Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 22:39, курсовая работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» - предприятие выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия. Для совершенствования маркетинговой деятельности я предлагаю: совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников. В курсовой работе использован ряд схем организованных структур применяемых в маркетинговой деятельности проанализировав которые можно выбрать оптимальный
вариант.
Введение 3
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 4
1.1. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления 4
1.2. Организация маркетинга на предприятии 9
1.3. Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 17
1.4. Система маркетингового контроля 23
2. Характеристика деятельности предприятия ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» 27
2.1. Общие сведения о деятельности предприятия 27
2.2. Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 27
2.3. Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» 28
3. Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» 30
3.1. Совершенствование системы управления маркетингом 30
3.2. Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 34
Заключение 39
Список литературы 40
Работу по данным о фирмах – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.
2. Характеристика предприятия
2.1. Общие сведения о деятельности предприятия
Адрес офиса и производственных подразделений: 350072 г. Краснодар, ул. Тополиная Аллея,3
Директор - Миносян Ашот Суренович
Коммерческий директор - Меркулов Вячеслав Владимирович
Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные (квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.
Организационная структура предприятия : эта информация является секретной.
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.
2.2. Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка
Сегментация рынка продукции ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» представлена в следующем виде:
1) 40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10 000 рублей в месяц на члена семьи;
2) 20% - «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи;
3) 5% - «наиболее обеспеченные», в
основном руководители с
4) 3 % - бизнесмены – от 50 000 рублей;
5) 10% - студенты.
Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице:
Табл. 2.1- Сегментирование рынка пива г. Краснодара
Потребители по полезным свойствам |
Потребители по демографическому признаку |
Потребители по поведенческому признаку |
Потребители по психографическому признаку |
Популярные фирмы |
Экономия (низкая цена) |
Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные |
Активные пользователи |
Ипохондрики, с консервативными вкусами |
Те, производители у которых цена наиболее приемлемая (низкая) |
Качество |
Деловые люди, имеющие постоянное место работы |
Активные пользователи |
Активные, уверенные в себе люди |
По приемлемости цены, имеющиеся в продаже |
Соответствие модным тенденциям |
Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие |
Любители авангарда, новаторы, экспериментат. |
Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей |
«Клинское», импортные производители |
2.3. Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково»
В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга.
Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка. Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс.
Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково»:
- разработка краткосрочной, среднесрочной
и долгосрочной стратегии
- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
- исследование потребительских
свойств производимой
- ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
- исследование потребительских
свойств производимой
- подготовка предложений по
привлечению сторонних
- выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
- сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;
- разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;
- организация рекламы при
- обеспечение наружной рекламы;
- организация участия
- разработка предложений по формированию фирменного стиля.
3. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково»
Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково»: совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.
3.1. Совершенствование системы
Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы –покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры.
1. Расширение сбытовой команды.
2. Подготовка и обучение
3. Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика.
4. Изучение и анализ
5. Ежеквартально проводить
6. Отделу маркетинга и сбыта
необходимо вести учет спроса
на каждый вид товара и
7. Отсутствие информации о
8. При затаривании складов
распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.
9. Разработка новых товаров с
предварительным изучением
10. Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.
Расширение сбытовой команды. Службу сбыта можно организовывать по-разному:
– по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково».
Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях:
1. Организация нового
2. Освоение новой продукции
Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» может быть - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е. приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.
Чтобы изучение и анализ спроса на товары ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.
1. Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.
Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.
Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:
Одним из методов определения приоритетности изделия с точки зрения интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить следующие методы изучения спроса:
2) Опрос населения каждые 8 – 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений. Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации.
3) Метод регистрации заявок, возвратов – эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента. Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движениятовара по складу, выносятся предложения об уценки.
4) Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы.
Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса, необходимо ими постоянно пользоваться. Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, тем самым отслеживая изменения спроса и предпочтений покупателей. Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.
Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию фирмы ЗАО МПБК Филиал № 1 «Очаково». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на формирование информационной компьютерной программы.
Информация о работе Значение службы маркетинга на предприятии