Управление запасами при помощи авс-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

УО.docx

— 102.53 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические аспекты анализа управления запасами в       логистической системе на предприятии

 

    1. Понятие и классификация товарных запасов

 

 

Товарные запасы ― это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства в сферу потребления. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей. Большая часть финансовых средств торгового предприятия, в связи со спецификой деятельности, сосредоточена в товарных запасах [26].

На характер процесса пополнения запасов  товаров влияют особенности производства и транспортировки товаров, а  особенности потребления определяют характер процесса расходования запасов. Таким образом, эффективное управление товарными запасами является приоритетной, первоочередной задачей в экономике  торговли.

Товарные запасы выступают в  качестве необходимого условия оборота  товаров. Они создаются на всех стадиях  их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных  предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые  можем сказать, что на различных  предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции  их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном  обществе товарные запасы создаются  с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются  интересы получения максимальной прибыли  при реализации товаров. Следовательно, правильное планирование и формирование торгового ассортимента на предприятиях торговли и поставка товаров в  целом, ведут к увеличению объемов  реализации товаров, а следовательно, к ускорению товарооборачиваемости.

Товарные запасы на торговом предприятии  должны отвечать следующим требованиям [15]:

- нормироваться, т.е. достигать определенных размеров, для того чтобы в течение определенного периода удовлетворять спрос;

- постоянно пополняться и обновляться.

По своей экономической сущности товарные запасы выполняют 3 функции:

- обеспечивают непрерывность товарного обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование;

- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, т. к. являются формой товарного предложения;

- регулируют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Формирование товарных запасов  всегда связано с дополнительными  финансовыми расходами. По своему содержанию затраты, связанные с созданием  и содержанием можно разделить  на несколько групп:

- отвлеченная часть финансовых средств из оборота вызывает их «омертвление», т.е. чрезмерное увеличение запасов прекращает движение капитала, нарушает финансовую стабильность предприятия, заставляя руководство в срочном порядке изыскивать необходимые для операционной деятельности денежные средства;

- расходы, которые возникают в связи с хранением и владением запасами. Это расходы, связанные с арендой и содержание складских помещений, оплатой труда, перемещением запасов, страхование имущества и др.;

- расходы, связанные с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей и др.

В свою очередь, отсутствие необходимого объема запасов приводит также к  увеличению дополнительных расходов. В целом, торговые предприятия, создавая запасы товарно-материальных ценностей, преследуют следующие основные мотивы:

- поддержание непрерывности торгового процесса. Товарные запас должен обеспечить время транспортировки, время, затрачиваемое на входной контроль, предпродажную подготовку товаров, комплектацию, предотвратить, в случае нарушения установленного графика поставки, простой торгового процесса, изменения спроса и т.д.;

- стоимость отрицательного уровня запасов (дефицита).

Если на торговом предприятии возникает  дефицит запасов, то возникает возможность  возникновения дополнительных расходов. Они делятся на три вида и имеют  отрицательное влияние на деятельность предприятия:

- расходы в связи с несвоевременным, запоздалым выполнением заказа, когда его нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

- расходы в связи с потерей сбыта, когда постоянный заказчик обращается в какую-то другую фирму за покупкой, они измеряются в показателях потерянной выручки;

- расходы в связи с потерей заказчика, когда отсутствие запасов отражено не только потерей торговой сделки, но и тем, что заказчик ищет другие источники снабжения;

- сезонность, так как иногда только в определенный период времени можно доставить продукцию потребителю или произвести ее. В некоторые регионы нашей страны только в ограниченный период времени можно доставить продукцию конечному потребителю, а спрос на нее имеется в течение всего года;

- наличие скидок при покупке крупной партии товаров;

- инфляция и возможные спекуляции на росте цен. Торговые предприятия, предвидя рост цен, создают большие размеры запасов, с целью получения прибыли в дальнейшем из-за роста цен [5].

Запасы являются важнейшим инструментом обеспечения баланса спроса и  предложения на рынке. В связи  с тем, что в цене товара значительную часть составляют издержки, связанные  с нахождением его в форме  запаса, одной из важнейших задач  распределительной логистики является максимальное сокращение этих издержек и времени пребывания материальных запасов в статичном состоянии.

С логистической позиции товарные запасы представляют собой материальные потоки, которые вышли из сферы  производства, но еще не поступили  в сферу потребления.

Запасы можно классифицировать по различным признакам.

Несмотря на большое число признаков  классификации, наиболее часто применяемой  является дифференциация материальных запасов, представляющая собой некий  сплав критериев по отношению  к логистическим операциям и  функциональной принадлежности [32].

По отношению к базисным логистическим  активам запасы подразделяют на: совокупные, запасы в снабжении, производственные и сбытовые.

В экономической литературе, все  запасы, имеющиеся и включающие в  себя сырье, основные и вспомогательные  материалы, полуфабрикаты, детали, готовые  изделия и т.п. определяются как  совокупные. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы торгового предприятия, являются объектом оптимизации логистического управления с позиции общих издержек.

Запасами в снабжении принято  называть материальные ресурсы, которые  находятся в логистических каналах  от поставщиков до складов материальных ресурсов, предназначенные для обеспечения  бесперебойной торговли.

Производственные запасы в сфере  торговли называются запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, предназначенные для собственного потребления, их основная цель обеспечить ритмичное функционирование торгового  процесса.

Сбытовыми, товарными запасами являются запасы готовой продукции, находящиеся  на складах торгового предприятия  и в каналах сферы обращения. Они предназначенные для удовлетворения спроса потребителей, для продажи. Запасы в каналах сферы обращения  делятся на запасы в пути или транспортные запасы и запасы на предприятиях розничной  и оптовой торговли.

В логистической системе предприятия  можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки [11].

К складским запасам относятся  запасы продукции, находящиеся на складах  различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических  посредников.

Транспортные запасы включают в  себя запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы.

Запасы грузопереработки, без логистической операции хранения, относятся к специфическим складским запасам.

По своему функциональному назначению запасы делятся на текущие, страховые  или гарантийные, подготовительные, сезонные, запасы продвижения готовой  продукции, спекулятивные и неликвидные  запасы.

Текущий запас это часть запаса, основная часть производственных и  товарных запасов, обеспечивающая непрерывность  торгового процесса между очередными поставками. Его размер постоянно  меняется.

Страховой запас предназначен для  непрерывного обеспечения материалами  или товарами торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств. Его размер может  колебаться от спроса на готовую продукцию, невыполнение договорных обязательств по поставкам, сбои в производственно-технических  циклах и др. Размер страхового запаса на торговом предприятии следует  определять на основе сопоставления  затрат на их содержания и упущенной  выгоды из-за возникновения дефицита [6].

Подготовительный запас на торговом предприятии составляет часть сбытового  запаса, предназначенного для подготовки материальных ресурсов к производственному  или личному потреблению. Наличие  данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических  элементарных действий по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке товара к реализации.

К сезонным запасам относятся запасы материальных ресурсов и готовой  продукции, создаваемые и поддерживаемые на предприятии при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера  производства у поставщиков.

Запасы продвижения готовой  продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для  быстрой реакции на проводимую торговым предприятием маркетинговую политику продвижения товара, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах  массовой информации. Эти запасы, должны удовлетворить спрос на данный товар, в случае резкого увеличения на него. Чаще всего они являются товарами широкого потребления, аудио - и видеотехника.

Спекулятивные запасы обычно создаются  торговыми предприятиями для  материальных ресурсов в целях защиты от возможного повышения цен на них  или введения протекционистских  квот или тарифов.

Устаревшие, неликвидные запасы, как  правило, образуются, когда логистические  циклы в дистрибьюции и торговле не совпадают с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта. Задачей экономиста-менеджера является предотвращение возможности появления таких запасов.

В различных системах управления запасами на предприятии максимально желательный  запас используется как ориентир при расчете объема заказа [39].

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени  заказа следующих партий.

Текущий запас в любой момент времени может совпадать с  максимально желательным запасом, пороговым уровнем или страховым  запасом.

Таким образом, запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Положительная роль запасов  заключается в том, что они  обеспечивают непрерывность торгового  процесса и сбыта, сглаживая непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках, повышая надежность логистической  системы предприятия. Негативной стороной запасов является то, что в них  замораживаются значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей торгового предприятия, которые могли бы быть использованы им на другие цели, например инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение  производительности труда и т.п.

Основной проблемой логистического управления запасами торгового предприятия  является согласование, координация  зачастую противоположных целей  различных сфер предприятия (маркетинга, торговли и финансов) по отношению  к запасам. Например, менеджмент маркетинга заинтересован в наиболее высоком  уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать  на изменение спроса. С позиции  сбытового менеджмента, запасы должны прежде всего обеспечить непрерывность  торгового процесса и сбыта, и  в тоже время минимизация затрат, связанных со снабжением. Финансовый менеджмент заинтересован в наименьшем уровне запасов в логистической  сети торгового предприятия с  точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных  с управлением запасами и повышением отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа