Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследовать теоретический аспекты потребительского поведения и разработать методы привлечения новых покупателей.
Предметом настоящего исследования является потребительское поведение и значение его изучения для организации.
Объектом исследования является ООО «Ладья»
Задачи курсовой работы:
Исследование потребительского поведения в магазине автозапчасти ООО «Ладья»;
Описание магазина, основные направления деятельности;
Исследование покупательских предпочтений;
ООО "Ладья" в своей работе ориентируется в основном на средне обеспеченный сегмент рынка, к которому принадлежит большинство потенциальных покупателей данного района.
Форма торгового обслуживания - продажа товаров через прилавок.
В магазине присутствуют не только закрытые прилавки с товарами, необходимые покупателю, но и свободная выкладка. Чтобы покупатель сам мог потрогать и посмотреть та ли это деталь к его автомобилю. Продавцы дают покупателям освоится в торговом зале и объясняют, где выставлены более мелкие или крупные детали, после чего оставляют в покое. Если покупатель заострил свое внимание на каком-то товаре, или обратился к продавцам, то они всегда приходят на помощь. Товару возврату и обмену не подлежат, на основании закона РФ.
Часы работы с 9.00 - 17.00, без выходных и без обеденного перерыва. Вид деятельности - розничная торговля. Магазин реализует не продовольственную группу товаров - автозапчастей. Магазин реализует товары узкого ассортимента. Дополнительные услуги не предоставляет. Торговое здание одноэтажное, кирпичное, отдельно - стоящее. Площадь торгового зала составляет 20 квадратных метров. По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
2.2 Исследование покупательских предпочтений
Перед началом исследования был проведен анализ вторичной информации: литература по проведению маркетинговых исследований вообще и по проведению подобных исследований в частности.
Так как исследование было ограничено временем и бюджетом, то способ отбора выборки носил не вероятностный характер (вероятностный выборочный метод), а имел детерминированный подход.
Вследствие этих ограничений проводимое исследование носит скорее поисковый характер (хотя и является количественным), цель которого - углубленное понимание маркетинговой проблемы. Такое исследование обычно предшествует дальнейшему итоговому исследованию.
Было принято решение, что в ходе анкетирования будет опрошено 80 человек.
Опрос был структурирован, использовалась четкая форма для сбора данных, то есть анкета. Анкета позволяет получить объективную информацию, поэтому организация анкет и их анализ очень важны.
Составление анкеты было направлено на исследование покупательских предпочтений. В анкету вошли те вопросы, которые интересовали руководство магазина – «Ладья»
При ответе на вопросы покупателям предлагалось выбрать из предложенного списка, либо дать свободный ответ. Интервьюер оказывал покупателю консультацию, в случае не понимания последним существа вопроса.
Анкета включает в себя три блока: ассортиментная структура, планировочное решение, реклама в СМИ.
Анкетирование преследовало две задачи:
1) составление «портрета» покупателя, который является потенциальным потребителем магазина – ООО «Ладья». Для этого в конце опроса респонденту задавался вопрос относительно пола, возрасте, роде занятий и доходе;
2) выявление потребительских
По результатам исследования были выявлены покупательские предпочтения потребителей магазина – ООО «Ладья».
С помощью первого вопроса анкеты была определена частота совершения покупок потребителями. Ответы респондентов указаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Частота совершения покупок
Показатели |
Каждый день |
Один раз в неделю |
Несколько раз в неделю |
Один раз в месяц |
Я впервые посетил |
Число ответивших |
5 |
35 |
12 |
20 |
8 |
Процент ответивших |
6,3 |
43,8 |
15 |
25 |
10 |
По результатам опроса можно сделать вывод, что магазин – «Ладья» посещают каждый день 6,3 % респондентов, один раз в неделю 43,8 %, несколько раз в неделю 15 %, один раз в месяц 25 % и впервые посетивших оказалось 10 %. Из этого следует, что можно выделить две сегментных группы: покупки один раз в месяц и один раз в неделю.
В ходе опроса руководство магазина – ООО «Ладья» интересовал вопрос о том, устраивает ли покупателей ассортимент представленной группы товаров- автозапчасти.
Из опроса следует что, большинство покупателей, а именно 65,5 % устраивает ассортимент представленной группы товаров - автозапчасти, а 14,5 % (19 человек) не были удовлетворены.
Если покупателей не устраивал ассортимент представленной группы товаров - автозапчасти , то им предлагалось отметить те группы товаров, которых на их взгляд не хватает. Менеджмент магазина предложил на выбор следующие группы товаров:
1. Метизы(болты, гайки, шайбы, саморезы, клипсы и др.)
2. Детали защиты кузова (подкрылки, защита двигателя и тд.)
3. Автостекла
4. Кузовные детали (крыши, капоты, покрышки дверей и тд.)
Ответы респондентов показаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Группы товаров, которые, по мнению покупателей нужно добавить в ассортимент ООО «Ладья»
Показатели |
Метизы |
Детали защиты кузова |
Автостекла |
Кузовные детали |
Число ответивших |
13 |
14 |
8 |
38 |
Процент ответивших |
26,5 |
28,6 |
16,3 |
77,6 |
Планировка торгового зала магазина – ООО «Ладья »должна обеспечивать нормальные условия совершения покупок потребителями, работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
Торговый зал служит для размещения товаров, здесь производится:
- отбор товара покупателями;
- расчетные операции за
Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций.
Важнейшим из этих требований являются:
- свободное движение
- обеспечение кратчайших путей
движения товаров из зон
Большинство покупателей (92 %) устраивает планировка торгового зала. Руководству магазина – ООО «Ладья» поступает большое количество предложений о размещении рекламы в различных средствах массовой информации. На данный момент менеджментом предприятия было принято решение о размещении рекламных роликов на местном телевидении. Для определения эффективности рекламной деятельности респондентам задавался вопрос о том, видели ли они рекламу магазина – ООО «Ладья».
Из результата опроса видно что, 53 % опрошенных респондентов не видели рекламу магазина, а оставшиеся 47 % потребителей видели.
Если респонденты отвечали, что видели рекламу магазина, то им задавался вопрос о том, в каких средствах массовой информации они её видели, на выбор предлагалось телевидение или газета.
Подавляющие большинство, а именно 96,8 % видели рекламу магазина - ООО «Ладья» по телевидению и только 3,2 % видели её в газетах.
С целью охвата значительной доли потребителей менеджмент предприятия интересовало, какие каналы чаще всего смотрят потребители, и какие газеты они покупают. Полученные данные помогут определить наиболее популярные телевизионные каналы и печатные издания. Для того чтобы в последующем размещать рекламу на этих каналах или в этих газетах.
Были получены следующие ответы.
Таблица 2.3 - Выбор телевизионных каналов
Показатели |
Россия |
РЕН ТВ |
СТС |
ТНТ |
НОКС ТВ |
Число ответивших |
76 |
77 |
93 |
88 |
70 |
Процент ответивших |
38,0 |
38,5 |
46,5 |
44,0 |
35,0 |
Данные таблицы показывают, что чаще всего респонденты смотрят телеканал СТС (46,5 %), на втором месте телеканал ТНТ (44 %) и на третьем РЕН ТВ (38,5 %). В целях маркетингового исследования во внимание берутся те телеканалы, на которых осуществляется вещание местной рекламы.
Таблица 2.4 - Выбор печатных изданий
Показатели |
Металлург |
Деловой Новотроицк |
Число ответивших |
67 |
21 |
Процент ответивших |
33,5 |
11,0 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что самыми популярными из местных газет являются «Металлург» - 33,5 % . В общем числе опрошенных были респонденты, которые вообще не покупают местные печатные издания.
В ходе проведения маркетингового исследования интервьюером задавался покупателям вопрос о средней сумме покупке. Покупателям предлагался примерный диапазон:
1) до 1 000;
2) 1 001 - 2 000;
3) 2 001 - 3 000
4) 3 001 - 4 000;
5) 4 001 - 5 000.
Полученные данные были сведены в таблицу и обработаны.
Таблица 2.5 - Средняя стоимость покупки респондентов в магазине ООО «Ладья»
Показатели |
До 1 000 |
1 001 - 2 000 |
2 001 - 3 000 |
3 001 - 4 000 |
4 001 - 5 000 |
Число ответивших |
64 |
88 |
25 |
22 |
1 |
Процент ответивших |
32,0 |
44,0 |
12,5 |
11,0 |
0,5 |
Из таблицы видно, что в основном стоимость покупки у опрошенных респондентов составляет от 1 001 - 2 000 рублей (44 %), покупки до 1 000 рублей составляют 32 %, а также за все время проведения маркетингового исследования был один покупатель (0,5 % от общего числа опрошенных респондентов), стоимость покупки которого составила от 4 001 - 5 000 рублей.
Для получения среднего значения одноразовой стоимости покупки была рассчитана мода, с помощью следующей формулы:
где
Хмо - нижняя граница модального интервала;
iмо - величина модального интервала;
fмо-1, fмо+1, fмо - частоты соответственно модального, домодального и послемодального интервала.
Полученный результат
Для составления «портрета» покупателя в ходе анкетирования респондентам задавились вопросы относительно возраста, пола, рода занятий.
Возрастная структура
1) до 20 лет;
2) 21 - 30 лет;
3) 31 - 40 лет;
4) 41 - 50 лет;
5) 51 - 60 лет;
6) старше 60 лет.
Ответы респондентов представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Возрастная структура покупателей в магазине ООО «Ладья»
Показатели |
До 20 |
21 - 30 |
31 - 40 |
41 - 50 |
51 - 60 |
Старше 60 |
Число ответивших |
3 |
31 |
40 |
51 |
30 |
15 |
Процент ответивших |
1,5 |
16,0 |
20,0 |
26,0 |
15 |
7,5 |
Информация о работе Аспекты потребительского поведения и методы привлечения новых покупателей