Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 177.46 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и  т.д.), расходы на который полностью  или частично оплачиваются туристу  из финансовых источников, предназначенных  на социальные нужды. В целом социальный туризм рассматривается как экономическая  категория и в большинстве  законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма. Процитированная из федерального закона формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели. Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

Во Владимирской области  так же реализуются программы  социального туризма. В рамках поддержки развития социального туризма департаментом в 2011 году проведены благотворительные туры для воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Александровского, Гусь-Хрустального, Ковровского, Собинского районов, округа Муром. Организованы также благотворительные туры для ветеранов войны и труда г. Владимира, Александровского и Собинского районов и объединенный благотворительный тур для ветеранов спорта и физической культуры. Проведены соревнования по адаптивному туризму.

Теперь разберем понятия «прямого эффекта» и «косвенного эффекта» в туризме.

Экономические факторы  связаны с развитием мировой  экономики, в которой наблюдается  устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по сравнению  с производством товаров и, как  следствие, увеличение доли потребления  услуг. Сюда также относится ускорение  научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения.

При анализе значения туризма выделяют его прямое и  косвенное влияние на экономику  страны. Совокупный вклад в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад (воздействие).

Прямое влияние  туризма на экономику - это результаты расходов туриста на покупку услуг  и товаров туризма. Предприятия, к которым непосредственно поступают  расходы туристов, также нуждаются  в покупке товаров и услугах  других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, банков, страховых компаний и т.д. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным влиянием, или эффектом мультипликатора.  Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов и оборудования для индустрии туризма приходится 15—55% поступлений в зависимости от уровня развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы.

Во время прямого  и косвенного расходования у местного населения накапливается доход  в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать  на покупку отечественных товаров  и услуг, создавая этим новый виток  экономической активности.

Туризм, однако, может  оказать и негативное воздействие  на экономику. Производство турпродукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в инфраструктуре.

 

    1.  Методология оценки туристского влияния, особенности

казуальной методологии

 

Самым простым способом прогнозирования рыночной ситуации является экстраполяция, т.е. распространение  тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся объективные  тенденции изменения экономических  показателей в известной степени  предопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном  прогнозировании. В то же время прогноз  на отдаленный период должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок.

Методы прогнозирования  объема продаж можно разделить на три основные группы:

  • методы экспертных оценок;
  • методы анализа и прогнозирования временных рядов;
  • казуальные (причинно-следственные) методы.

Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно  использовать для конъюнктурных  оценок, особенно в случаях, когда  невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении  или процессе.

Вторая и третья группы методов основаны на анализе  количественных показателей, но они  существенно отличаются друг от друга.

Методы анализа  и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием  изолированных друг от друга показателей.

Более подробно рассмотрим казуальный метод.

В основе казуальных методов лежит попытка найти  факторы, определяющие поведение прогнозируемого  показателя. Поиск этих факторов приводит собственно к экономико-математическому  моделированию — построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных  явлений и процессов. Следует  отметить, что применение многофакторного  прогнозирования требует решения  сложной проблемы выбора факторов, которая не может быть решена чисто  статистическим путем, а связана  с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса. И здесь  важно подчеркнуть примат экономического анализа перед чисто статистическими  методами изучения процесса.

Таким образом, выделим  определения:

Казуальные исследования ( casual research) – исследования, выявляющие причинно-следственные связи между признаками.

Казуальные методы (casual methods) – методы прогнозирования, в основе которых лежит попытка найти факторы, определяющие изменение прогнозируемого показателя. К числу казуальных методов относятся корреляционно -регрессионный анализ, метод ведущих индикаторов, обследования намерений потребителей и др.

Метод ведущих индикаторов (leading indicators method) – казуальный метод, основанный на показателях, изменяющихся в том же направлении, что и исследуемый показатель, но опережающих его во времени.

 

    1.  Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного

эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов

 

Чтобы определить значение, для начала рассмотрим определения  этих понятий.

Эффект мультипликатора - влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное  изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых  поступлений, объеме правительственных  расходов на товары и услуги или  в объеме экспорта.

Мультипликативный эффект туризма - его способность  благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих  этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами. Имеются в  виду не только те организации, существование  которых обусловлено работой  непосредственно с туристами (туроператоры, турагенты), но и средства размещения, организации общественного питания, средства транспорта, музеи, театры, иные объекты туристского показа, т.е. организации, которые в той или иной степени участвуют в обслуживании туристов.

Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.

Мультипликатор  туризма - это отношение отклонения одного из ключевых экономических показателей (производства - занятости, дохода) к  изменению расходов туристов.

Существует коэффициент, на который должны умножаться расходы  туристов. Для оценки общего изменения  производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений  общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Расходы туристов, в первую очередь, идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие  туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорт товаров  и напитков, потребляемых туристами, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими  предприятиями, находящимися за пределами  данной местности. Деньги, потраченные  туристами на эти виды продуктов  и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической  деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной  экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку  местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и т. д. В  каждом цикле расходования некоторая  часть денег оседает у местных  жителей в виде доходов. Определенная часть этих денег накапливается  и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов  в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле  происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большом  объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов.туристов.

Математически мультипликатор выражается формулой:

К = 1 / (1 - МРС),

где МРС - предельная склонность к потреблению, 1 - МРС - предельная склонность к накоплению.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид  выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор  продаж измеряет дополнительные обороты  бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор  производства измеряет объем дополнительного  производства за счет увеличения расходов туристов.

Мультипликатор  доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в  экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор  занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм - это многопродуктивная индустрия, связанная с большим числом секторов в экономике и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Значения мультипликатора  различны в зависимости от характера  местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода является более ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведена продукция или ее оборот.

Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа  эффективности инвестиций государственных  или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин  воздействия различных видов  туризма по сравнению с другими  секторами экономики.

Особенностью туризма  является то, что турпродукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в ней. Потребитель турпродукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего турпродукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно  назвать невидимым экспортом. Он вносит соответствующий вклад в  платежный баланс страны.

Экономический эффект от развития туризма в регионе  проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туриндустрии, повышении занятости населения, в стимулировании развития слабых в  экономическом отношении регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть

2.1. PEST анализ 

      PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) факторов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию развития. Является инструментом комплексного макроэкономического анализа окружающей среды и степени доступности ресурсов. Проведем  PEST анализ Владимирской области.

Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области