Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

 

  К поддерживающим  логистическим функциям относятся:

- складирование  -  определение числа,  типа и  дислокации складов,  их площади  и выбор складского оборудования;

- грузопереработка - перемещение ресурсов и готовой продукции на складе, их размещение на стеллажах, комплектование грузов по заказам;

- защитная упаковка, обеспечивающая  сохранность грузов;

- обеспечение возврата  товаров,  которые не удовлетворяют  потребителей или не прошли гарантийного срока службы;

- обеспечение запасными  частями и сервисное обслуживание;

- сбор вторичных ресурсов - отходов производственного потребления;

- информационно-компьютерная  поддержка - обработка информации  о движении потоков, их учет, анализ и контроль.

Совокупность взаимосвязанных  операций и функций, используемых при  управлении материальными  и  сопутствующими потоками,  называется ключевым бизнес-процессом (циклом, подсистемой). Персонал логистического менеджмента учитывает и  контролирует общие издержки и время исполнения заказа в каждом бизнес-процессе логистической системы предприятия.

 

2.3. Логистическая  система и ее показатели

Под логистической системой (ЛС) понимается  сложная динамическая структурированная  система  управления  материальными  и сопутствующими потоками, состоящая из взаимосвязанных элементов, подчиненных целям организации бизнеса. По уровню управления  - выделяют глобальные, макро- и микрологические системы. К глобальным логистическим системам относятся:

- транснациональные ЛС, формируемые на уровне страны в целом;

- мультинациональные  ЛС, охватывающие несколько стран.

Макрологистическая система  функционирует на уровне  территориального  образования отдельной страны. Выделяют районные, областные, краевые, региональные и республиканские макрологистические системы. В соответствии с объектом управления они делятся на отраслевые, торговые и транспортные системы. Микрологистическая система относится к конкретному предприятию.  Различают внутрипроизводственные, внешние  и интегрированные микрологистические системы. Внутрипроизводственные ЛС предназначены для совершенствования управления  материальными  потоками  в  цикле производства продукции в пределах рабочего места,  участка и цеха.  Внешние ЛС  оптимизируют управление различными потоками в циклах закупок, транспортировки, складирования материалов и распределения готовой продукции вне  производственного цикла.  Интегрированная  микрологическая система объединяет  внешние и внутрипроизводственные ЛС.  Формирование такой системы является главной задачей  персонала   логистического  менеджмента в организации.

Основными элементами логистической  системы являются: звено, цепь, канал  и сеть. Звено логистической системы - экономически и/или функционально  обособленный  объект,  реализующий определенные логистические операции или функции.  В качестве звеньев логистической системы выступают поставщики материальных ресурсов, производственные, транспортные, экспедиционные, страховые и торговые фирмы, биржи, банки, инвестиционные и венчурные компании,  таможня,  а также организации  информационно-компьютерного сервиса и связи.  Различают три типа звеньев: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие потоки. Если звено логистической системы генерирующего типа, то имеется только выходной поток, если же - поглощающего типа, то отсутствует выходной поток. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество  звеньев логистической системы,  осуществляющих логистические функции по доведению внешнего материального потока от одной логистической  системы  к другой. Логистический канал -  это  частично  упорядоченное  множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки,  проводящие материальные потоки от поставщиков  ресурсов, необходимых для производства конкретной продукции до ее конечных потребителей. Логистическая сеть - полное множество ЗЛС,  взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным  и  финансовым потокам.

Процесс формирования логистических  систем  завершается  расчетом показателей, связанным с ее функционированием: затрат и эффективности.      Каждой логистической операции соответствуют определенные  издержки, которые несут конкретные звенья ЛС. Сумма всех затрат  составляет  общие логистические  издержки  данной логистической системы:

Собщ = Сзак + Стр + Спр + Суз + Сскл + Срт + Сифо + Суп,

где: Сзак - затраты на закупку материальных ресурсов; Стр - расходы на  транспортировку; Спр – производственные издержки;  Суз - затраты на управление запасамиматериальных ресурсов и готовой продукции; Сскл – расходы на складирование;   Срт – издержки на распределение товаров;  Сифо - затраты на информационно-финансовое обслуживание;     Суп - управленческие расходы.

Интегрированный подход к развитию логистики изменил концепцию ее затрат: сначала определяют объем и характер работы логистической системы, а потом затраты, связанные с ее выполнением. В данной концепции получил развитие новый подход к расчету издержек, заключающийся в разработке миссий, т. е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках новой рыночной ситуации. При калькуляции и анализе издержек по миссиям учитываются затраты, связанные только с выполнением конкретной миссии, т. е. ориентированы на конечный результат. Критерий минимума общих логистических затрат является основным при оптимизации логистической системы.  Для снижения общих логистических издержек необходимо оптимизировать:

- количество логистических  посредников;

- время и маршрут  движения материальных потоков;

- уровень запасов товарно-материальных ценностей;

- нормы расхода материальных  ресурсов и нормы времени на  изготовление продукции;

- организацию производства  и распределения готовой продукции;

- риски логистической  деятельности;

- организационную структуру  управления фирмы.

Минимизация общих  логистических  затрат приведет к повышению прибыли  организации и ее конкурентоспособности, а также росту эффективности ЛС. Под ней  понимается  обеспечение  необходимого уровня сервиса поставок товаров на потребительский рынок.  Сервис поставок характеризуется рядом параметров, которые должны соответствовать критериям эффективности логистической системы, представленным в табл. 3.

                                                            Таблица 3

Критерии эффективности  логистической системы

Параметры

Критерии

Точность поставки

Поставка продукции  требуемого ассортимента и качества в определенном количестве

Верность поставке

Точное соблюдение срока  поставки

Сроки поставки

Минимум времени между  датами выдачи и выполнения заказа

Состояние поставки

Высокое качество упаковки, обеспечивающей сохранность поставляемой продукции

Равномерность поставки

Поступление продукции  равными частями через равные промежутки времени

Гибкость поставки

Быстрая реакция на изменение  запросов потребителей в отношении  количества поставляемой продукции

Готовность к поставкам*

Высокая вероятность  точности исполнения заказов потребителей

Информационная готовность

Быстрота и точность ответов на запросы потребителей на всех стадиях выполнения заказа


 

* Готовность к поставкам  выражается посредством следующих  отношений:

а) количество выполненных  заказов к числу полученных заказов;

б) поставленное кол-во товаров (физ.ед.) к требуемому объему;

в) время задержки заказов (дни) ко времени поставки.

Логистическая система  является  эффективной,  если все параметры сервиса поставки соответствуют указанным критериям.

 

Тема 3.  Построение логистических систем

 

3.1 Логистическая  иерархия и логистическая стратегия

Главной стратегической  задачей  службы логистики на предприятии является  формирование  интегрированной   микрологистической   системы (ИМЛС),  а в дальнейшем - ее совершенствование.  Решение этой проблемы зависит от реализации основных тактических задач:  развитие внутрипроизводственной и внешней логистических систем на основе внедрения  микрологистических технологий и базовых логистических систем.  При проектировании ИМЛС должны соблюдаться следующие принципы:

1) системного подхода  - рассмотрение всех элементов  системы как взаимосвязанных  и взаимодействующих для достижения целевой функции;

2) координации и интеграции  всех звеньев ЛС по обеспечению  рационального движения материальных и сопутствующих потоков;

3) глобальной оптимизации  всех элементов и параметров  ЛС;

4) тотальных затрат - учет  общих издержек управления материальными и сопутствующими потоками в ЛС;

5) всеобщего управления  качеством - обеспечение надежности  функционирования каждого элемента ЛС;

6) ориентации на индивидуализацию  требований потребителей;

7) адаптивности  - возможность  гибкого реагирования ЛС на колебания спроса и другие параметры внешней и внутренней среды бизнеса;

8) оптимальности  В.Парето - принятие решения по конкретному  объекту с позиции повышения эффективности функционирования ЛС в  целом;

9) моделирования и  информационно-компьютерной поддержки;

10) гуманизации всех  функций в ЛС -  соответствие  экологическим, эргономическим, социальным и этическим требованиям персонала.

Проектирование интегрированной  логистики с позиции системы  как единой интег-

рированной функции  осуществляется  в соответствии с определенной логистической иерархией состоящей из пяти элементов (рис 5):

 


Логистическая стратегия


Логистические концепции  и технологии


Логистические информационные системы


Ключевые бизнес-процессы


Логистические операции и функции

 

Рис. 5.  Логистическая иерархия в интегрированной логистике

 

Логистическая стратегия  представляет собой комплекс стратегических решений,  способствующих оптимизации спроса и предложения товаров данной организации и созданию конкурентных преимуществ высшего порядка. Не случайно девиз совершенной стратегии логистики – «обязательно, своевременно и точно».

Разработка логистической  стратегии  осуществляется поэтапно.  На первом этапе оценки позиционируется  логистическая стратегия по отношению  к миссии и корпоративной стратегии организации на рынке, а также детально оценивается связь с ее маркетинговой и производственной стратегией.

На  втором  этапе  подбираются и анализируются  возможные стратегические решения  на уровне предприятия в целом  и ее структурных подразделений.  На третьем этапе  устанавливаются приоритеты и выбирается наиболее эффективная логистическая стратегия на основе следующих критериев:

а) снижение общих логистических  затрат в  процессе  производства, складирования и транспортировки продукции;

б) минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и логистических посредников;     

в) повышение качества продукции, сертифицированной стандартом ISO 9002 и улучшение логистического сервиса, способствующие повышению прибыли предприятия и его репутации на рынке.

Одним из важных стратегических решений является формирование и  внедрение логистических информационных систем.

 

3.2. Логистические  информационные системы

Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации. При этом под информационной системой понимают систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в процессе управления. Рекомендуется всю логистическую систему рассматривать как совокупность функционально ограниченных подсистем, функционирование которых обеспечивается информацией на уровне ее собственных информационных подсистем. Основной целью создания информационной системы в организации является обеспечение ее конкурентоспособности в сложных рыночных условиях. Потребителями информационной системы в организации являются: подразделения маркетинга, логистики, склад, разработчики изделий и технологий, управленческий персонал. К внешним потребителям относятся: потребители продукции, поставщики сырья и материалов, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения любой информационной системы:

- иерархия - подчиненность  задач и использования источников  данных;

- принцип агрегированности данных - учет запросов информации с разных уровней управ-

ления;

- избыточность - построение  с учетом не только текущих,  но и будущих задач;

- адаптивность к изменяющимся  запросам;

Информация о работе Лекции по "Логистике"