Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Закон  исключенного  третьего формулирует  важное требование к нашим мыслям: нельзя  уклоняться от  признания истинным одного из двух  противоречащих друг  другу суждений  и искать нечто третье между ними. Если одно из них признано истинным, то другое необходимо  признать ложным,  а не  искать третье, несуществующее суждение, так как третьего не дано.          

 

5. Закон достаточного основания

                                                                

      Наши  мысли  о  каком-либо  факте,  явлении,  событии  могут быть  истинными  или  ложными.  Высказывая  истинную   мысль,  мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать  ее соответствие с  действительностью.  Так,  выдвигая  обвинение  против  подсудимого,  обвинитель  должен  привести   необходимые  доказательства, обосновать  истинность  своего  утверждения.  В  противном  случае обвинение будет необоснованным.                                 

    Требование   доказанности,   обоснованности   мыслей   выражает закон   достаточного   основания,   который   формулируется   следующим  образом:  всякая  мысль  признается  истинной,   если  она имеет  достаточное  основание.  Формула закона:  “Если есть  В, то есть и его основание А”.                                       

    Достаточным   основанием   мыслей   может   быть   личный  опыт человека.    Истинность    некоторыми    суждений   подтверждается путем  их  непосредственного  сопоставления  с   фактами  действительности.  Так,  для  человека, явившегося  свидетелем преступления,   обоснованием  истинности   суждения  “Н.   совершил  данное преступление”  будет  сам  факт  преступления,  очевидцем которого он был.                                                         

    Но   личный   опыт   ограничен.   Поэтому   человеку   в  своей деятельности  приходится  опираться  на  опыт  других  людей,  например  на  показания   очевидцев  того   или  иного   события.  К таким  основаниям  прибегают  обычно  в  следственной  и  судебной практике   при   расследовании   преступлений,    в   исторических науках - при установлении исторических фактов и т. д.           

    Благодаря   развитию   научных   знаний   человек    все   шире использует  в  качестве  оснований  своих  мыслей  предыдущий опыт всего  человечества, закрепленный  в законах  и аксиомах  науки, в принципах  и   положениях,  существующих   в  любой   области  человеческой деятельности.                                        

    Истинность  законов,  аксиом  подтверждена   практикой  человечества  и  не  нуждается  поэтому   в  новом   подтверждении.  Для подтверждения  какого-либо   частного  случая   нет  необходимости обосновывать  его  при  помощи  личного  опыта.   Если,  например, нам   известен   закон  Архимеда   (всякое  тело,   погруженное  в жидкость,  теряет в  своем весе  столько, сколько  весит вытесненная  им  жидкость), то  нет никакого  смысла погружать  в жидкость какой-либо  предмет,  чтобы  выяснить, сколько  он теряет  в весе. Закон  Архимеда  будет  достаточным  основанием   для  подтверждения любого частного случая.                                     

    Благодаря науке, которая в своих законах и принципах  закрепляет общественно-историческую практику человечества,  мы  для  обоснования  наших  мыслей  не  прибегаем  всякий  раз к их  практической  проверке,  а  обосновываем их  логически, путем сопоставления с уже установленными положениями.                 

    Таким   образом,   достаточным  основанием   какой-либо  мысли может   быть   любая   другая,   уже  проверенная   и  признанная истинной  мысль,  из  которой  с  необходимостью  вытекает истинность данной мысли.                                             

    Если  из  истинности  суждения  а  следует истинность  суждения b, то a будет основанием для b, а b - следствием этого основания.

         Связь основания и следствия является отражением в мышлении  объективных,  в  том числе  причинно-следственных, связей,  которые  выражаются  в  том,  что  одно  явление  (причина) по  рождает  другое  явление  (следствие)  .  Однако  это отражение  не является непосредственным. В некоторых  случаях логическое  основание может совпадать с  причиной явления  (если, например,  мысль о том, что  число автотранспортных  происшествий увеличилось,  обосновывается указанием  на причину  этого явления  -   гололед  на  дорогах) .  Но чаще  всего такого  совпадения нет.  Суждение  “Недавно  был   дождь”  можно   обосновать  суждением  “Крыши   домов   мокрые”;   след    протекторов   автомобильных  шин  -  достаточное  основание  суждения  “В данном  месте прошла  автомашина”.  Между  тем  мокрые  крыши и  след, оставленный автомашиной,-  не причина,  а следствие  указанных явлений.

  Поэтому  логическую  связь  между  основанием и  следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи.

Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.  ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

                                                              1. Умозаключение и его виды

                                                             

   В  процессе  познания  действительности  человек  приобретает новые  знания.  Некоторые  из  них  получают  с  помощью живого созерцания   в   результате   воздействия   предметов  внешнего мира на  органы чувств.  Однако большую  часть знаний  мы получаем  на  ступени  абстрактного  мышления  с  помощью рассуждений, т. е. путем выведения новых знаний из знаний  уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными, или выводными.

   Логической   формой   получения   выводных   знаний  является умозаключение.                                               

   Умозаключение  -  это   форма  мышления,   посредством  которой из одного или нескольких  суждений выводится  новое суждение.                                                        

   Любое   умозаключение  состоит   из  посылок,   заключения  и вывода.  Посылками  умозаключения  называются   исходные  известные суждения, из которых  выводится новое  суждение. Заключением  называется  новое  суждение, полученное  логическим путем из  посылок.  Логический  переход  от  посылок   к  заключению называется выводом.                                          

          Отношение  логического   следования  между   посылками  и    заключением предполагает связь  между посылками  по содержанию.  Если  содержание  суждений различно,  то вывод  из них    невозможен.  Например,  из суждений  “Судья не  может участвовать в рассмотрении дела, если он является  потерпевшим” и    “Обвиняемый имеет право на защиту” нельзя  получить заключения,  так  как эти  суждения не  имеют общего  содержания и,следовательно, логически не связаны друг с другом.                   При  наличии  содержательной  связи  между  посылками  мы можем получить  в процессе  рассуждения новое  истинное знание  при  соблюдении  двух  условий: во-первых,  должны быть истинными  исходные  суждения  - посылки  умозаключения; во-вторых,  в  процессе  рассуждения следует  соблюдать правила   вывода, которые  обусловливают формальную  правильность умозаключения.                                                  

       В зависимости  от строгости  правил вывода  различают два вида  умозаключений:  демонстративные  (необходимые)  и  недемонстративные  (правдоподобные). Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение  в них  с необходимостью следует из посылок, т. е. логическое следование  в такого рода выводах  представляет собой  логический закон. В недемонстративных умозаключениях правила  вывода обеспечивают лишь вероятное следование заключения из посылок.        

       Наряду  с  делением  умозаключений  по  строгости  вывода важное  значение  имеет  их классификация  по направленности  логического следования, т. е. по характеру связи между знанием  различной  степени  общности,  выраженному в  посылках и заключении.  С  этой  точки зрения  различают три  вида умозаключений: дедуктивные (от общего знания к частному), индуктивные  (от  частного  знания  к  общему),  умозаключения по  аналогии (от частного знания к частному).                    

       Данная  классификация  умозаключений  будет   положена  в  основу дальнейшего изложения.                                

       Рассмотрим дедуктивные умозаключения.                     

       Дедуктивным (от латинского слова deductio -  выведение)   называется умозаключение, в котором  переход от  общего знания,   к частному является логически необходимым.                   

       Правила   дедуктивного  вывода   определяются  характером посылок, которые могут  быть простыми  (категорическими) или  сложными  суждениями.  В  зависимости от  количества посылок    дедуктивные  выводы  из  категорических суждений  делятся на непосредственные,  в которых  заключение выводится  из одной  посылки, и опосредствованные, в которых заключение выводится  из двух посылок.

2. Непосредственные умозаключения

                                                            

    Суждение,  содержащее  новое  знание,  может  быть получено посредством  преобразования  некоторого  суждения.  Поскольку исходное  (преобразуемое)  суждение  рассматривается  как  посылка, а новое, полученное в результате  преобразования суждение  -  как  заключение, умозаключения  посредством преобразования  суждений называются  непосредственными. К  ним относятся:  превращение,  обращение,   противопоставление  предикату, умозаключения по логическому квадрату.                     

    Выводы   в   каждом   из   этих   умозаключений  получаются в   соответствии   с   определенными   логическими  правилами, которые,  в  свою  очередь,  определяются   внутренней  структурой  суждения - количественной   и   качественной   характеристиками отношений между субъектом и предикатом.           

    Превращение.   Превращение   суждения   состоит   в  установлении   отношения   субъекта   к   понятию,  противоречащему   предикату  исходного   суждения.  Например,   в  исходном суждении   “Н.   (S)   совершеннолетний   (Р)  “   предикатом является   понятие   о   лицах,   достигших   совершеннолетия. В  понятии,  противоречащем   предикату,  мыслятся   лица,  не достигшие   совершеннолетия.   Отношение   Н.   к  несовершеннолетним  следует,  очевидно,  выразить  в  форме  отрицательного   суждения   “Н.   (S)  не   является  несовершеннолетним ( не-Р) “.                                                  

    Таким образом, из  утвердительного суждения  “S есть  Р” мы получили отрицательное суждение “S  не есть  не-Р”. Заключение опирается  на  правило  вывода: двойное  отрицание равносильно утверждению.

    Преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного , суждения, называется превращением.                          

        Обращение.  Для  уточнения  объема  предиката  суждения и его отношения к субъекту используют обращение,  в результате которого субъектом становится предикат, а предикатом - субъект исходного суждения. Предметом нового  суждения (заключения) становится, таким образом, предмет, выраженный  не субъектом, а предикатом посылки.                               

    Преобразование  суждения,  в  результате  которого субъект исходного  суждения  становится  предикатом,  а   предикат  - субъектом заключения, называется обращением.               

    Обращение  подчиняется  правилу  распределенности терминов в суждениях, согласно которому субъект распределен в  общих и не распределен  в частных  суждениях, предикат  распределен н отрицательных и не распределен в утвердительных  суждениях . В  соответствии  с этим  правилом различают  простое (чистое) обращение и обращение с ограничением.                      

     Таким  образом,  обращение  суждения  не  ведет   к  изменению его качества. Что касается количества,  то оно  может изменяться (обращение  с ограничением),  но может  оставаться тем  же самым (простое, и;  и чистое,  обращение). Без  ограничения обращаются общеутвердительные   суждения   с   распределенным   предикатом, все  общеотрицательные  суждения,  а  также  частноутвердительные  суждения,  в  которых  предикат  распределен.  Общеутвердительные  и  частноутвердительные  суждения   с  нераспределенным предикатом   обращаются  с   ограничением.  частноотрицательные суждения на практике не обращаются.                           

   Противопоставление предикату. Как  было показано,  в выводе,  полученном  посредством   превращения,  устанавливается отношение  субъекта  к  понятию,  противоречащему  предикату исходного суждения (S к не-Р). С помощью обращения устанавливается отношение предиката к субъекту (Р к S). Для выяснения отношения понятия, противоречащего предикату, к субъекту исходного  суждения  (не-Р  к S)  используются умозаключения посредством  противопоставления предикату.  Субъектом суждения  в  этих умозаключениях  является не  предикат исходного суждения, как в обращении, а понятие,  противоречащее предикату.                                                      

Информация о работе Лекции по "Логике"