Анализ маркетинговой и коммуникационной деятельности ЧУП "Калинковичский молочный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ коммуникационной политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
– изучить коммуникационную политику предприятия как элемент комплекса маркетинга;
– рассмотреть коммуникационную стратегию предприятия;
– определить основные разработки бюджета коммуникационной стратегии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Коммуникационная политика как элемент комплекса маркетинга 5
1.2 Коммуникационная стратегия предприятия 13
1.3 Разработка бюджета коммуникационной стратегии 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУП "КАЛИНКОВИЧСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 23
2.1 Общие сведения о КУП «Калинковичский молочный комбинат» 23
2.2 Ресурсы предприятия 26
2.3 Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики. 28
2.4 Производство продукции 29
2.5 Реализация продукции 29
2.6 Экономические результаты деятельности предприятия 29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП "КАЛИНКОВИЧСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 30
3.1 Товарная политика предприятия 30
3.2 Ценовая политика предприятия 30
3.3 Сбытовая политика предприятия 31
3.4 Коммуникационная политика предприятия 34
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии 40
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

Коммуникационные маркетинговые стратегии предприятий разрабатываются как для успешного продвижения на рынке уже существующего товара или услуги, так и для выхода на новые рынки или выходы нового товара или услуги.

Разработка коммуникационной стратегии осуществляется исходя из актуальных потребностей рынка с учётом предпочтений целевой аудитории, ее ментальности и других факторов. Главная цель разработки коммуникационной стратегии – управление взаимодействием потребителя и бренда, формирование эффективного и предсказуемого общения потребителя с брендом, совершенствование бренда, согласно мнению потребителя, запросов времени и рынка. В процессе разработки коммуникационной стратегии анализируются стоящие задачи, формируются сообщения (message) и определяются основные элементы, посредством которых будет происходить эффективная передача сообщений представителям целевых аудиторий.

Коммуникации возникают  на стыке интересов как ответ  на взаимные потребности. Коммуникационная политика – это совокупность действий и мероприятий по установлению, поддержанию и развитию связей со стейкхолдерами. Медийная реклама, спонсорская и благотворительная деятельность, реклама в местах продаж, промо-мероприятия, публичные выступления сотрудников, презентационные материалы, подарки и сувениры, пресс-релизы, веб-сайт – все это элементы коммуникационной политики.

Коммуникационная стратегия – широкомасштабная и долгосрочная программа достижения главнейших коммуникационных целей фирмы в рамках ее маркетинговой стратегии. Ее основная задача – обеспечение информационной поддержки стратегии развития бизнеса компании

В процессе разработки коммуникационной стратегии анализируются существующий образ компании, стоящие перед  ней стратегические задачи, определяются основные информационные тренды и медиа-каналы, посредством которых будет происходить передача обращения к целевой аудитории, разрабатывается комплекс коммуникационных программ и pr-проектов через которые будет формироваться образ компании и ее первых лиц в информационном пространстве. Для своевременной корректировки и увеличения эффективности PR-кампании в рамках разработки коммуникационной стратегии также определяется набор ключевых показателей эффективности (KPI) PR-активности.

Для выработки эффективной стратегической позиции предприятия необходимо классифицировать современные формы коммуникаций промышленного предприятия. В данном случае используется типология из работы Д. Шнайдера «Технологический маркетинг» [27, с. 362].

 

Рисунок 1.1 – Маркетинговая коммуникационная система

 

Видно, что различные  типы коммуникации равнозначны по своему классификационному значению, но каждый из них имеет свои специфические особенности при достижении поставленных целей. В частности, массовые коммуникации, не смотря на их высокую стоимость, наиболее привлекательны для большинства современных отечественных компаний, так как результаты такой работы легко планируются и контролируются.

Индивидуальные коммуникации более дорогостоящи с точки зрения стоимости контактов, но имеют более  качественные показатели личного убеждения  субъектов внешней среды. Формирование эффективной коммуникации продукта находиться в рамках традиционной маркетинговой деятельности предприятия и зависит от умения менеджмента создавать региональные, национальные и мировые товарные марки (бренды). Специфика маркетинговой деятельности промышленных предприятий Беларуси заключается в том, что большинство высокодоходных компаний предприятий работают в сырьевых и перерабатывающих отраслях первого передела не требующей эффективной коммуникации продукта.

Внешние коммуникации требуют четкого планирования и координации деятельности соответствующих подразделений. В современной литературе много вариантов построения абстрактных планов внешних коммуникаций. Алгоритм коммуникационного планирования примерно следующий: задачи и бюджет – позиционирование – исследование – выбор целевой аудитории и практические задачи – коммуникационные задачи – креативная стратегия – медиа-стратегия и интегрированные маркетинговые коммуникации – мониторинг кампании и оценка результатов. При информационно-аналитическом подходе к планированию внешних коммуникаций и учету рекомендаций каждого из обозначенных этапов предполагается построение эффективной системы внешнего взаимодействия промышленного          предприятия [2, с. 55].

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить социально-экономическую  значимость крупных производственных корпораций. Увеличение их коммуникационной и рекламной активности создаст  условия для построения постиндустриального  общества в стране, ориентированного на стратегическое конкурентное взаимодействие продукта и рынка. Постепенно будет осуществлен уход от допотопных государственно-административных форм регулирования стратегической коммуникационной и социальной активности большинства крупных предприятий. Подъем рынка информационных услуг, в свою очередь, будет способствовать росту совокупного предложения в национальном хозяйстве в новых традициях современных производственных отношений потребителей и товаропроизводителей, тем самым повышая конкурентоспособность белорусских промышленных продуктов в рамках Всемирной торговой организации и в мировой экономике.

 

1.3 Разработка бюджета коммуникационной стратегии

 

Одна из самых трудных  проблем маркетинга, стоящих перед   компаниями – определение затрат средств на продвижение товаров и услуг.

Для расчета общего бюджета  на коммуникационную стратегию используют обычно четыре общих метода:

– исходя из возможностей компании;

– как процент от продаж;

– исходя из уровня затрат конкурентов;

– исходя из целей и задач, преследуемых рекламной программой.

Большинство компаний определяет уровень затрат на рекламу и стимулирование товаров, исходя из своих возможностей.

Многие компании используют метод подсчета общих затрат на продвижение  как процент от продаж, т. е. устанавливают рекламный бюджет в процентной зависимости от текущих или прогнозируемых продаж или определяют бюджет как процент от цены продажи. Некоторые фирмы предпочитают использовать этот метод благодаря его простоте. Так, если владельцы ресторанов знают, что средние расходы на продвижение для ресторанов составляют 4%, то они устанавливают рекламный бюджет на продвижение 4%.

Однако этот метод  не совсем оправдывает себя. Рассматривать  продажи как основу для продвижения неправильно: они скорее всего – результат политики продвижения. В этом случае бюджет определяется в большей степени доступностью фондов, а не возможностями самой фирмы.

Иногда это позволяет  предотвратить неоправданное увеличение расходов, если необходимо воспрепятствовать  падению продаж. Но так как годовой бюджет зависит от уровня продаж, планировать на длительный период трудно. Наконец, такой метод не обеспечивает основание для выбора определенного процента, если только не учитывается прошлая практика или процент конкурентов.

Другие компании, устанавливая свои бюджеты на продвижение, используют метод сопоставления затрат с уровнем конкурентов. Они наблюдают за рекламой конкурентов или получают сведения по уровню затрат в отрасли из публикаций или от торговых ассоциаций, а затем исходя из среднего уровня по отрасли устанавливают свои бюджеты.

Есть два аргумента  в пользу этого метода:

– бюджеты конкурентов представляют коллективный разум отрасли;

– сопоставимые расходы конкурентов позволяют предотвратить рекламные войны.

Но, к сожалению, эти  аргументы не убедительны. Нет никаких оснований считать, что конкурент лучше знает, сколько компания должна тратить на продвижение. Компании различны, и у каждой свои особенные потребности в рекламе и продвижении товара. А также совсем не очевидно, что бюджеты, основанные на конкурентном паритете, предотвращают рекламные войны.

Наиболее логично устанавливать  бюджет методом определения его  соответствия задачам и целям  программы продвижения. Прежде чем  определить бюджет на продвижение, специалисты  по маркетингу должны определить специфические цели, задачи, которые должны быть выполнены, чтобы достигнуть этих целей, и оценить затраты на их выполнение. Сумма всех этих затрат – и есть предлагаемый бюджет на продвижение.

Финансовое планирование, то есть составление бюджета заключается в трансформировании всех планируемых программ, тактики и задач в издержки с последующим их удержанием из объема ожидаемых продаж [9, с. 26].

Бюджет маркетинга одна из весьма сложных задач, с которыми приходится иметь дело руководителям  фирмы. Бюджет маркетинга включает в себя: расходы на исследования рынков (конъюнктурные, средне – и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями (реклама, стимулирование сбыта, участие в выставках и ярмарках и т.д.), на организацию товародвижения и сбытовой сети. Финансовые средства на перечисленные мероприятия черпаются из прибыли, которая без таких расходов была бы по своей массе значительно большей, однако, с другой стороны, без расходов на маркетинг вряд ли удастся в современных условиях продать достаточное количество единиц товара, чтобы окупить затраты на исследовательские работы и все остальное, связанное с его производством, не говоря уже о получении прибыли.

Чтобы оценивать порядок  величины расходов на маркетинг, можно воспользоваться уравнением прибыли:

 

                                  P = SW - [S (0 + A) + F + (R + D)],                                 (1.1)

 

где P – прибыль,

S – объем продажи в штуках,

W – прейскурантная цена, О - транспортные, комиссионные и иные расходы на продажу 1 единицы товара,

А – затраты на производство 1 единицы товара, не связанные с маркетингом, не зависящие от объема производства,

F – постоянные затраты на производство, не связанные с маркетингом, не зависящие от объема производства и продажи,

R – затраты на рекламу,

D – затраты на продвижение товара (стимулирование сбыта) [26, с. 299].

 

Естественно, что и  абсолютные, и относительные размеры  маркетинговых затрат зависят как  от размеров предприятия, так и от его роли и претензий на рынке. Тот, кто следует за лидером на почтительном расстоянии, обычно пользуется его усилиями по освоению рынка практически бесплатно, минимизируя собственные маркетинговые расходы. Наоборот, самостоятельное, инициативное освоение новых рынков и обновление товаров вызывают резкий скачек этих расходов. В любом случае тип и новизна товара, мера освоенности рынка, характер стратегии фирмы, ее озабоченность своим престижем – вот главные факторы, определяющие размеры бюджета маркетинга любой фирмы. Ясно также, что на сильно конкурированном рынке и при высоко уровне притязаний фирмы ей наверняка придется существенно увеличить затраты на маркетинг.

В настоящее время  существует множество различных  методик разработки бюджета маркетинга. Ф. Котлер в своих работах приводит две схемы формирования бюджета – планирование на основе показателей целевой прибыли и на основе оптимизации прибыли [17, с. 551].

Для составления предварительной  оценки функции реакции сбыта  применительно к своей фирме  можно воспользоваться тремя способами.

Статистический метод, когда управляющий собирает данные о прошлых продажах и уровнях  примененных комплекса маркетинга и производит оценку функций реакции  сбыта с помощью статистических приемов.

Экспериментальный метод, требующий варьирования уровня маркетинговых затрат и их распределения по аналогичным географическим или иным единицам разбивки с последующими замерами достигнутых объемов сбыта.

Метод экспертной оценки, когда при установлении необходимого уровня затрат, руководствуются обоснованными предположениями экспертов.

В современных литературных источниках по маркетингу приводится еще ряд методов по разработке маркетингового бюджета. Так, например,                 Федько В.П. выделяет следующее [24, с. 183-190]:

Метод финансирования «от возможностей». Он применяется фирмами, ориентированными на производство. А не на потребителя, не на маркетинг. На долю последнего обычно приходится лишь то, что остается после удовлетворения запросов производства как такового (если что-то остается). По существу, это так называемый "остаточный" метод финансирования. Его единственное, но весьма сомнительное преимущество – отсутствие каких-либо серьезных конфликтов по вопросам финансирования с производственными подразделениями из-за их безусловного приоритета. Недостатков – множество; прежде всего это абсолютная произвольность, субъективность выделения конкретных сумм. Их непредсказуемость из года в год и как следствие – невозможность планирования долгосрочных маркетинговых программ и мероприятий. Если на некоторые мероприятия (реклама, стимулирование сбыта) средства все-таки находятся, исследовательские работы, которые призваны дать ориентиры для всех остальных, остаются без ресурсной поддержки.

Метод «фиксированного процента» основан на отчислении определенной доли от предыдущего или предполагаемого объема сбыта. Например, принимается величина в 3% от объема продаж прошлого года. Этот метод достаточно прост и часто применяется на практике. Однако он же и наименее логичен, поскольку ставит причину (маркетинг) в зависимость от следствия (объема сбыта). При ориентации на результаты завершившегося периода развитие маркетинга становится возможным только при условии его предыдущих успехов. Если же на лицо рыночная неудача и объем продаж уменьшается. То вслед за этим пропорционально падет также и величина отчислений на маркетинг. Фирма оказывается в тупике.

Информация о работе Анализ маркетинговой и коммуникационной деятельности ЧУП "Калинковичский молочный комбинат"