Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить логистику как фактор оптимизации затрат предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты логистики;
- дать характеристику логистическим затратам и определить пути их снижения;
- предложить пути оптимизации логистических затрат на примере торговой сети «ГИППО»;
- по результатам исследования сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ……………………………. 5
1.1Сущность и понятие логистики…………………………………………….. 5
1.2Логистические центры: особенности и развитие…………………………... 8
2ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ………………….. 13
2.1Сущность и характеристика логистических затрат……………………….. 13
2.2Пути снижения логистических затрат……………………………………... 16
3ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ТОГОВОЙ СЕТИ «ГИППО»……………………………………………………
21
3.1 Характеристика торговой сети «ГИППО»…………………………………. 21
3.2 Пути оптимизации логистических затрат в торговой сети «ГИППО»…... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 31
Логистические затраты но обслуживанию заказов потребителей подразделяются на:
- затраты, связанные с получением заказов, - с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и продажи ее (выплаты дилерам, комиссионные вознаграждения за представительство по продаже продукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены продукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);
- затраты, связанные с выполнением заказов, - с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и услуг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной документации, связью и перепиской, а также с издержками вследствие особых ситуаций. Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:
- продуктивные затраты - это затраты на создание ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят производственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление финансовых операций и процесса продаж. Затраты на упаковочные работы рекомендуется включать сюда в том случае, если они помогают продвижению продукции на рынке;
- затраты на поддержание логистического бизнеса - затраты, которые сами по себе не создают ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции и т.д. [19, с. 113];
- затраты на надзор - это затраты на мероприятия, направленные на предотвращение негативных результатов. Каждый бизнес нуждается в системе раннего предупреждения в случае, например, если товар не продается так хорошо, как ожидалось, или технологии компании больше не обеспечивают ей конкурентного преимущества на рынке. Сюда также относятся затраты на надзор за работой других участников бизнеса, например поставщиков или дистрибьюторов товара;
- убыточные затраты - это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудования и др. [19, с. 114].
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
- затраты на формирование конечного продукта;
- трансакционные затраты.
Затраты на формирование конечного продукта - это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт.
Трансакционные затраты - это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополнительные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необходимо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества [13, с. 86].
Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:
- поиск клиентов - сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными;
- переговоры - выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;
- обеспечение интересов сторон - научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;
- процесс обмена - транспортные и складские операции;
- контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия [10, с. 243];
- адаптация - подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;
- корректировка субоптимальных договорных условий - догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;
- ослабление стратегических позиций - уход потребителей, сокращение рыночной доли;
- завершение сделки - исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации. По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные транеакционные затраты. К регулярным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и контроле торгового соглашения в процессе обменных отношений [10, с. 244].
Первые три из перечисленных видов трансакционных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согласованию интересов сторон. Остальные трансакционные затраты появляются после заключения договора. Ясно, что между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже последующие [2, с. 191].
Значительная часть
- стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;
- плата за посреднические услуги;
- рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;
- затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования [16, с. 112].
Таким образом, логистические затраты - совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе от поставщиков сырья через производственное предприятие до конечного потребителя.
2.2 Пути снижения логистических затрат
Деятельность любого коммерческого предприятия направлена на получение прибыли путём удовлетворения потребностей покупателей и при этом сопровождается определенными затратами. Величина затрат зависит от того, насколько эффективно используются предприятием методы их снижения. Значительную часть затрат составляют так называемые логистические издержки, т.е. затраты, связанные с движением товара от первичного источника (поставщиков сырья, материалов, комплектующих) до конечного потребителя. При определении эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических издержек на данном предприятии и у его конкурентов. Для осуществления контроля над логистическими издержками можно предложить следующие рекомендации.
- Концентрировать усилия на контроле затрат в местах их возникновения.
- Обрабатывать данные по разным видам затрат по-разному.
- Сокращать виды деятельности (процедур, работ, операций) с целью сокращения издержек [18, с. 502].
Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными (может снизиться качество продукции). Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем издержек то, что не нужно делать вовсе, оценивать деятельность предприятия в целом. Для этого нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики.
В процессе контроля над логистическими издержками недостаточно контролировать затраты, которые образуются в пределах одного предприятия. Требуется выявление всех затрат и ясности механизма их образования. Традиционные методы учета логистических издержек осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом. Например, расходы, связанные с процессом выполнения заказа (комплектация заказа, отгрузка, доставка), складываются из множества логистических издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно логистические издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях [14, с. 370].
В отличие от традиционного подхода к учету логистических издержек, логистика предусматривает ведение пооперационного учета логистических издержек на всем пути. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция логистических издержек должна позволить определить, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить логистические издержки на его выполнение. Учет логистических издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д.
При анализе логистических издержек необходимо соблюдать следующие правила:
- четко определять и обосновывать конкретные виды логистических издержек, которые следует включать в схему анализа;
- определять центры сосредоточения логистических издержек, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные логистические издержки и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;
- выявлять важные пункты сосредоточения логистических издержек в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра логистических издержек;
- логистические издержки необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений;
- все логистические издержки рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс;
- стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму логистических издержек, возникающую в пределах предприятия как юридического лица; затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику логистических издержек;
- процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям [15].
При проведении анализа логистических издержек необходимо использовать методы:
– стратегический (бенчмаркинг) – сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;
– стоимостной – нормативный метод, основанный на изучении элементов издержек и направленный на снижение издержек и соответственно повышение потребительской ценности продукции;
– функционально-стоимостной – направлен на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей, основан на тщательном изучении этапов процесса выполнения заказов и выяснение возможности стандартизации для перехода к более дешёвым технологиям [4, с. 508].
Основное внимание необходимо уделять сокращению логистических издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Таковыми являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%). В структуре затрат на товародвижение расходы на содержание сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции составляют 44%, на складирование и диспетчирование – 16%, На распределение продукции расходы составляют примерно 40% (магистральные и технологические перевозки соответственно 23 и 9%, 8% - непосредственно сбыт готовой продукции). В состав издержек по распределению продукции входят расходы: на упаковку, складирование, транспортировку, хранение готовой продукции, на отгрузку, на рекламу, изучение ценовой политики, изучение рынка сбыта (потребительского спроса).
Пути снижения уровня логистических издержек:
– исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности;
– оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат;
– обеспечение контроля над общими затратами;
– поиск более дешевых ресурсов;
– повышение производительности труда сотрудников;
– обновление наиболее затратных звеньев логистической цепочки при осуществлении инвестиций в бизнес [16, с. 329].
В качестве способов снижения издержек, связанных с распределением продукции можно предложить следующее:
– улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок (координация деятельности предприятия и его партнёров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции);
– поочерёдность отпуска продукции;
– компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счёт сокращения издержек в другом (транспорт направляется по маршруту, который длиннее, но топливо на этом пути можно купить намного дешевле);
– использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений по распределению продукции;
– выбор оптимального объёма упаковки;