Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа
В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует фирма и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тенденции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к снижению — в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее этот метод установления цены (тарифа) является неплохим средством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Общетеоретическая характеристика транспортных грузовых тарифов 6
1.1 Система тарифов на железнодорожном транспорте. 7
1.2 Система тарифов на речном транспорте. 9
2. Индивидуальное задание для выполнения курсового проекта 10
3. Установление возможного маршрута доставки груза. 12
4 Разработка тарифов на перегрузочные работы и перевозку груза речным транспортом 16
4.1 Расчет тарифов (сборов) на погрузку/выгрузку груза 16
4.2 Расчет тарифов на перевозку груза водным транспортом 20
4.2.1 Продолжительность стояночных операций : 21
4.2.2 Время хода по отдельным участкам: 22
4.2.3 Себестоимость перевозки грузов отдельных типов: 22
4.2.4 Средняя себестоимость перевозки грузов: 23
4.2.5 Тарифы за перевозку 1т груза: 24
4.3 Расчет тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом 26
5. Определение рациональной схемы доставки груза 30
с помощью распределительного метода линейного программирования 30
5.1 Подготовка исходных данных 31
5.2 Общая постановка и решение транспортной задачи. 32
Заключение 40
Список используемой литературы: 41
Пункты отправления |
Пункты назначения | ||||||||||
Пункт А |
Объем, тыс. т. |
Пункт Б |
Объем, тыс. т. |
Пункт В |
Объем, тыс. т. |
Пункт Г |
Объем, тыс. т. |
Пункт Д |
Объем, тыс. т. |
Пункт Е |
Объем, тыс. т. |
Ростов-на дону |
120 |
Астрахань |
90 |
Волгоград |
50 |
Оренбург |
135 |
Череповец |
80 |
Н. Новгород |
45 |
п.назначения/п.отправления |
Оренбург |
Череповец |
Н. Новгород |
Ростов-на-Дону |
в; ж.д. 1390 км; 410 км |
в 2854 км |
в 2220 км |
Астрахань |
в; ж.д. 1308 км; 410 км |
в 2772 км |
в 2138 км |
Волгоград |
в; ж.д. 814 км; 410 км |
в 2278 км |
в 1644 км |
Данные груза:
Род груза – Бокситы навалом;
Тарифный класс – 1;
Группа – 15
Позиция – 1
МВН – 60 т.
Далее необходимо найти плату за доставку 1т груза. Она находится как сумма тарифа и сбора. Ранее в курсовом проекте были разработаны тарифы на перевозку груза водным и железнодорожным транспортом, а дакже сборы на перегрузку груза. Кроме этих данных будут использоваться сборы на погрузочно-разгрузочные работы на ж/д транспорте, приведенные в [1].
Сначала следует поправить
тарифную ставку схемы И железнодорожного
транспорта коэффициентами К1, К2 и К3,
определяемыми по [1]. Конечная формула
для доставки одной тонны груза
ж/д транспортом будет
Для участка пути Самара-Оренбург
=112,2+11,74+38=162 руб/т
Таблица 17
Окончательные тарифные ставки и плата за доставку 1 т. груза
П. Назначения |
виды сообщения |
пункты назначения | ||||||||
Оренбург |
Череповец |
Н. Новгород | ||||||||
Т |
С |
d |
Т |
С |
d |
Т |
С |
d | ||
водное |
234,3 |
7,82 |
404 |
414,3 |
7,82 |
430 |
342,3 |
7,82 |
358 | |
Ростов-на-Дону |
7,82 |
7,82 | ||||||||
ж/д |
112,2 |
11,74 |
- |
- |
- |
- | ||||
38 | ||||||||||
водное |
234,3 |
7,82 |
404 |
402,3 |
7,82 |
418 |
330,3 |
7,82 |
346 | |
Астрахань |
7,82 |
7,82 | ||||||||
ж/д |
112,2 |
11,74 |
- |
- |
- |
- | ||||
38 | ||||||||||
водное |
174,3 |
7,82 |
344 |
342,3 |
7,82 |
358 |
270,3 |
7,82 |
286 | |
Волгоград |
7,82 |
7,82 | ||||||||
ж/д |
112,2 |
11,74 |
- |
- |
- |
- | ||||
38 |
Общая постановка задачи выглядит следующим образом:
Имеется три пункта отправления груза:
A1 – Ростов-на-Дону;
А2 – Астрахань;
А3 – Волгоград.
Имеется три пункта назначения:
В1 – Оренбург;
В2 – Череповец;
В3 - Н. Новгород.
Для каждого пункта отправления известно количество отправляемого груза(а1, а2 и а3 соответственно), а для каждого пункта назначения – количество груза, которое нужно туда доставить(b1, b2, b3). (Из табл. 2 исходных данных.)
Известны также тарифы на перевозки. Обозначим их как dij, где i – индекс пункта отправления, j – индекс пункта назначения.
Требуется найти конкретные объемы груза xij, чтобы схема доставки груза обеспечивала минимальные издержки, т.е. чтобы выполнялось условие
Более подробное и наглядное представление дает нижеследующая таблица:
Таблица 17
Транспортная таблица
Пункты назначения
Пункты отправления |
B1 |
В2 |
В3 | |
b1 |
b2 |
b3 | ||
A1 |
a1 |
d11 x11 |
d12 x12 |
d13 x13 |
A2 |
a2 |
d21 x21 |
d22 x22 |
d23 x23 |
A3 |
a3 |
d31 x31 |
d32 x32 |
d33 x33 |
Подставляя конкретные числа, получим:
Таблица 18
Матрица решения задачи
Пункты назначения
Пункты отправления |
B1 |
В2 |
В3 | |
135 |
80 |
45 | ||
A1 |
120 |
404 |
430 |
358 |
A2 |
90 |
404 |
418 |
346 |
A3 |
50 |
344 |
358 |
286 |
При решении задачи должны соблюдаться следующие условия допустимости (ограничения):
1)
т.е. из всех пунктов отправления в каждый пункт назначения должно быть завезено столько груза, сколько предусмотрено планом.
V1 = 135 V2 = 80 V3 = 45
2)
т.е. во все пункты назначения из каждого пункта отправления необходимо вывезти весь запланированный к перевозке груз.
Q1 = 120 Q2 = 90 Q3 = 50
3) Хij ≥ 0, i = 1, 2, 3; j = 1, 2, 3.
т.е. объем перевозок между любыми пунктами не должен быть величиной отрицательной.
Решение
Транспортная задача является сбалансированной, так как общее количество отправляемого груза(120т.+90т.+50т.=260т.) равно общему количеству получаемого (135т.+80т.+45т.=260т.)
Составим начальное решение (опорный план) методом минимального элемента [10]*:
Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (3,3). Помещаем туда меньшее из чисел A3=50 и B3=45. После этого клетки (1,3) и (2,3) дальше рассматриваться не будут, так как в пункт B3 уже отправлено необходимое количество груза.
Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (3,1). Помещаем туда меньшее из чисел A3=50-45=5 (45т из 50 т. уже отправили) и B1=135. После этого клетка (3,2) дальше рассматриваться не будет, так как из пункта А3 уже отправлен весь груз.
Находим следующую незанятую клетку с минимальным тарифом. Таких две: (1,1) и (2,1). Выбираем из них любую. Пусть это будет (1,1). Помещаем в нее меньшее из чисел A1=120 и B1=135
Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (2,1). Помещаем туда меньшее из чисел A2=90 и B1=135-120-5=10 (в пункт B1 уже отправлено 120т. из пункта А1 и 5т. из пункта А3).
Оставшиеся 80т. из пункта A2 отправляем в пункт B2
Весь груз из пунктов отправления распределен, во все пункты назначения отправлено требуемое количество груза. Результат проделанных операций изображен в таблице 19
Таблица 19
Начальное решение (опорный план) транспортной задачи
. Пункты . назнач.
Пункты отправления |
B1 |
В2 |
В3 | |
135 |
80 |
45 | ||
A1 |
120 |
404 120 |
430 |
358 |
A2 |
90 |
404 10 |
418 80 |
346 |
A3 |
50 |
344 5 |
358 |
286 45 |
Проверим полученный опорный план на невырожденность. Количество заполненных клеток N должно удовлетворять условию N=n+m-1. В нашем случае N=5, n+m=3+3=6, что удовлетворяет условию невырожденности плана.
Вычислим общие затраты на перевозку всего груза. Перемножим числа стоящие в одной клетке (для всех клеток), т.е. количество груза, отправляемого по маршруту, умножим на величину тарифа; затем полученные произведения сложим. Получим значение суммарных затрат, для данного начального решения.
Pнач=100550 (руб)
Проведем поэтапное
улучшение начального решения, используя
метод потенциалов.
Составим вспомогательную рабочую матрицу затрат. За
основу берем таблицу 19, в заполненные
клетки (которые соответствуют задействованным
маршрутам) пишем только величину тарифа
dij. Остальные клетки остаются пустыми.
Кроме того, введем вспомогательный столбец,
в который внесем значения неизвестных
U1 ... U3 (для трех пунктов отправления)
и вспомогательную строку, в которую
внесем значения неизвестных V1 ...
V3 (для трех пунктов назначения).
Эти n+m неизвестных должны для всех (i,j),
соответствующих загруженым клеткам,
удовлетворять линейной системе уравнений:
Ui+Vj=dij
Эту систему всегда можно решить следующим
способом: На первом шаге полагаем V3=0.
Если на k-м шаге найдено значение неизвестной,
то в системе всегда имеется еще не определенная
неизвестная, которая однозначно может
быть найдена на (k+1)-м шаге из уравнения
Ui+Vj=dij, так как значение
другой неизвестной в этом уравнении уже
известно. То, какую неизвестную можно
найти на (k+1)-м шаге, определяют методом
проб. Переменные Ui и Vj называются
симплекс-множителями или потенциалами.
Порядок вычисления потенциалов
был следующий:
1) Пусть V3 = 0 ;
2) U3 = P3,3 - V3 ;
3) V1 = P3,1 - U3 ;
4) U1 = P1,1 - V1 ;
5) U2 = P2,1 - V1 ;
6) V2 = P2,2 - U2 ;
Рабочая матрица тарифов с рассчитанными потенциалами представлена ниже.
Таблица 20
Матрица тарифов
. Пункты . назнач.
Пункты отправления |
B1 |
В2 |
В3 |
||||||||
b1 |
b2 |
b3 |
|||||||||
A1 |
a1 |
404 120 |
430 |
358 |
| ||||||
A2 |
a2 |
404 10 |
418 80 |
346 |
| ||||||
A3 |
a3 |
344 5 |
358 |
286 45 |
| ||||||
|
|
|
Теперь для всех свободных
клеток рабочей матрицы затрат
вычислим оценки Sij,
по формуле Sij = dij – Ui - Vj.
Каждая такая оценка показывает, на сколько
изменятся общие транспортные затраты
при загрузке данной клетки единицей груза.
Таким образом, если среди оценок имеются
отрицательные (затраты уменьшаются) то
данный план можно улучшить переместив
в соответствующую клетку некоторое количество
груза. Если же среди оценок нет отрицательных
- план является оптимальным.
Рабочая матрица затрат с заполнеными
оценками клетками представлена ниже,
оценки выделены курсивом.
Таблица 21
Матрица тарифов с оценками
. Пункты . назнач.
Пункты отправления |
B1 |
В2 |
В3 |
||||||||
b1 |
b2 |
b3 |
|||||||||
A1 |
a1 |
120 |
12 |
12 |
| ||||||
A2 |
a2 |
10 |
80 |
0 |
| ||||||
A3 |
a3 |
5 |
0 |
45 |
| ||||||
|
|
|
Из таблицы 21 видно, что отрицательных оценок нет, значит план улучшить нельзя, следовательно, решение, полученное в табл. 19 является оптимальным.
В проделанной курсовой работе была разработана система тарифов на перевозку грузов в прямом водном и смешанном сообщении, а также тарифов на перегрузочные работы. Тарифы разрабатывались применительно к маршрутам между конкретными географическими пунктами отправки/назначения с учетом реального расстояния между ними по водным и железнодорожным путям. Была определена оптимальная схема грузоперевозок, в ходе составления которой был задействован математический аппарат линейного программирования. В работе четко прослеживаются смысловые и алгоритмические связи между отдельными главами, так как методика расчетов нередко требовала возвращаться к полученным ранее результатам и использовать их в последующей работе. Кроме этого, были освещены наиболее важные общетеоретические вопросы касательно тарифообразования и тарифов, которые рассматривались как один из важных аспектов экономической деятельности предприятия.
Информация о работе Обоснование договорных тарифов и оптимальной схемы доставки грузов