Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Каналы распределения продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать формирование и действие логистической системы на конкретном предприятии. Для этого поставлены следующие задачи
-охарактеризовать логистическую систему в целом;
-проанализировать каналы распределения продукции на предприятии.

Содержание

Введение
Теория логистики и вопросы ее применения
Вопросы применения логистики
Основные положения логистики. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей
Каналы распределения продукции
Практическая характеристика предприятия
Краткая характеристика предприятия
Анализ системы распределения продукции хлебозавода
Совершенствование организации распределения готовой продукции на Оршанском хлебозаводе
Расчетная часть
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС - логистика.doc

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:

1. Проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2. Стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

3. Устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

4. Приспосабливают товар к требованиям покупателей;

5. Проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

6. Организуют товародвижение (транспортировка и складирование);

7. Финансируют движение товаров по каналу распределения;

8. Принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, - это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.

Каналы распределения  товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис.1.

 

Производитель

       

Потребитель

     

Канал нулевого уровня

     
                 

Производитель

Розничный посредник

Потребитель

                 
 

Одноуровневый канал

         
                 

Производитель

Оптовый посредник

 

Розничный посредник

Потребитель

                 
     

Двухуровневый канал

     
                 
                 

Производитель

Оптовый посредник

Мелко

Оптовый посредник

Розничный посредник

потребитель

                 
   

Трехуровневый канал

     

 

Рис. 1 Каналы распределения  товаров разных уровней

 

Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельно члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни одни из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.

Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителей и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис.2).

 

Розничный посредник

   
         
 

Оптовый посредник

 

Потребитель

   

   

Производитель

       
         

 

Рис. 2 Вертикальные каналы распределения

 

Один из членов канала, как правило, либо является собственником  остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникали как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

1. От чьего имени  работает посредник

2. За чей счет посредник  ведет свои операции

Таблица 1 – Типы посредников  в каналах распределения

Тип посредника

Признак классификации

Дилер

От своего имени и за свой счет

Дистрибьютор

От чужого имени и за свой счет

Комиссионер

От своего имени и за чужой  счет

Агент, брокер

От чужого имени и за чужой  счет


 

Дилеры – это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В последнее время дилеры становятся держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение наиболее близкое к конечным потребителям.

Различают два вида дилеров.

-эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции.

-дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.

Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. По договору им приобретается право продажи продукции. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

Комиссионеры. Оптовые и розничные посредники. Они не являются собственниками продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. Комиссионер должен обеспечить сохранность товара.

Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лицу (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделку от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. Вознаграждение они получают как по тарифам, так и по доверенности.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Они не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию.

После выбора типов посредников  в канале распределения необходимо определиться с количеством этих посредников. В логистике разработаны три подхода к решению этой проблемы:

-интенсивное распределение,

-эксклюзивное распределение

-селективное распределение.

Интенсивное распределение предполагает обеспечение запасами продукции в возможно большем числе торговых предприятий.

Эксклюзивное распределение предполагает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий.

Селективное распределение представляет собой нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.

Для повышения эффективности сбыта  продукции и в целях экономии средств организации часто прибегают  к использованию многоканальных систем распределения продукции.

Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынка  сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов  распределения, их связь с конкретными  категориями потребителей и друг с другом.

Формы доведения товара до потребителя  определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта. Это позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.

Показатели логистической деятельности могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели логистической деятельности часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели логистической деятельности легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния логистической системы, пользуются популярностью. Но при этом они имеют ряд существенных недостатков: они отражают прошлые результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не показывают конкретные проблемы и способы их устранения. Прямые показатели логистической деятельности больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки и т.п.

Абсолютные показатели логистической деятельности включают единичные показатели логистической деятельности (например, объем сбыта или наличия) и суммарные показатели логистической деятельности (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели логистической деятельности. Относительные показатели логистической деятельности делятся на удельные показатели логистической деятельности (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные показатели логистической деятельности (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

К наиболее общим показателям логистической деятельности цепей поставки относятся показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность.

Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это может  показаться на первый взгляд, а действительно  показывает эффективность организации  использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит  от способа использования ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Например, профессионализм или непрофессионализм менеджеров может соответственно увеличить или снизить пропускную способность предприятия при одних и тех же имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность сотрудников снижается, что приводит к снижению мощности. В связи с этим, как указывалось ранее, выделяют проектную, эффективную и фактическую мощность.

Помимо абсолютного  значения мощности для анализа эффективности  логистической деятельности используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Например, если парк транспортных средств спроектирован на доставку 100 т материалов в неделю, но реально доставляет только 60 т, то коэффициент использования его мощности составляет 60%.

Производительность. Этот показатель логистической деятельности – один из наиболее широко используемых. Выделяют несколько типов производительности: 
         -общая производительность – отношение общей пропускной способности к общему количеству использованных ресурсов. Недостатки:

 -использование денежных единиц измерения для сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от бухгалтерских приемов; трудности точного определения значений для всех используемых составляющих, особенно нематериальных, таких как квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация фирмы и т.д.;

-невозможность выделения наиболее важных факторов;

-частичная производительность – отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно:

-производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;

-производительность труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;

-производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в оборудование;

Информация о работе Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Каналы распределения продукции