Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:03, реферат
В настоящее время ситуация на отечественном рынке ВЭД характеризуется большой степенью неопределенности. Практически одновременный запуск нескольких масштабных национальных и наднациональных реинжениринговых проектов, затрагивающих основополагающие процессы отечественной логистики ВЭД, привел к многочисленным системным сбоям в работе федеральных органов исполнительной власти, курирующих ВЭД, и в первую очередь, в работе российской таможенной службы.
Проблемы информатизации таможенных
сегментов логистики
В настоящее время ситуация
на отечественном рынке ВЭД
Реформа центрального аппарата
ФТС России, приведшая к уходу
профессиональных кадров, упорное желание,
вопреки мнению рынка, реализовать
достаточно спорную идею переноса таможенного
оформления на границы РФ, реорганизация
самих таможенных органов и их,
не всегда продуманное сокращение,
образование Таможенного союза
трех республик СНГ и принятие
наднациональных нормативных
По масштабу и значимости любое из перечисленных мероприятий заслуживает самого пристального внимания и системного профессионального обсуждения на всех, без исключения, уровнях государственного управления, требует большой и скрупулезной подготовительной работы по принципу «не навреди». Поспешные узковедомственные несогласованные мероприятия по реформированию важнейшего для страны сегмента рынка окончательно запутали, как участников ВЭД, так и самих «законотворцев», привели к кризисной ситуации в системе проектного управления. Что произойдет первого июля, когда начнется новый этап развития национальных и наднациональных таможенных технологий, как будут осуществляться таможенные процедуры на новых границах в условиях применения нормативных актов союзного государства, как, детально будет организовано взаимодействие разных таможенных служб и разных таможенных процедур? Самое главное, что ожидает в новых условиях конкретный бизнес, какие ему придется нести издержки? На эти вопросы в стране, на настоящий момент, не может ответить никто.
Рынок покорно ждет «судного дня» и, с чисто российским оптимизмом, надеется на чудо, которое принесут ему инновации новых технологий удаленного электронного таможенного оформления. Но так ли оптимистична ситуация в этом инновационном сегменте, какие проблемы реально стоят за декларируемыми лозунгами, и что необходимо предпринять, чтобы реально решить эти проблемы? Остановимся на этих вопросах более подробно.
Не требует комментария аксиома о том, что нельзя автоматизировать неопределенность. Если отсутствует идеология того или иного процесса, его нормативно-правовой фундамент, закрепляющий построенное на нем здание из технологических регламентов и процедур, ни о какой системной автоматизации этого процесса говорить нельзя. Можно лишь помочь управленцам компьютеризировать небольшие локальные сегменты их деятельности. Нельзя говорить об «одном окне» комплексного электронного оформления тех или иных процессов, если отсутствуют идеология и технология не только взаимодействия этих процессов за таким «единым окном», но и технология, и идеология самих этих процессов. Именно такая ситуация характерна, на настоящий момент, для информатизации компонент рынка ВЭД, в целом, и автоматизации оформления внешнеторговых потоков, в частности.
Из-за отсутствия общей идеологии
модернизации национального и
Рынок нуждается в упрощении таможенных и иных формальностей, прозрачности и открытости процедур контроля и оформления, снижению связанных с их проведением логистических издержек.
С этой точки зрения, все без исключения, добросовестные участники ВЭД заинтересованы в эффективных процедурах предварительного электронного таможенного оформления. Именно такая, общая формулировка важна и неслучайна. «Предварительное» - потому, что оформление должно проводиться до фактического прибытия транспортного средства (а еще лучше – до его отправления) и до прибытия груза. Только такое оформление дает возможность заранее планировать и оптимизировать логистические издержки. «Электронное» – потому, что только с помощью современных информационных технологий можно увязать в единое целое весь технологический документооборот, все информационные потоки всех субъектов международных грузовых перевозок и организовать быструю передачу требуемой информации от нужного источника необходимому адресату. «Таможенное оформление» - потому, что это наиболее общий термин, характеризующий весь процесс таможенной очистки грузов, включающий в себя и подготовительные операции, и декларирование, и выпуск.
В этой идеологии, именно участники
ВЭД и, курирующие их деятельность,
внешнеэкономические и
1. Электронное предварительное
информирование таможенных
2. Электронное обеспечение гарантий и уплаты таможенных платежей.
3. Электронное и интернет-декларирование.
Уже в таком, искусственном делении единого процесса заложена концептуальная ошибка, но, тем не менее, это современный подход к проблеме со стороны ФТС России.
Первая часть - электронное
предварительное
Данные в различных
внешнеторговых документах, имеющие
одинаковую функциональность, могут
быть полезно использованы в целях
пограничного и таможенного контроля
только при «сквозном» рассмотрении
всех процессов ВЭД и всех потоков
в целом. В ином случае, данные перевозочных
коносаментов могут не совпадать
с данными внешнеторгового
Таможенное дело в России
вообще не признает понятия «груз»,
которым оперирует транспортная
логистика и ее субъекты: экспедиторы,
перевозчики, агенты, грузовые терминалы.
В таможенной деятельности используются
только понятие «товар». Следует
заметить, что понятия «товар»
в таможенном деле и «товар» в
логистике внешнеторговых операций
тоже, строго говоря, разные. Такое раздельное
и неоднозначное понимание
Следующий важнейший аспект
- электронные гарантии и электронное
обеспечение платежей. В данном случае
совершенно непонятно вычленение этого
блока из общей модели декларирования.
Не может быть декларирования без
обеспечения платежей, не может быть
электронного декларирования без электронного
обеспечения уплаты всех видов таможенных
платежей. Здесь видится некоторая
искусственность и
В конце прошлого столетия только таможенная система могла обеспечить учет и мониторинг поступления платежей в бюджет Российской Федерации. Иные инструменты и институты государства не работали должным образом. Пусть недостаточно совершенные, но на тот момент действенные и, вероятно, единственно возможные механизмы учета и обеспечения гарантий и платежей, созданные таможенной службой, работали. Но со временем их недостатки стали очевидны. Достаточно эффективно работают национальные банковские и налоговые системы. Электронная оплата любых налогов и осуществление любых платежей легко осуществимы, а их механизмы не требуют пояснения. Однако по непонятной причине только автоматизация таможенных платежей осуществляется с использованием устаревших средств их реализации и контроля. Вместо того, чтобы интегрировать усилия многих компаний на исправление этой ситуации, Федеральная таможенная служба фактически выдавливает с рынка ВЭД единственную в стране действующую электронную специализированную платежную систему, и способствует созданию на ее месте параллельной непрозрачной системы с далеко не современными механизмами. Имевшиеся системы гарантий обеспечения платежей вообще ликвидированы с непонятными перспективами.
Выход видится в демонополизации и реинжениринге этой специфической области, в передаче многих учетных и обеспечивающих функций национальной налоговой системе, построению прозрачных и эффективных систем электронной оплаты на основе межбанковских технологий и современных средств коммуникаций в увязке с компонентами предварительного информирования и предварительного электронного декларирования внешнеторговых поставок.
Организация обеспечения электронные гарантии уплаты таможенных сборов и платежей также требует инновационного реинжениринга. Новый подход должен, прежде всего, опираться на механизмы логистики внешнеэкономической деятельности, безусловно учитывающей необходимость наличия эффективного таможенного контроля, но устраняющей необоснованные ведомственные административные барьеры, снижающие эффективность внешнеторговых операций. Для обеспечения гарантий свободного и безопасного движения внешнеторговых поставок, возможно, необходимо использовать нейтральную авторитетную организацию, не связанную в своей деятельности с таможенной службой. Такой организацией может быть, например, российская Торгово-промышленная Палата. Она могла бы гарантировать государству наличие достоверный и полной информации по внешнеторговым поставкам, и реализовать поручительство за их доставку. Могут быть предоставлены финансовые гарантии, что все перемещаемые внешнеторговые товары будут соответствовать заявленной контрактной стоимости и начисленные платежи в полном объеме поступят в бюджет государства. В этом случае, излишние административные барьеры могут быть сняты, а всем участникам внешнеторговых операций организация (ТПП России) предоставит гарантии свободного и беспрепятственного движения товарных потоков, транспорентность и прогнозируемость бизнеса. В обеспечение этих инноваций можно будет задействовать имеющиеся на рынке механизмы электронных расчетов платежей и гарантий, учета и зачета обязательств, проведения транзакций в режиме реального времени, в том числе и с использованием банковских карт. Сведения, включающие не только сертификационные и перевозочные, но и стоимостные параметры при таком подходе могут стать элементами информационного обмена с использованием технологий предварительного информирования и «интернет» декларирования.