На региональном уровне
значение складов велико в связи
с развитием и созданием новых
территориально-производственных комплексов,
в которых целесообразно создавать крупные,
объединённые складские базы по видам
продукции производственно-технического
назначения и по видам товаром народного
потребления.
На локальном уровне
складской инфраструктуры размещение
и работа складов существенно
влияют на грузопотоки и транспорт
промышленных товаров и услуг, а также
на общую эффективность работы промышленных
предприятий и транспорта
На производственном
уровне – они влияют на общий
ритм и организацию основных процессов
производства на заводах и фирмах на размещение
и работу внутри производственного и внешнего
транспорта, себестоимость промышленной
продукции и другие показатели эффективности
производственной деятельности предприятия.
9. Назначение и функции складского хозяйства.
Основным назначением склада является концентрация запасов,
их хранение и обеспечение бесперебойного
и ритмичного выполнения заказов потребителей.
К функциям склада можно отнести следующие:
- Преобразование производственного спроса в потребительский - создание нужного
ассортимента на складе содействует эффективному
выполнению заказов потребителей и осуществлению
более частых поставок и в том объёме,
который требуется клиенту.
- Консолидация грузов – для сокращения
транспортных расходов и предотвращения
транспортных заторов на погрузочно-разгрузочных
площадях склад может осуществлять функцию
консолидации грузов в более крупную смешанную
партию в определённый район сбыта.
- Складирование и хранение – эта функция позволяет
выровнять временную разницу между выпуском
продукции и её потреблением и даёт возможность
осуществлять непрерывное производство
и снабжение на базе создаваемых товаров.
- Унитизация и транспортировка грузов – многие предприятия
заказывают со складов партии товара меньше,
чем вагон или трейлер, а это значительно
увеличивает издержки, связанные с их
доставкой. Поэтому для сокращения транспортных
расходов складв может осуществить объединение
(т.е. унитизацию) небольшой партии для
нескольких клиентов до полной загрузки
транспортного средства.
- Комплектация партий грузов – если предприятия
территориально рассредоточены, то пересортировка
и транзитное комплектование грузов удобно
осуществлять на промежуточном складе.
По прибытию на терминал транспорт разгружают
и составляют консолидированные партии
груза для определённых заказчиков и рынков.
- Сглаживание асинхронности производственного
процесса – для достижения согласованности
между отдельными операциями процесса
производства на складе формируется запас
материально-технических ресурсов.
- Предоставление услуг. Позволяет обеспечить
фирме высокий уровень обслуживания
потребителей и включает:
- подготовку товаров для продаж фасовка, заполнение контейнеров, расфасовку и т.д.
- Проверку функционирования приборов и оборудования и их монтаж
- Придание продукции товарного вида путём предварительной обработки
- Предоставление транспортных услуг
- Контроль и поддержка требуемого уровня запасов продукции.
Система складирования
предполагает оптимальное размещение
грузов на складе и рациональное управление
им. При его разработке необходимо
учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости
между внешними и внутренними потоками
и связанные с ними факторы (параметры
склада, технические средства, особенности
груза и т.д.) Разработка систем складирования основывается
га выборе рациональной системы из всех
технически возможных для решения
поставленной задачи методом количественной
и качественной их оценки. Выбор рациональной
системы складирования должен осуществляться
в следующем порядке:
- Определяются место склада в логистической цепи и его функции;
- Устанавливается общая направленность технической оснащённости складской системы (механизированная
или автоматизированная)
- Определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования.
- Вырабатываются элементы каждой складской подсистемы
- Создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем.
- Осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных.
- Проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта.
- Осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
10. Классификация складов
При выборе помещения для склада
следует знать о классификации, ибо объективная
необходимость в специально обустроенных
местах для содержания запасов существует
на всех стадиях движения материального
потока. Этим объяняется большое кол-во
классификаций складов.
Виды складов
- по отношению к функциональным базисным областям логистики:
- по видам хранимой продукции:
- склады сырья, материалов, комплектующих
- незавершенного производства, готовой продукции
- тары и упаковки
- остатков и отходов
- инструментов
- по форме собственности:
- собственные склады предприятий
- коммерческие
- арендуемые
- по функциональному назначению:
- сортировочно-распределительные
- сезонного или длительного хранения
- транзитно-перевалочные (грузовые терминалы и пр.)
- склады снабжения производства
- торговые
- по продуктовой специализации:
- не специализированные
- специальные
- универсальные
- смешанные
- по технической оснащенности:
- частично механизированные
- механизированные
- автоматизированные
- полнстью автоматические
- по наличию внешних подъездных путей:
- с причалами
- с рельсовыми подъездными путями
- с автодорожными подъездными путями
- по виду складских сооружений:
- открытые
- полузакрытые
- закрытые
- по этажности:
- многоэтажные
- одноэтажные с высотой до 6 м
- высотные > 6 м
- высотно-стеллажные > 10 м
- с перепадом высот
- Классификация для РФ: склады класса A, B, C и D.
11. Организация систем
складирования.
Организация систем складирования
становится актуальной задачей в
условиях эксплуатации собственного
складского предприятия, поскольку правильный выбор такой системы
позволяет добиться максимального использования
складских мощностей, а значит, сделать
функционирование склада более рентабельным.
Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе
и рациональное управление им. При
её разработке необходимо учитывать все
взаимосвязи и взаимозависимости между
внешними и внутренними потоками, поэтому
разработка систем складирования основывается на выборе рациональной
системы из всех технически возможных
систем для решения поставленной задачи
методом количественной и качественной
оценки. Этот процесс выбора и оптимизации
предполагает выявление связанных между собой факторов,
объединённых в несколько основных подсистем:
- Складируемая грузовая единица;
- Вид складирования ;
- Оборудование по обслуживанию склада;
- Система комплектации
- Управление перемещением груза;
- Обработка информации;
- Конструктивные особенности зданий и сооружений.
Выбор рациональной системы складирования
должен осуществляться в таком порядке:
- Определяется место склада в логистической цепи и его
функции;
- Устанавливается общая направленность технической оснащённости складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
- Определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
- Осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех
технически возможных.
- Проводится оценка каждого варианта и осуществляется
окончательный выбор рационального варианта.
Выбор элементов складских подсистем
ведётся с помощью схем или
диаграмм, а также разработанных
программ на ЭВМ.
Роль складирования в логистике
неоднозначна.
С одной стороны, общей тенденцией является максимальное
сокращение складских запасов.
С другой стороны избежать создания
складских запасов в большинстве случаев
не удаётся, поэтому в логистическом менеджменте складирование продукции осуществляется
в том случае, если оно позволяет снизить
издержки или улучшить качество логистического
сервиса.
12. Логистический процесс на складе
Под логистическим
технологических процессом понимается
совокупность последовательно выполняемых
операций, связанных с подготовкой
приёмки продукции, поступлением, перемещением,
распаковкой, приёмкой продукции по
количеству и качеству, размещением на хранение,
укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой
к отпуску и отпуском продукции потребителю.
Логистические складские операции регулируются технологическим процессом,
представляющим собой материально вещественный
поток товаров в рамках ограниченных грузов
и объёмных параметров. Логистический
процесс на складе весьма сложен – он
требует согласованности функций снабжения
запасами, переработки груза и физического
распределения запаса.
Весь процесс можно разделить
на три вида операций:
- Направленные на координацию службы закупки;
- Связанные с переработкой груза и документации;
- Направленные на координацию службы продаж.
13. Виды складирования.
Виды складирования определяют
выбор технологического оборудования
и форму размещения его в пространстве.
Выделяют следующие основные виды складирования:
- Штабели блоками.
- На полочных стеллажах до 6 метров;
- Высотные склады до 10 метров;
- Передвижные стеллажи;
- И т.д.
В качестве преимущества различных
видов складирования рассматриваются:
- Высокая степень использования площадей и объёма склада;
- Свободный доступ к каждой единице
хранения;
- Быстрое реагирование на изменение в структуре запасов продукции;
- Возможность высотного складирования и хранения продукции.
- Лёгкость обслуживания потребителей;
- Возможность автоматизированного управления
запасами продукции;
- Выполнение принципа «первый пришёл – первый ушёл».
- Низкий уровень инвестиций и затрат на строительство.
- Низкий уровень эксплуатационных расходов, а также затрат на техническое обслуживание.
На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов
складирования, в особенности на складах
оптовой торговли, и распределительной
логистики. Объясняется это разнообразием
хранения продукции с её специфическими
особенностями.
Для обслуживания складов используют различные виды подъёмно-транспортных
машин и механизмов. Их выбор тесно
связан с уже перечисленными подсистемами
и зависит от характеристик самих технических
средств и общей направленности технической
оснащённости склада.
14. Тара и упаковка в логистике.
Всё техническое разнообразие
складов во многом определяется используемой
грузо единицей и той тарой
и упаковкой, в которой она
складируется. От этого зависит:
- Определение способа складирования;
- Выбор необходимого оборудования;
- Выбор подъёмно-транспортных механизмов и расчёт их параметров;
- Определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса
разгрузки-выгрузки, размещения хранения,
поиска и т.д.
Тара –разновидность
упаковки, которая используется для
размещения в ней продукции и служит для предотвращения повреждения
и порчи при транспортировке, а также
работа связанных с погрузкой и разгрузкой
складированием и хранением.
Тара разделяется:
- По материалам: из дерева, стекла,
бумаги, комбинированная и т.д.
- По габаритам: крупногабаритная
и малогабаритная.
- По времени использования: одноразовая, возвратная,
оборотная;
- По крепости: мягкая, жёсткая,
полужёсткая
- Устройство: неразборная, складная,
разборная.
- По характерным свойствам: сохраняющая заданную
температуру, сохраняющая заданное давление,
негерметичная.
- По возможности доступа: открытая и закрытая.
- По конструктивному назначению: транспортная, потребительская.