композитором  и автором оперы “Лоэнгрин”;

3) “Рихард Вагнер не является французским композитором, но является автором оперы “Лоэнгрин”.

Неопределенность  в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно, что имеется в виду:

- Курение   и вредно и аморально;

- Курение вредно, но не аморально;

- Курение не  вредно, но аморально.

Неопределенность  кратких ответов снимается в  первом случае - развернутым отрицательным, а во втором - развернутым утвердительным ответами.

 

Тест.

Найдите суждение:

а) равносторонний треугольник;

б) на улице  холодно;

в) первый Президент РФ;

г) сломанный  карандаш.

Решение:

Ответ: А и  Г.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

  • Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
  • Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
  • Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
  • Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

            Цель познания в науке и практике – получение истинных знаний и их эффективное применение. Изучая законы и формы правильного мышления, отражающие существенные стороны объективного мира, формальная  логика занимает специфическое место среди других наук. Соблюдение ее правил, требований и законов составляет важное и необходимое условие любого научного познания во всех областях и на различных этапах познавательного процесса.  Глубокое усвоение законов правильного мышления необходимо в любой области научного познания , в любой области человеческой деятельности. Мысль не может быть истинной, если нарушается, хотя бы один закон  логики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 43558

1.Батурин В.К. Логика: учебное пособие. – М.: КУРС : ИНФРА_М,2012.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. – М.:ФОРУМ : ИНФРА_М, 2008.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.:Юристъ, 2008.

4. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"