Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается, как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйства, наука и космос

Содержание

Введение стр.3
1. Рынок электроэнергии и его характеристика
1.1. Специфика электроэнергии как товара стр.4
1.2. Спрос и предложение стр.5
1.3. Ценообразование (тарифы) на электроэнергию стр.7
1.4. Конъюнктура стр.10
2. Развитие рынка электроэнергии и роль государственного
регулирования
2.1.Основные этапы развития рынка электроэнергии стр.11
2.2.Недостатки и достоинства регулирования стр.15
2.3.Основные формы государственного управления
электроэнергетикой стр.17
2.4.Формы конкуренции и структура отрасли стр.19
2.5.Основные проблемы перехода к конкуренции стр.22
3. Оптовый и розничный рынки электроэнергии:
3.1.Структура дерегулируемого рынка электроэнергии стр.25
3.2.Оптовый рынок электроэнергии и мощность стр.27
3.3.Розничный рынок электроэнергии стр.30
3.4.Механизм трансляции цен оптового рынка на
розничный рынок электроэнергии стр.32
4. Правительственные меры по развитию рынка электроэнергии стр.34
5. Основные используемые термины на рынке электроэнергии стр.37
Заключение стр.38
Список используемой литературы стр.39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

       - продолжалось дальнейшее слияние и укрепление отдельных независимых компаний, что позволяло за счет положительного эффекта масштаба сокращать издержки, а за счет концентрации денежных средств и привлечение инвесторов, проявлявших в этот период большой интерес к быстро развивающейся отрасли, совершенствовать технологию производства, передачи и распределения электроэнергии. Это давало возможность строить новые всё более мощные электростанции и линии электропередачи всё более высокого напряжения;

       - увеличение единичной мощности генерирующих установок и повышение напряжения линий электропередачи позволили постоянно снижать удельные издержки на производство и передачу электроэнергии за счет повышения эффективности электростанций и снижения потерь при передаче.

       По этой причине цены (тарифы) на электроэнергию оставались стабильными, а относительно цен на большинство других потребительских товаров снижались. Это создало условия для обеспечения электроэнергией все большего круга потребителей и расширения сфер ее промышленного и бытового применения;

       - в  западных странах, особенно в США, электроэнергетика в начале этого периода сформировалась в виде двух основных видов вертикально-интегрированных структур, муниципальных компаний и компаний, принадлежащих инвесторам.

       Первые из них были регулируемыми естественными монополиями, обеспечивавшими электроэнергией тот или иной населённый пункт, вторые продавали вырабатываемую ими электроэнергию, как правило, близлежащим муниципальным компаниям и также регулировались государством. Межрегиональные электрические связи в большинстве стран были развиты слабо.

       В странах социалистического лагеря, и, в первую очередь, СССР электроэнергетика развивалась в сторону все большей интеграции – от отдельных региональных энергосистем к объединённым энергосистемам нескольких регионов и единой энергосистеме страны.

       Важным следствием процесса интеграции в этих странах стало создание развитых межсистемных электрических сетей, позволяющих передавать большие потоки электроэнергии между энергосистемами и регионами.

       В западных странах с начала 70-х и вплоть до 90-х прошлого века, характеризовавшихся высокими темпами инфляции, имели место следующие процессы:

       - происходил постоянный и существенный рост постоянных и переменных издержек энергетических компаний, стремившихся возместить все свои издержки через тарифы. Это, естественно, вело к росту цен на электроэнергию и вызывало недовольство потребителей, многие из которых причину роста цен усматривали в неэффективности регулирования.

       К этому же периоду относится усиление критики энергетических компаний и государственных  органов: за строительство атомных станций – из-за высокой стоимости и проблем безопасности, гидроэлектростанции – из-за затопления больших массивов плодородной земли и проблем судоходства и крупных угольных электростанций – из-за загрязнения окружающей среды. По мнению критиков, принятые соответствующего законодательства и переход не рыночные отношения способны были ослабить эти негативные явления;

       - потребление электроэнергии перестало расти прежними темпами и практически стабилизировалось из-за перехода на новые энергосберегающие технологии, в то время как из-за привлекательности отрасли для инвесторов повсеместно имелся неоправданный избыток генерирующих мощностей, оплачиваемых в итоге потребителями;

       - в ряде стран имели место крупные системные аварии и в целях повышения надёжности работы отдельных энергосистем повсеместно стали строиться межсистемные линии электропередачи, что сделало возможным  торговлю электроэнергией между энергосистемами.

       Все эти процессы и соображения, а также замедление роста положительного эффекта масштаба в отрасли и, в первую очередь, в генерации, поставили в повестку дня вопрос об отказе от монополии и переходе к дерегулированию и конкуренции в тех сферах деятельности, где это было целесообразно сделать. Таковым в электроэнергетике являются производство электроэнергии, и ее поставка, в то время как передача и распределение, по очевидным причинам, в любом случае являются естественными монополиями.

       Дополнительным обстоятельством, позволившим либерализовать отношения на рынке электроэнергии, стал достигнутый к этому времени качественно новый уровень информационных технологий и средств измерения и связи, необходимый для передачи и обработки увеличенного объёма информации, вызываемого усложнением отношений участников рынка.

       В связи со сказанным выше, в начале 90-х прошлого столетия в ряде стран были проведены реформирование и реструктуризация электроэнергетики, предусматривающих дерегулирование отрасли и переход к конкуренции.

       Дополнительным пульсом к дерегулированию электроэнергетики в странах Евросоюза стали: 1 директива Европарламента, принятая в 1998 году и направленная на создание единого рынка электроэнергии;2 проведение в ряде стран приватизации основных объектов электроэнергетики.

       В  итоге, в настоящее время уже несколько десятков стран перешли или переходят к дерегулированию и конкуренции на рынке электроэнергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Недостатки и достоинства регулирования

        

       Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале, на регулируемом рынке цены должны быть равны предельным издержкам производителей в долговременном периоде и производители должны иметь стимулы для снижения своих издержек. Однако ни один из методов ценообразования, разработанных и опробованных на практике за многолетнюю историю регулирования рынков, не позволяет одновременно достичь обеих вышеуказанных целей. Объясняется это прежде всего тем, что установление цен (тарифов) регулятором является бюрократическим и трудоёмким процессом, требующим получения и анализа большого объёма объективной информации о рынке и издержках производителей, в связи с чем пересмотр цен (тарифов) не может происходить часто.

       Поэтому регуляторы вынуждены устанавливать цены (тарифы) неизменными на какой–либо достаточно длительный период времени. При этом, если цены (тарифы) установлены на основе издержек производителя, обычно исторических, то с той или иной степенью точности производитель компенсирует все свои издержки долговременного периода, включая доход на инвестированный капитал и прибыль. Но при этом стимулы минимизировать свои издержки, например, за счет совершенствования технологии, у производителя отсутствуют, так как в следующем периоде это неизбежно приведет к снижению цены (тарифа) на его продукцию. Минимизация издержек не принесет ему ожидаемой прибыли (как это было бы на конкурентном рынке), а только удешевит его продукцию для потребителей. Следовательно, производитель не заинтересован в инновациях, и отрасль будет развиваться не так динамично, как она могла бы.

       В этом смысле более приемлемым является установление цен (тарифов) в виде ценового потолка, обычно на основе какой – либо формулы, учитывающей инфляцию и научно – технические прогнозы. В этом случае у производителя появляется стимул минимизировать свои издержки, так как в течение периода действия тарифа вся экономия от снижения издержек будет принадлежать ему. Но для того, чтобы производитель успел воспользоваться плодами своих инноваций, срок действия должен быть достаточно длительным – 5 лет и более. Другим условием ценообразования на основе ценового потолка является установление цены (тарифа) на таком уровне, чтобы добросовестный и инициативный производитель не обанкротился.

       Таким образом, ни один из основных подходов регуляторов к ценообразованию не может сравниться по своей эффективности с ценообразованием на конкурентном рынке. В то же время, у регулируемого рынка электроэнергии в виде вертикально – интегрированной монополии есть и ряд преимуществ перед конкурентным рынком.

       К ним, прежде всего, следует отнести:

       - возможность легко решать такие задачи государственной политики, как субсидирование менее развитых территорий и отраслей экономики, сниженные тарифы для малообеспеченных слоёв населения и  использование нетрадиционных и возобновлённых источников энергии;

       - возможность присутствия на рынке крупных и очень крупных относительно пиковой нагрузки энергосистемы производителей, что на конкурентном рынке неприемлемо из-за их рыночной власти;

       - полное использование положительного эффекта масштаба производства;

       - возможность привлечения более дешёвых кредитов и инвестиций, т. к. Риски для инвесторов на монопольном рынке меньше, чем на конкурентном;

       - наилучшие возможности для оптимизации режимов электростанций и, соответственно, переменных издержек производства;

       - более высокая надежность энергосистемы из-за централизации вопросов оперативного управления, эксплуатации и развития.

       Необходимо также отметить, что преимущества конкурентного ценообразования полностью могут проявиться только на рынках совершенной или абсолютной конкуренции, тогда как на практике большинство рынков, в том числе и рынки электроэнергии, таковыми не являются. Имеющийся на сегодня опыт либерализации рынков электроэнергии в разных странах также неоднозначен – есть успешные примеры, но есть и откровенно неудачные.

       Поэтому из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

       - либерализация может быть эффективна на тех рынках электроэнергии, на которых обеспечен достаточный уровень конкуренции, т. е. имеется много средних и мелких относительно нагрузки энергосистемы производителей и отсутствуют крупные производители, обладающие рыночной властью;

       - до перехода к конкуренции необходимо провести тщательный анализ предпосылок и последствий перехода к конкуренции.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой

 

       В зависимости от типа экономики страны (плановая или рыночная), вида собственности (государственная или частная) и степени дерегулирования рынка (монополия или конкуренция) применяются разные формы государственного управления отраслью.

       При этом можно выделить три основные формы государственного управления отраслью:

       1.  Прямое государственное управление отраслью:

       При этой форме управления государство владеет и через свои органы (например, министерство) напрямую управляет и отраслью и входящими в неё предприятиями. Объём производства и поставок, ценовая и инвестиционная политики, финансовые показатели, направления использования прибыли – практически все важные для предприятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда отвечают её интересам.

       2. Государственное управление отраслью через государственную корпорацию:

       При этой форме управления государство владеет отраслью, но управляет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключается в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет волю государства и должна действовать в его интересах, имеет определённую самостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффективности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государственным регулирующим  органом.

3. Государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли:                                              

      Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При форме управления предприятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирование, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либерализованных рынках электроэнергии.

       Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно  заключается в:

      лицензирование;

      государственном регулировании цен (тарифов);

      государственном надзоре за надёжностью и безопасностью производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

Информация о работе Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации