Анализ устаревшего товара торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ устаревшего товара торговой организации и определить направления его совершенствования (на примере торговой сети «Молния»).
Цель работы определила задачи:
- изучить теоретические основы анализа устаревшего товара;
- провести анализ устаревшего товара торговой организации и определить направления его совершенствования.
Объект работы – торговая сеть «Молния».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ устаревшего товара Молния.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Формирование эффективной ассортиментной политики – одна из основных функций любой компании, определяющая ее конкурентоспособность. Вопрос о расширении (сужении) ассортимента выпускаемой (продаваемой) продукции может решаться по-разному в зависимости от целого комплекса конкретных условий – отрасли, товарной группы, размеров фирмы и прочих конъюнктурных составляющих. Однако, общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и требований к эффективности ассортимента самой компании (внутренние факторы). В работе проводится обзор основных критериев, и рассматриваются принципы их отбора для комплексной оценки существующего ассортимента компании. На наш взгляд, главный критерий для оценки эффективности работы компании – прибыль по всему ассортименту, заработанная за определенный период времени, например за месяц. При этом для определения возможностей по повышению общей прибыльности необходимо сформировать набор критериев для управления, с помощью которых возможны сравнение отдельных ассортиментных групп и расстановка приоритетов при управлении ассортиментом. 

Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.

В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.

Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно экономической обстановки в России оптовые торговые предприятия по разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека.

Устаревшая продукция - это неконкурентоспособная продукция, продукция, показатели качества которой не отвечают современным требованиям.

Устаревание товаров до того, как им действительно потребуется замена. Существует три типа запланированного устаревания: внешнего оформления с целью изменить представления пользователей о неприемлемости внешнего вида товаров; функциональное лишение товара по-настоящему привлекательных свойств, отсутствие которых в данный момент и последующая придача их товару могут способствовать его более ранней замене: конструкционных материалов, когда производители останавливают свой выбор на материалах или комплектующих изделиях, которые быстрее выходят из строя.

Цель исследования – провести анализ устаревшего товара торговой организации и определить направления его совершенствования (на примере торговой сети «Молния»).

Цель работы определила задачи:

- изучить теоретические основы анализа устаревшего товара;

- провести анализ  устаревшего товара торговой организации и определить направления его совершенствования.

Объект работы – торговая сеть «Молния».

Предмет работы - устаревший товар торговой организации.

 

1. Теоретические  основы анализа устаревшего товара

 

1.1 Экономическая сущность устаревшей продукции

Устаревшая продукция - Продукция, показатели качества которой не отвечают современным требованиям. Стандартами СРПП предусмотрен контроль состояния продукции на соответствие современным требованиям последовательно на всех этапах создания и производства продукции [из п. 1.2.15 Р 50-605-80-93]

Торговая организация из-за отсутствия покупательского спроса реализовывает морально устаревшие товары организации по ценам ниже себестоимости.

Особенности определения расходов при реализации товаров установлены статьей 268 НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 1 указанной статьи при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации:

- на стоимость приобретения  данных товаров, определяемую в  соответствии с принятой организацией  учетной политикой для целей  налогообложения одним из следующих  методов оценки покупных товаров:

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

- (и) на сумму расходов, непосредственно связанных с  такой реализацией, в частности  на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке  реализуемого имущества. 

В письме Минфина РФ от 28.03.2013 № 03-03-06/1/9830 разъяснено, что согласно п. 2 ст. 268 НК РФ если цена приобретения (создания) имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Таким образом, убыток от реализации морально устаревших товаров по сниженным ценам признается для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он получен.

1.2 Задачи, информационная база и основные  направления запасов

Задачи статистики товарных запасов и товарооборачиваемости в значительной степени ориентированы на обеспечение предприятия достоверной исчерпывающей информацией, на выявление закономерностей поведения товарных запасов и протекания процесса товарооборачиваемости на рынке. Основными задачами анализа товарных запасов являются:

  • учет товарных запасов в целом, а также в потоварном разрезе, в разрезе товарных групп, по различным субрынкам, фирмам и предприятиям;
  • разработка оптимального размера товарных запасов и оптимума товарооборачиваемости;
  • установление степени соответствия товарных запасов нормативам по сумме и в днях оборота, выявление причин выявленных отклонений
  • расчет и анализ объема, уровня и структуры товарных запасов, выявление произошедших изменений, установление их причин;
  • изучение динамики товарных запасов, выявление тенденций и анализ поведения в условиях сезонности;
  • выявление наиболее значимых для коммерческой деятельности предприятия номенклатурных позиций;
  • оценка соответствия товарных запасов спросу населения;
  • выявление причин образования сверхнормативных товарных запасов и запасов ниже нормы, разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнения запасов до норматива;
  • расчет и анализ показателей товарооборачиваемости, оценка их уровня и соотношения в потоварном разрезе, в разрезе отдельных субрынков и предприятий;
  • выявление тенденций и закономерностей процесса товарооборачиваемости;

- расчет влияния  основных факторов на изменение  и эффективность использования  товарных запасов.

Основными источниками информации о товарных запасах являются данные бухгалтерского учета, включая первичные документы, бухгалтерские регистры и бухгалтерскую, статистическую отчетность.

Важный источник информации о товарных запасах - данные инвентаризации, в которых уточняются учетные записи о состоянии товарных запасов, выявляются товары, не пользующиеся спросом, товары, утратившие свое качество, определяются товарные потери и виновные лица.

Полезную информацию для анализа можно получить из материалов по уценке товаров. Уценке подвергают товары устаревших фасонов и моделей, товары, утратившие первоначальный вид, частично потерявшие свое качество, товары сезонного спроса в период окончания сезона их использования. В процессе анализа нужно выявить причины появления товаров, требующих уценки, с целью свести к минимуму операции по вынужденной уценке в будущем.

Помимо традиционного оперативного учета используются современные информационные технологии, которые позволяют учитывать состояние и движение товаров в режиме реального времени. Такие системы способны давать информацию о состоянии товарных запасов и движении товаров по каждому наименованию, отслеживать остатки и уровень обеспечения товародвижения в любой момент времени. К сожалению, такие системы используются пока не на всех торговых предприятиях.

На основании поставленных задач можно выделить следующие направления анализа запасов:

  • расчет и оценка показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости: показатели обеспеченности товарооборота запасами, оборачиваемости запасов, времени одного оборота и т.п.
  • оценка оптимальности товарных запасов: расчет оптимума запасов и отклонений от него;
  • анализ состояния и изменения запасов;
  • анализ оборачиваемости запасов.

 

1.3 Модели управления оптимальным объемом товаров

Модель Уилсона

Для оптимизации размера товарных запасов используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model - EOQ).

Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера, как производственных запасов, так и запасов готовой продукции, давая ответ на вопрос, какой объем запаса данного вида предприятие должно приобретать единовременно. Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе. В основе расчета лежит деление всех затрат, связанных с запасами (за исключением расходов на их приобретение, общая сумма которых неизменна и зависит только от величины годового потребления данного вида запаса) на две группы в зависимости от изменения совокупных затрат при изменении объема партии заказа:

Затраты, которые связаны с заказом очередной партии запасов (включая расходы по транспортировке и приемке товаров) и не зависят от величины партии.

Затраты по хранению товаров на складе в течение определенного времени, которые зависят от объема запасов.

Очевидно, что с позиции минимизации первой группы затрат предприятию выгодно завозить сырье, материалы или товары для перепродажи как можно более высокими партиями. Чем больше размер каждой партии поставки, тем меньше количество заказов в течение рассматриваемого периода, соответственно ниже и совокупный размер операционных затрат по оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке.

С позиции сокращения затрат второй группы выгодно максимально сократить количество запасов, находящихся в каждый момент на складе, вплоть до минимально допустимого нормативного уровня, поскольку большие размеры запасов влекут за собой и высокие операционные затраты по их хранению.

Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот.

Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.

АВС - и XYZ-анализы запасов

ABC-анализ базируется на  принципе Парето, сформулировавшего  правило, суть которого сводится  к следующему:

контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т.е. запасы в нашем случае).

Среди основных факторов, которые могут влиять на присвоение запасам номенклатурной позиции той или иной категории контроля, выделяют следующие.

Годовой объем использования (потребления) номенклатурных позиций в стоимостном выражении.

Цена единицы номенклатурной позиции.

Дефицитность номенклатурной позиции.

Доступность ресурсов для производства номенклатурной позиции.

Длительность цикла для номенклатурной позиции.

Требования к хранению номенклатурной позиции (специальные требования к температурному режиму, влажности и т.п.).

Риск воровства.

Срок хранения.

Издержки вследствие отсутствия номенклатурной позиции на складе в требуемый момент времени.

Степень стабильности конструкций изделий, в которых применяется номенклатурная позиция.

Прочие факторы.

Если компания решила применять несколько признаков классификации одновременно, то номенклатурной позиции присваивается наивысшая из категорий.

Информация о работе Анализ устаревшего товара торговой организации