Шпаргалка по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:05, шпаргалка

Краткое описание

Транспорт – отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки людей и грузов. В общественном производстве транспорт относится к сфере производства материальных благ. По характеру перевозок: грузовой и пассажирский транспорт. По назначению:
Транспорт общего назначения, который обслуживает сферу обращения товаров и населения.
Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный и ведомственный.
Транспорт личного пользования: легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика Экзамен (1).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и сущность транспортной логистики

 

Транспорт – отрасль  материального производства, которая  осуществляет перевозки людей и  грузов. В общественном производстве транспорт относится к сфере производства материальных благ. По характеру перевозок: грузовой и пассажирский транспорт. По назначению:

  1. Транспорт общего назначения, который обслуживает сферу обращения товаров и населения.
  2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный и ведомственный.
  3. Транспорт личного пользования: легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и т.д.

«Транспортная система» представляет собой комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок, и обычно употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. Элементами транспортной системы России являются:

  1. Железнодорожный или рельсовый транспорт;
  2. Морской и речной транспорт (водный);
  3. Автомобильный транспорт;
  4. Трубопроводный транспорт (также продуктопроводы);
  5. Городской транспорт (комплекс, состоящий из различных видов транспорта – метрополитены, трамвай, троллейбус, автобус);
  6. Промышленный или производственный транспорт – все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий.

Управление и организация транспортного процесса в логистике – занимается транспортная логистика, в компетенцию которой входит

  • оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортного средства, определение разноканальных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

 

Предмет транспортной логистики: комплекс задач, связанных с перемещением грузов. Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счёт масштаба грузопереработки и дальности маршрута.

 

2. Цель и задачи транспортной логистики

 

При формулировании целей транспортной логистики необходимо учитывать  два обстоятельства:

  • перевозки осуществляются в конкурентных условиях рыночных отношений
  • перевозчики являются свободными субъектами рынка и одними из главных участников потоковых процессов.

Поэтому цель транспортной логистики  двойственна. С одной стороны  она заключается в организации оптимальных транспортных потоков путём гармонизации интересов перевозчиков и других участников логистической цепочки. С другой стороны – в получении транспортным предприятием максимальной прибыли и обеспечении устойчивого положения на рынке при выполнении требований качественного и количественного характера, которые предъявляются со стороны клиента. Достижение этих целей предполагает решение ряда задач оптимизационного характера, касающихся как внешнего взаимодействия транспортных предприятий с другими участниками потокового процесса, так и взаимодействие между различными структурами внутри транспортной отрасли.

В рамках внешнего взаимодействия решаются задачи координации управленческих решений транспортных предприятий с предприятиями других отраслей народного хозяйства в правовой, технической, технологической, информационной и экономической сферах. В правовой сфере рассматриваются вопросы взаимодействия участников потокового процесса, как свободных субъектов рынка.

В технической сфере согласовываются мощности транспорта, грузовладельцы, склады, терминалы, перегрузочные и перевалочные пункты, решается задача технических параметров путей сообщения, транспортных средств, машин, механизмов, тары.

В технологической сфере первичной является разработка и внедрение единых технологических процессов не только для разных видов транспорта, но и для взаимодействующих с ними предприятий, клиентов и посредников, что следует рассматривать:

  • как основу межфирменного планирования, которая осуществляется независимо от форм собственности на капитал;
  • как актуализацию  складывающихся в последние годы в развитых странах (в т.ч. и России) горизонтальных связей.

В информационной сфере транспортные предприятия совместно с другими участниками потокового процесса должны обеспечивать:

  • стандартизацию электронных сообщений в логистической цепи, что позволяет сократить расходы на сбор данных;
  • увеличение скорости информационного потока в целях получения выигрыша во времени, раскрепощение связанного капитала, а также расширение массива информации с помощью специальных программ;
  • формирование каталога идентификации грузов (номер, количество, адреса грузовладельцев и экспедитора и т.д.) – достигается в частности с помощью применения штрих-кодов.

В экономической сфере  взаимодействия транспортных предприятий с другими участниками потокового процесса задача состоит в определении внетранспортного эффекта и его справедливом распределении в соответствии с лептой каждого из участников транспортировки в достижении единого экономического результата.

Что касается задач в области внутреннего взаимодействия, то здесь речь идёт о выявлении экономически выгодных областей работы конкретных видов транспортных и их комплексном использовании, а это ведёт к последовательному решению задач по оптимальному распределению перевозок между видами транспорта, выбору перевозчиков, типов и видов транспортных средств для выполнения перевозок, выявления наиболее выгодных схем доставки грузов и рациональных маршрутоперевозок.

На заключительном этапе выявляются узкие места в системах логистического управления из-за которых возникают потери во времени, нерациональном использовании материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

 

3.  Выбор внешнего вида транспорта

 

Выбор внешнего вида транспорта.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика к потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных  и транспортных операций, а также услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Поэтому выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия при этом учитывают:

  • размещение производства;
  • источники сырья и потребителей;
  • технико-экономические особенности различных видов транспорта;
  • оптимальный уровень запасов;
  • виды упаковки.

Основа выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки – информация о характерных особенностях различных видов транспорта, их преимущества и недостатки, а критериями является стоимость и скорость доставки продукции.

Железнодорожный транспорт. Организация перевозок регулярна и осуществляется на большие расстояния. Преимущества железнодорожного транспорта:

  • более низкая себестоимость перевозки груза и возможность осуществления регулярной транспортировки вне зависимости от метеорологических условий и времени года.
  • Возможность сооружения железнодорожных путей практически на любой сухопутной территории и организации массовых перевозок с высокой провозной способностью и значительной скоростью.
  • Возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями с использованием подъездных путей и обеспечением доставки без дорогостоящей перевалки.
  • Универсальность подвижного состава, который может перевозить груз различного назначения (нефть, уголь, лесные и строительные материалы и т.д.).

Недостатки ж.д.:

  • Высокая капиталоёмкость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансированного капитала.

 

(Техническое оснащение железнодорожного транспорта включает разнообразные сооружения и устройства:

    1. Рельсовые пути с искусственными сооружениями;
    2. Станции с соответствующим обустройством;
    3. Подвижной состав;
    4. Устройства электроснабжения;
    5. Специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения.)

 

  • Ограниченной количество перевозчиков и невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Автомобильный транспорт осуществляет перевозку грузов по безрельсовым путям, т.е. автодорогам, и имеет значительную сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния, так и на дальние расстояния, когда требуется перевести специфические виды грузов и при этом сократить время доставки. Преимущества:

  • Возможность перевозки практически всех видов грузов от тарно-штучных до шипучих и жидких. При этом партия груза при автомобильных перевозках в среднем в пять-десять раз меньше чем на железнодорожном транспорте.
  • Осуществление прямых доставок без перевалок грузов или сведения количества погрузочно-разгрузочных работ к минимуму.
  • Возможность доставки груза потребителям с высокой скоростью, что позволяет доставлять груз точно в срок, и расстояние на сто километров преодолевается в 20 раз быстрее, чем по железной дороге. Наличие значительной маневренности и выбор наиболее оптимального маршрута доставки.
  • Возможность доставки груза со значительным спектром применения автомобильного транспорта по расстояниям, при этом наиболее эффективно использовать транспорт при подвозе и вывозе массовых навалочных грузов до ста-двухсот километров, и при перевозке промышленных и продовольственных товаров – до 400 километров.

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки и осуществлять их небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жёсткие требования к упаковке. Скорость доставки грузов и пассажиров по своим скоростным характеристикам уступает только воздушному транспорту.

Основные недостатки:

  • Высокая себестоимость перевозок;
  • Вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;
  • Малая грузоподъёмность;
  • Плохое состояние дорог и незначительная их протяжённость;
  • Дорогое обслуживание и большая стоимость материально-технической базы.
  • Автотранспорт экологически неблагоприятен и сокращает возможность его использования.

 

Внутренний водный транспорт занимает специфическое место в транспортном обслуживании и обеспечивает доставку грузов  на отдельные территориальные образования, не имеющих развитых сухопутных путей и задействован в перевозках массовых грузов. Речной транспорт имеет ряд специфических особенностей:

  • Сравнительно невысокая стоимость перевозок (на магистральных реках на 35% ниже железнодорожных перевозок и в 3-5 раз ниже автомобильных);
  • Сезонность перевозки грузов  и ограничение движения погодными условиями;
  • Небольшие капитальные затраты по сравнению с сухопутным транспортом (первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным магистральным рекам – в 8-10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог и в 3-4 раза меньше затрат на строительство автомобильных дорог с твёрдым покрытием).
  • Высокая провозная способность.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами и является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. По сравнению с другими видами транспорта морской имеет ряд позитивных отличий:

  • Наличие практически неограниченной пропускной способности, которую может сдерживать производительность переработки грузов в портах и пропускная способность каналов.
  • Наличие, также как и в речном транспорте, сравнительно невысоких капиталовложений как первоначальных, так и последующих, т.е. сооружение и эксплуатация путей сообщения, относительно невысокие топливно-энергетические затраты на перевозку грузов на дальние расстояния, достаточно низкая себестоимость перевозочного процесса.

К недостаткам относят:

  • Зависимость от природных и навигационных условий.
  • Необходимость строительства сложного портового хозяйства.
  • Низкая скорость;
  • Жёсткие требования к упаковке.

 

Воздушный вид транспорта.

Воздушный транспорт занимается в  основном пассажирскими перевозками, а грузовые перевозки по сравнению  с другими видами транспорта имеют небольшой вес.  Недостаток: высокая стоимость перевозки, зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный вид  транспорта.

Трубопроводы:

  1. Нефтепроводы;
  2. Продуктопроводы;
  3. Газопроводы.

Этот вид транспорта характеризуется низкой себестоимостью, высокой пропускной способностью и большой сохранностью грузов. Недостаток: небольшой ассортимент грузов, подлежащих транспортировке.

//

Транспортировка грузов предполагает различные варианты использования  одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существует несколько моделей перевозок грузов:

Виды моделей  перевозок грузов

Название модели

Специфические признаки

Методы организации

Унимодальная

 

 

 

 

Один вид транспорта;

Единый фрахт и проездные  документы;

Один диспетчерский пункт.

От дверей до дверей отправителя и получателя

Интермодальная

Распределение ответственности за груз между участниками перевозки  грузов;

Различные тарифы и транспортные документы;

Система МРП (толкающая плановая система)

Мультимодальная

Роль перевозчика выполняет один вид транспорта, остальные – участники перевозок;

Оплата услуг, единая ставка фрахта, единые транспортные документы.

«Точно-в-срок» (тянущая позаказная система)

Трансмодальная

Единые транспортно-проездные документы  на перевозку грузов различными транспортными средствами

«Движущее шоссе» (организация непрерывного процесса перевозки)

Амодальная

Один диспетчерский пункт;

Различные маршруты движения транспортных средств;

Единая сквозная ставка фрахта;

Единая ответственность за груз;

Сочетание систем МРП и «Точно-в-срок» (метод быстрого реагирования)

Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"