Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
Краткий конспект лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышление, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распределения продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или логистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. На протяжении последующих столетий логистика оставалась важнейшим элементом военной науки (наряду с разведкой,тактикой и стратегией). В 1884 г. институт военно-морского флота США ввел понятие "logistics" для нужд навигации. Немецкий ученый Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику. В начале ХХ века логистикой стали называть особый вид предпринимательской деятельности, связанной с организацией закупок материальных ресурсов, их хранения, складирования и транспортировки, а также с производством и физическим распределением готовой продукции потребителям. Это уникальная область деятельности, которой занимаются повсюду в мире 365 дней в году по 24 часа в сутки.
В середине ХХ века усилия ученых и практиков были направлены на поиск новых форм оптимизации рыночной деятельности с целью сокращения общих затрат производства и распределения товаров. На стыке экономических и менеджериальных дисциплин зародилась наука "логистика", концепция которой до сих пор находится в дискуссионной фазе развития, поскольку отстает от бурного развития практики. Специалисты дают различные определения логистики в экономическом и управленческом аспектах. Например, логистика - это:
1. Наука о планировании, управлении
и контроле за движением
2. Технология совершенствования
потоковых процессов
3. Область менеджмента, в рамках
которого решаются проблемы
4. Процесс планирования и
Несмотря на различия
в трактовке логистики,
Рис. 1. Логистический треугольник
Широкое толкование логистики соответствует сложным процессам и явлениям, происходящим в современной экономике, и поэтому представляется актуальным и перспективным построение универсальной логистической концепции, основными постулатами которой являются следующие положения:
- объекты исследований и преобразований в логистике – материальные, информационные, сервисные, финансовые и другие потоки в различных системах;
- цель исследований и разработок – оптимизация соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов;
- оптимизация потоковых процессов ведется с позиции системы как единого целого;
- базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.
Предметом логистики является анализ и совершенствование методов управления различными потоками в пространстве и времени. Логистика относится к ключевым видам деятельности компании наряду с производством и маркетингом. М.Портер разработал пирамиду полной стоимости фирмы, в которой определил место логистики в организации (рис. 2).
Рис. 2. Пирамида полной стоимости фирмы
* Внешняя логистика осуществляет закупки необходимых ресурсов, их транспортировку на предприятие, обработку заказов потребителей, распределение и доставку готовой продукции в торговую сеть в соответствии с потребительским спросом.
** Внутренняя логистика занимается приемом материальных ресурсов, их складированием, хранением, транспортировкой на производственные участки, составлением транспортного расписания и планированием потребности в закупаемых материалах.
В начале ХХI века ученые стали говорить о логистизации, под которой понимается тотальная организация логистических систем в экономике. Важнейшим условием оптимизации данных систем является соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов. Для повышения эффективности их исследования ученые выделяют взаимосвязанные области, которые составляют иерахическую структуру теории логистики.
Металогистика - изучает совокупность потоков жизнедеятельности общества, определяет оптимальные цели и приоритеты его развития.
Мезологистика - изучает логистическую деятельность отраслей национального хозяйства и экономических регионов.
Макрологистика – проводит исследования внешней среды организации, разрабатывает методы координации работы поставщиков, производителей, перевозчиков и потребителей, оптимальной организации складского и транспортного процессов, а также распределения готовой продукции.
Микрологистика – занимается анализом внутренней среды организации, разрабатывает методы решения проблем планирования, подготовки, реализации и контроля процессов перемещения материальных и сопутствующих потоков внутри организации.
По оценкам специалистов, широкое
внедрение концепции логистики
позволяет сократить время
В современных условиях
1.2 Факторы и принципы развития логистики
По мнению американского
ученого И. Стингерса, «
- глобализация рынка и рыночных отношений между странами;
- распространение философии
маркетинга и всеобщего
- прогресс в информационных и компьютерных технологиях;
- развитие локальной
конкуренции, вызванное
- давление фактора затрат на производство и сбыт продукции;
- энергетический кризис,
"тарно-упаковочная" и "
- унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
- рост международной
конкуренции, партнерства и
Развитие логистики привело к формированию инновационной концепции «глобальной логистики», под которой понимается стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран на основе разделения труда и партнерства в форме договоров и общих планов развития, поддерживаемых на государственном уровне.
Глобальная логистика является важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается за счет следующих задач:
1. Реализация концепции
гибкого производства, способствующей
быстрой адаптации
2. Сокращение времени
на реализацию основных
3. Развитие транснациональных
логистических систем для
4. Снижение уровня запасов и общих логистических издержек.
5. Внедрение современных
компьютерных и
Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ. Организация, обладающая стратегическими способностями, сначала поручает выполнение логистических обязанностей контрагентам, а затем выполняет свои собственные действия с большей точностью. Эффективная стратегическая логистика требует объединения действий компаний с ключевыми поставщиками товаров и услуг в масштабе всей отрасли. Организации, использующие логистику как основу корпоративной стратегии, делают многие вещи иначе. Во-первых, они стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества, во-вторых, стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, и наконец, эти организации используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Основными принципами, способствующими развитию логистики являются:
1. Устойчивость - сбалансированность производства и распределения товаров.
2. Гибкость - возможность внесения изменений в производственную программу выпуска продукции и графики закупки материалов.
3. Оптимальность –
соблюдение критерия минимума
общих логистических затрат
4. Надежность в обеспечении материальными ресурсами (МР) и готовой продукции (ГП).
5. Высокое качество обслуживания потребителя.
6. Моделирование и
информационно-компьютерная
Методы реализации данных задач и принципов обсуждаются на всемирных, европейских и российских конгрессах и форумах по логистике, которые проводятся под различными девизами, например, "Логистика объединяет людей, рынки и материки", "Логистический вызов - лучше, быстрее, дешевле!", "Пусть отстающий станет первым, чтобы служить последнему". Содержание данных девизов подтверждает значение логистики как теории и практики управления логистическими процессами в экономике.
1.3 Задачи и
виды логистической
Одной из важнейших проблем теории логистики является разработка планов координации и интеграции логистической деятельности. Под ней понимается (в общем смысле) - организация совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы организаций по эффективному продвижению материальных ресурсов и готовой продукции в логистической системе. Субъектами логистической деятельности являются: поставщики материальных ресурсов, транспортные и страховые компании, производственные предприятия, торговые организации, грузовые терминалы, банки, потребители и государственные органы надзора и регулирования.
Миссия, то есть предназначение логистической деятельности формулируется в виде совокупности правил "7R", представленных в табл. 1. Таблица 1
№ п/п |
Правило |
Содержание |
1. |
Right product |
Нужный товар или услуга |
2. |
Right condition |
Заданного качества |
3. |
Right quantity |
В необходимом количестве должен быть |
4. |
Right place |
Доставлен в установленное место |
5. |
Right time |
В назначенный срок |
6. |
Right customer |
Конкретному потребителю |
7. |
Right cost |
С минимальными затратами ресурсов |