Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:23, дипломная работа
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и ис-пользовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия внешней среды и особенности ее исследования 5
1.2. Основные методы анализа внешней маркетинговой среды предприятия 8
1.3. Роль анализа внешней среды предприятия в повышении эффективности деятельности предприятия 17
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 21
2.1. Общая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автокомплект» 21
2.2. Анализ внешней конкурентной среды предприятия ООО «Автокомплект» 26
2.3. Анализ основных факторов внешней среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 44
3.1. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ ООО «Автокомплект» 44
3.2. Совершенствование стратегических целей предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ\ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Содержание
Введение
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
Актуальность работы. Роль анализа внешней среды с целью повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях особенно актуальна. Результаты анализа внешней среды позволяют предприятию разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности с учетом факторов внешнего и внутреннего воздействия. В период кризисных преобразований, которые имеют место быть в настоящее время в нашей стране и в мире предприятие должно реализовывать гибкую маркетинговую политику с учетом быстроменяющейся внешней ситуации, с тем чтобы избежать кризисных явлений внутри организации, которые могли бы отразиться на общих показателях деятельности.
Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет предприятию получить более полную информацию и принять более достоверное решение. Именно поэтому анализ внешней среды предприятия является основным отправным моментом для выработки стратегических решений развития предприятия в условиях кризисных явлений и повышении эффективности его деятельности.
Цель работы - изучить
понятие внешней среды
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить понятие внешней среды, ее факторы, взаимосвязь между факторами, особенности каждого из факторов и его влияние на стратегию развития предприятия;
- изучить основные
методы анализа внешней
- определить роль анализа внешней среды предприятия в повышении эффективности его деятельности;
- дать общую характеристику и привести основные технико-экономические показатели деятельности предприятии ООО «Автокомплект»;
- провести анализ внешней
маркетинговой среды
- предложить мероприятия
по повышению
Объект курсового проекта – ООО «Автокомплект». Предмет курсового проекта – внешняя среда ООО «Автокомплект».
Теоретическую базу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных ученых - маркетологов, таких как Амблер Т., Ассэль Г., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Балашов В.Г., Голубков Е.П., Дайзэн Р., Дойль П., Котлер Ф., Литл Д. Ф., Малых В.В., Муратов И.М. и другие.
В работе были использованы следующие методы: сравнительно-аналитический метод; метод концептного анализа; методы маркетингового анализа; методы дедукции.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические
аспекты исследования внешней
маркетинговой среды
1.1. Общая характеристика понятия внешней среды и особенности ее исследования
Внешняя среда - это многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние.
За последние пятьдесят лет с появлением и развитием системного и ситуационного подходов в менеджменте, внешняя среда привлекает все большее внимание исследователей. Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. В связи со стремительным повышением турбулентности окружения, характер взаимодействия с ним бизнеса становится все более хаотическим, а последствия - все более существенными. Способность понимать ключевые процессы среды бизнеса - сегодня не просто хороший тон или изыск, а, напротив, суровая необходимость. Организация, не понимающая своего окружения и своих границ, обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью (изменчивостью) и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты (дарвиновская наследственность)1.
Несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде бизнеса, можно попытаться выделить её основные значимые черты:
Однако внешняя среда бизнеса сама по себе неоднородна. (рис.1.1)
Рисунок 1.1. Внешняя среда организации
С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации и её окружения можно условно выделить три группы:
Таким образом, внешняя среда - это многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние. К значимым чертам внешней среды относятся сложность, подвижность, взаимосвязанность факторов, турбулентность, неуправляемость.
Внешняя среда предприятия неоднородна по своей природе и формируется локальной, глобальной и международной средой. Каждую из этих сред формирует ряд определенных факторов, описанных выше. Понятие внешней среды подразумевает анализ рыночных возможностей предприятия. В результате данного анализа выявляются и оцениваются маркетинговые возможности предприятия, которые впоследствии могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению эффективности его деятельности.
Существует несколько методов анализа внешней среды предприятия. Рассмотрим их далее подробно.
1.2. Основные методы анализа внешней маркетинговой среды предприятия
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние5.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций6.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Для проведения анализ необходимо:
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности
— это благоприятные
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.9
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Опишем процедуру SWOT-анализа предприятия.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо: