Анализ эффективности сбыта торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить систему показателей оценки эффективности торговой деятельности и пути повышения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность эффективности;
• выявить показатели оценки эффективности;
• провести комплексный анализ работы Смоленского райпо с тем, чтобы определить пути повышения эффективности деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие эффективности торговой деятельности и необходимость ее анализа
2. Система показателей оценки эффективности торговой деятельности
2.1 Способы измерения эффективности хозяйственной деятельности
2.2 Коэффициенты рентабельности
2.3 Коэффициенты деловой активности
3. Анализ и комплексная оценка показателей эффективности организаций торговли
4. Пути повышения эффективности деятельности организации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности сбыта торговли.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие эффективности  торговой деятельности и необходимость  ее анализа

2. Система показателей оценки  эффективности торговой деятельности

2.1 Способы измерения эффективности  хозяйственной деятельности

2.2 Коэффициенты рентабельности

2.3 Коэффициенты деловой активности

3. Анализ и комплексная оценка  показателей эффективности организаций  торговли 

4. Пути повышения эффективности  деятельности организации

Заключение

Литература

 

Введение

 

Рынок, как экономическое явление  претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своем современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил свое родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.

Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции, прибавочным продуктом. Такого рода обмен сегодня называется бартером. Он происходил в определенное время и в выбранном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают закрепляться специальные территории, в которых осуществлялась оптовая и розничная торговля. Обмен стал обслуживаться деньгами, что значительно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупателями.

В сегодняшнем понимании  рынок - это целостная система  экономических отношений между  покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных  цен, колеблющихся в зависимости  от динамики спроса и предложения.

Рынок гарантирует общественную оценку результатов обособленных производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен. Он заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно поддерживать «рыночную форму».

Эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между  экономически обособленными производителями, связанными разделением труда, привело  к возникновению специализированной отрасли хозяйства – торговли, полем действия которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

Переход России к рыночной экономике потребовал новых подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий, основной целью которых является извлечение прибыли. Поэтому, владея навыками анализа основных показателей деятельности торговой организации, можно определить, является ли ее деятельность эффективной в части торговых и технологических операций, выявить слабые места и принять соответствующие решения, способствующие достижению основной цели – получение прибыли.

Цель данной работы –  определить систему показателей  оценки эффективности торговой деятельности и пути повышения ее эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• определить сущность эффективности;

• выявить показатели оценки эффективности;

• провести комплексный  анализ работы Смоленского райпо с тем, чтобы определить пути повышения эффективности деятельности.

 

1. Понятие эффективности торговой  деятельности и необходимость  ее анализа

 

Для того, чтобы дать определение  эффективности торговли, необходимо рассмотреть, что понимается под  эффективностью в общем смысле. Эффективность - это относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемый как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Следовательно, эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, приводящих к получению максимально возможной прибыли.

Торгово-операционные операции условно можно разделить на несколько  этапов:

• изучение спроса и определение потребностей в товарах;

• выявление поставщиков  товаров и установление с ними хозяйственных связей;

• коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;

• коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;

• формирование ассортимента и управление товарными запасами;

• рекламно-информационная деятельность;

• оказание торговых услуг.

Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается  показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые  в свою очередь существенно зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденций хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать процессы финансово-хозяйственной деятельности.

Традиционно под финансовым анализом в торговле, как и в других отраслях, понимают метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе публичной финансовой отчетности. Такой анализ считается внешним, так как он базируется на общедоступной информации.

Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной  точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.

Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением  торговой деятельности организации является анализ хозяйственной деятельности организации. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих организацию, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.

В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия  изучаемых факторов, с помощью  которых можно принимать управленческие решения с учетом постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности организации являются:

• анализ бухгалтерской  отчетности;

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• расчет финансовых коэффициентов.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов организаций применяют методы финансового анализа для принятия решений.

Собственники анализируют  финансовые отчеты с целью повышения  доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования.

Для оценки управления деятельностью организации наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения о оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективной деятельности организации необходимо знать природу каждого экономического показателя.

Именно поэтому, для  эффективной деятельности торговой организации необходимо систематически анализировать ключевые параметры, дающие объективную и точную картину  финансового состояния организации, ее прибыли и убытки, с тем, чтобы  своевременно осуществлять корректирующие действия в случае развития негативных событий, способных привести организацию к банкротству.

 

 

2. Система показателей оценки  эффективности торговой деятельности

 

2.1 Способы измерения  эффективности хозяйственной деятельности

 

Экономическая эффективность – сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности. Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят свое адекватное отражение через категорию эффективности.

В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической  эффективности хозяйственной деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности посвящены все разделы текущего, оперативного и перспективного анализа. Оценивается эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия:

Соотношение между динамикой продукции  и динамикой затрат определяет характер экономического роста. Экономический  рост производства может быть достигнут  как экстенсивным, так и интенсивным  способом. Превышение темпов роста  продукции над темпами роста  ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

Для оценки эффективности хозяйственной  деятельности также используются показатели рентабельности – прибыльности или  доходности капитала, ресурсов или  продукции.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

В данной формуле намеренно не конкретизирован  показатель прибыли, поскольку в  качестве него может быть взят прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основании прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:

Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. Формула указывает пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быт компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. Повышением рентабельности продаж.

В формулах конкретизирован также показатель средней за период величины средств предприятия или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т. д.

Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой  активности, получаемые при различных  вариантах знаменателя относительного показателя. Ниже приводятся вначале все формулы коэффициентов по аналитическому блоку, затем комментарии экономического смысла динамики показателей.

Символом R обозначен блок анализа  рентабельности, А – анализ деловой  активности; символ К означает комментарий  к блоку анализа.

 

2.2 Коэффициенты рентабельности

 

1R) - Рентабельность продаж - показывает, сколько прибыли приходится на  единицу реализованной продукции.  Рост коэффициента рентабельности  продаж является следствием роста  цен при постоянных затратах  на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение - свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия.

 

2.3 Коэффициенты деловой активности

 

• 1А) - Коэффициент общей оборачиваемости  капитала отражает скорость оборота (в  количестве оборотов за период) всего  капитала предприятия. Рост данного  коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен (в случае снижения коэффициента рентабельности всего капитала фирмы или рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов)

Информация о работе Анализ эффективности сбыта торговли