- скорость исполнения доставки и качества поставленной продукции;
- выбор рационального вида транспорта;
-содержание оптимального
уровня запасов и создание
нормальных условий хранения
и складирования товаров и
так далее.
Процесс товародвижения
состоит из следующих этапов: обработка заказов, складирование продукции, управление
товародвижением, транспортировка, оценка
и контроль системы товародвижения. Доставка
продукции и сырья является достаточно
важным элементом в системе, поэтому рациональная
организация транспортировки - залог эффективности
работы компании в целом.
Анализируемая компания – ОАО «М.Видео» - одна из крупнейших
сетей магазинов электроники и бытовой
техники. Торговая компания «М.Видео»
была основана в 1998 году как оптовая компания
по продаже бытовой электроники фирмы
Bosch-Siemens и являлась официальным представителем
этой фирмы в Поволжском регионе.
В 2010 году по сравнению с 2009 годов
наблюдалось падение товарооборота за
год на 450,5 млн.рублей или на 26%, что было
связано с уменьшением покупательского
спроса, а также появлением в г. Ульяновске
новых магазинов по продаже техники компаниями
«Техносила» и «Сателлит». Наибольшее
отклонение в абсолютном и относительном
выражении наблюдалось в феврале 2010 года
(-110,1 млн.рублей или 62%), тогда как в мае
2010 года, наоборот наблюдался рост товарооборота
(+10,9 млн.рублей), в остальные месяцы 2010
года товарооборот был ниже уровня 2008
года.
В 2011 году товарооборот в ОАО «Компания
«М.Видео» упал, по сравнению с 2009 и 2010
годом на 759,7 млн.рублей и на 309,2 млн.рублей
соответственно. Наибольшее падение выручки
было в 2010 году (на 26% по сравнению с 2009
годом).
В структуре продаж 2011 года наибольший
удельный вес также приходится на продажу
компьютерной техники и электроники (34,3%),
на втором месте – бытовая техника – 23,7%,
на третьем месте - телекоммуникационное
оборудование (19,8%), наименьший удельный
вес приходится на фототехнику (3,7%). Данная
структура в течение 2009-2011 гг. изменилась
не значительно. Однако следует отметить,
что в 2011 году доля продаж аудио-видео
техники выросла по сравнению с 2010 годом
на 2,4%, тогда как доля продаж компьютерной
и офисной техники, наоборот, сократилась
на 2,3%.
Как показало проведенное
исследование, наибольшее значение при выборе техники
имеют два фактора - функциональность
приобретаемой техники и доступная цена
(по 36 %). Далее в качестве мотива выбора
бытовой техники и электроники идет нежелание
покупателей экспериментировать, поэтому
они выбирают проверенную технику (30 %).
Следующим по значимости идет внимание
покупателя на известность торговой марки
(26 %).
По
результатам работы можно сделать вывод,
что основная цель в разработке рационального
механизма приемки товаров по качеству
и количеству состояла в следующем:
- проведение адаптации экономических категорий теории управления товародвижением
с точки зрения интегрированного управления
материальными, информационными и финансовыми
потоками, связывающие функциональные
подсистемы предприятия;
- предложения критериев группировки товарных запасов по степени уникальности и актуальности для технологического
процесса при выделении групп запасов
по степени оперативности ввода в технологическую
цепочку в разрезе функций управления,
категории запасов и класса задач интегрированного
управления;
- формирования функциональной матрицы характеристик этапов процесса
управления по уровням, условиям и ограничениям
на параметры и обоснован механизм интегрированного
управления (интегрированная цепочка
поставок) товародвижением в КПК;
- обоснования показателей, характеризующих общую эффективность интегрированной цепочки поставок
(рентабельность и уровень обслуживания)
и адаптирована методика оценки эффективности
управления товародвижением, учитывающая
элементы технологической цепочки поставок
и уровень их затрат;
- формирование обобщенной модели рационального управления товарными
товародвижением с учетом взаимосвязей
между стратегическими и оперативными
задачами для материальных потоков КПК;
- разработки механизма рационального управления товародвижением, ориентированный
на различные группы задач и функций управления.
В результате
получены следующие выводы и предложения:
1. В работе определены основные
подходы к содержанию товарных
запасов, систематизированы факторы, влияющие
на них, уточнено содержание базовых процессов
и элементов теории управления товародвижением.
2. В ходе проведенного
исследования проанализированы
подходы к разработке систем
управления товародвижением и обоснована
необходимость интеграции технологических
процессов управления в виде механизма
интегрированного управления товародвижением,
позволяющего сформировать рациональные
материалопотоки для различных целей,
функций, потребителей.
3. Проведена систематизация
и анализ существующих технологий
управления товародвижением, определены
области их применения, преимущества и
недостатки.
4. Для анализа эффективности
приемки товаров по качеству и количеству
исследованы существующие показатели
и методы оценки, для обеспечения полноты
и достоверности оценки сформирована
система показателей по функциям управления
в интегрированной цепи поставок.
5. Проанализирована эффективность
системы приемки товаров по качеству
и количеству на ОАО «Компания М.Видео»,
выявлены принципы и особенности существующей
на предприятии технологии управления
товародвижением, проведена оценка эффективности
системы в разрезе выполняемых функций.
6. Для построения эффективной
системы приемки товаров по качеству
и количеству разработана обобщенная
модель рационального управления товародвижением,
выявлены требования, условия и ограничения
по целям и функциям интегрированной цепи
управления товародвижением.
7. Для практической
реализации предложенной модели
разработан механизм рационального
управления товародвижением и проведена
оценка его эффективности.
Таким образом, определена
актуальность совершенствования механизма приемки товаров по качеству и количеству
и необходимость решения этой задачи комплексно,
что нашло отражение в разработке модели
и механизма рационального управления
товарными товародвижением и методик
совершенствования управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2011 N 6-ФКЗ, от 30.12.2011 N 7-ФКЗ) [Текст]. – СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) [Текст]. – СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 19.10.2011) [Текст]. – СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2011) [Текст]. – СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2011 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2011) [Текст]. – СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) [Текст]. - СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) [Текст]. - СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) [Текст]. - СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) [Текст]. - СПС Консультант Плюс.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с изменениями от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ [Текст]. – ИПС Гарант.
- ГОСТ Р 51303–99 «Торговля, термины и определения»
- ГОСТ Р 51304–99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»
- Аванесов, Ю.А.. Васькин, ЕВ., Клочко, АН. Основы коммерции [Текст]: Учебник / Ю.А. Аванесов и др. - М: ТОО «Люкс-Арт». 2011. - 4 11с.
- Акчурина, С.Р. Технология и организация приемки товаров по количеству [Текст] / Ачкурина С.Р. // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2011. - № 4. – С. 54 – 65.
- Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров [Текст] / Н.С. Алексеев. - М, Прогресс, 2011. - 321с.
- Альбеков, А.У. Мерчендайзинг [Текст]: Учебник для вузов/ А. У. Альбеков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 512 с.
- Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия [Текст]/ А. У. Альбеков, С. А. Согомонян. – Ростов-на Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
- Басовский, Л.Е. Маркетинг. Курс лекций [Текст] / Л.Е. Басовский. – М, 2011. – 330с.
- Балабанова, Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция [Текст] / Л.В. Балабанова. - М.: Экономика, 2011. - 206с.
- Байчоров, А.М. Развитие коммерческой деятельности производственных предприятий в современных условиях [Текст]: Автореф. канд. экон. Наук / А.М. Байчоров. - М.. МУПК, 2011. – 215с.
- Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2011. - 408с.
- Бланк, И.А. Управление прибылью[Текст] / И.А. Бланк . - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2011.- 457с.
- Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия[Текст] /И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2010.- 496с.
- Блинов, А. Роль внутреннего имиджа корпорации [Текст] / А. Блинов // Маркетинг, 2011, №4. - С. 100 – 105.
- Валевич, Р.П., Давыдова, Г.А. Экономика торгового предприятия [Текст]: Учеб. пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. – Мн.: 2010. - 208с.
- Виноградова, С. Н. Мерчендайзинг [Текст]: Учебное пособие/ С. Н. Виноградова. – Минск: Высшая школа, 2011. – 446 с.
- Войцеховский, О.В. Розница в России: Есть ли шансы у независимых магазинов? [Текст]/ О.В. Войцеховский //Новости торговли.-2011-№6. С. 11-15.
- Гаджинский, А. М. Мерчендайзинг [Текст]: Учебник для вузов/ А. М. Гаджинский. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2011. – 395 с.
- Гиляровская, Л.Т., Вехорева, А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия [Текст] / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. - СПб.: Питер, 2010. - 256с.
- Голубков, Е. Маркетинг. Словарь [Текст] / Е. Голубков. – М.: Дело, 2011. – 280с.
- Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст]/ Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2011. – 448 с.
- Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Текст]/ Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2011.-255с.
- Долгов, С. И. , Бартенев, С. А., Беликова, А. В. и др. Финансы, деньги, кредит [Текст] / С.И. Долгов и др. - М: Юристъ, 2011. - 784 с.
- Керимов, В. Э. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли [Текст] / В.Э. Керимов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. - 160с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст]/В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 512 с.
- Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: 2011. – 424 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – СПб.: АО «Коруна» АОЗТ «Литера плюс», 2011. – 700с.
- Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст] /Л.И. Кравченко. – М.: ООО «Новое знание», 2011. – 526с.
- Любушкин, Н.П., Дъякова, В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / Н.П. Любушин, В.Г. Дьякова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 471 с.
- Николаева, Т. И. Технология и коммерческая деятельность [Текст] / Т. И. Николаева. – Екатеринбург: Уральский госуниверситет, 2011. – 104 с.
- Млоток, Е. Принципы маркетингового исследования. Сайт «I.Marketing»; Харьковский ЦПБ «NewBiznet», Маркетинговые исследования./ Сайт «Бизнес в сетях», 2011.
- Осипова, Л. В. Основы коммерческой деятельности [Текст]: Учебник для вузов/ Л. В. Осипова, И. М. Синяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 623 с.
- Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст]: Учебник/ О. В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2011. – 450 с.
- Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли [Текст] / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 288 с.
- Панкратов, Ф.Г., Серегина, Т.К. Коммерческая деятельность [Текст] / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. – 325с.
- Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность [Текст]/ Ф. П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 248 с.
- Синецкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности [Текст]: Учебник/ Б. И. Синецкий. – М.: Юрист, 2011. – 658 с.
- Стати, М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы [Текст] / М. Стати // «Маркетинг», 2011, №2. С. 32-48.
- Соломатина, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст] / А.Н. Соломатина. - М.: Инфра – М, 2011. – 274 с.
- Степанов, В. И. Рационализация организационной структуры службы маркетинга на фирме [Текст] / В. И. Степанов, В. И. Строяковский// Современная торговля. – 2011. - №6. – С. 5-11.
- Толпушов, Р. Мерчандайзинг: управление розничными продажами [Текст] / Р. Толпушов. – М.: Жигульского, 2011. – 224 с.
- Форсайт, П. Голая правда о маркетинге [Текст] / П. Форсайт. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. -176 с.
- Чудаков, Ф.Д. Маркетинг [Текст]: Учебник / Чудаков Ф.Д. М.: Издательство РДЛ, 2011.- 480 с.
- Эванс, Дж. М., Берман, Б. Маркетинг [Текст] / Дж.М. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика, 2011. – 335с.
- Сайт компании «М. Видео» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mvideo.ru свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.