Изучение поведения потребителя в процессе покупки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование процесса принятия решения о покупке продукции СООО «Дарида» на основе результатов проведенного опроса. К задачам данной курсовой работы можно отнести определение свойств товара, наиболее значимых для потребителя, выявить чем он руководствуется принимая решение о покупке товаре, как на потребителя влияет его финансовое и семейное положение.

Содержание

Введение
1
Исследование поведения потребителя……………………………………….

1.1
Потребители как объект маркетинговых исследований………………

1.2
Факторы, влияющие на потребителя……………………………………

1.3
Принятие решения о покупке……………………………………………

1.4
Методы исследования поведения потребителя………………………..
2
Исследование поведения покупателя продукции СООО «Дарида»……….
4
2.1
2.2
Огранизационно-экономическая характеристика предприятия ……...
Описание исследования……………………….…...…………………….
5
2.3
Основные группы потребителей минеральной воды………………….
3
Результаты исследования и рекомендации………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 526.20 Кб (Скачать файл)

Анализ использования  производственных мощностей

Показатели

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2011/

2012, %

Производственная мощность суточная производство питьевой воды

тыс. тонн

132

144

109,9

Производственная мощность суточная производство минеральной  воды

тыс. тонн

67

72

107,46

Коэффициент загруженности  мощностей 

производство питьевой воды

%

93

95

102,15

Коэффициент загруженности  мощностей 

производство минеральной  воды

%

91

93

102,20

Объем производства натуральном  выражении производство питьевой воды

       
         

Таблица 1- Анализ использования производственных мощностей

         
         
         
         

 
Коэффициент загруженности мощностей  производство минеральной воды

 
%

 
91

 
93

 
102,20

 
Объем производства в натуральном  выражении производство питьевой воды

 
Тыс. тонн

 
123

 
137

 
111,38

 
Объем производства в натуральном  выражении производство минеральной  воды

 
Тыс. тонн

 
61

 
67

 
109,84

 
Объем производства в стоимостном  отношении

 
млн. руб.

 
22 603

 
23 367

 
103,4


 
Примечание – Источник: [6, с 15, таблица 2.4] 
Как видно из приведенных данных, в течение анализируемого периода повысилась производственная мощность предприятия, а также коэффициент загруженности производственных мощностей. Это послужило причиной роста объема производства как в натуральном, так и в стоимостном выражении. 
 
Рост объемов производства в стоимостном выражении ниже, чем в натуральном, что свидетельствует о незначительных инфляционных процессах и несущественном повышении уровня цен на реализуемую продукцию. 
 
В целом можно сделать вывод об эффективном управлении производственными мощностями на предприятии СООО «Дарида».

 

Основные финансовые показатели деятельности предприятия.Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

 
Общий финансовый результат предприятия  за отчетный период отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества  и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных  операций. 
 
Объектом полноценного экономического интереса со стороны хозяйствующего субъекта выступает максимально возможный объём прибыли. Основными факторами наращивания прибыли признаются цена, физический объём реализации, а также уровень себестоимости реализуемой продукции. 
 
Анализ прибыли всегда дополняется анализом рентабельности производства и выпускаемой продукции. Рентабельность отражает степень доходности или прибыльности капитала, уровень окупаемости текущих затрат. 
Таблица 2. Динамика экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия СООО «Дарида»

 
Показатели

 
Ед. изм.

 
Годы

 
Отклонение, (+, -)

 
2009

 
2010

  1.  
    Товарная продукция : 

 
- в действующих ценах 
 
- в сопоставимых ценах  
 
- в оптовых ценах

 
 
млн. р. 
 
млн. р. 
 
млн. р.

 
 
22 603 
 
21 241 
 
22 603

 
 
23 367 
 
24 996 
 
26 327

 
 
+ 764 
 
+ 3 755 
 
+ 3 724

  1.  
    Прибыль от реализации

 

 
млн. р.

 
17 611

 
20 468

 
+ 2 857

  1.  
    Чистая прибыль 

 

 
млн. р.

 
11 106

 
12 678

 
+ 1 572

  1.  
    Рентабельность реализованной продукции

 
%

 
23,3

 
21,6

 
- 1,7

  1.  
    Численность работников

 
чел.

 
457

 
502

 
+45

  1.  
    Производительность труда

 
млн. р./чел.

 
49,4

 
46,5

 
-2,9


 
Примечание – Источник [6, с 20, таблица 3.1] 
Как видно из таблицы 2 в 2010 г. на предприятии наблюдается рост прибыли. Прибыль от реализации продукции составила - 20468 млн. р., чистая прибыль составила 12678 млн.р.  
 
Уровень рентабельности 21,6% позволяет говорить о стабильности на предприятии, высокой конкурентоспособности и качестве продукции. Небольшое падение уровня рентабельности (1,7 %) по отношению к предыдущему периоду связано с некоторыми факторами внешней среды: обстановкой в мире, падением курса национальной валюты, в следствии чего, роста цен у поставщиков на сырье и материалы, высокой процентной ставкой на услуги кредитования. 
 
Для проведения анализа проследим динамику показателей прибыли на СООО «Дарида», используя данные отчетности предприятия. Результаты представлены в таблице 3. 
Таблица 3. Динамика показателей прибыли

 
Показатели

 
Годы, млн. руб.

 
Отклонение

 

 

 
2009г.

 
2010г.

 
Млн.руб.

 
%

 
Доходы по видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

 
124 361

 
152 790

 
28 429

 
122,9

 
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

 
31 242

 
37590

 
6 348

 
120,3

 
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов  и иных аналогичных обязательных платежей, в том числе:

 
93 119

 
115 200

 
22 081

 
123,7

 
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

 
65 720

 
78 912

 
13 192

 
120,1

 
Расходы на реализацию

 
9 788

 
15 820

 
6 032

 
161,6

 
Прибыль (убыток) от реализации

 
17 611

 
20 468

 
2 857

 
16,2

 
Операционные доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Операционные доходы

 
16 976

 
373

 
-16 603

 
2,2

 
Операционные расходы

 
18 353

 
1 773

 
-16 580

 
9,7

 
Прибыль (убыток) от операционных доходов  и расходов

 
-1 377

 
-1 400

 
2 777

 
-101,6

 
Внереализационные доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Внереализационные доходы

 
1 000

 
500

 
-500

 
50

 
Налоги, включаемые во внереализационные  доходы

 
31

 
31

 
-

 
-

 
Внереализационные доходы за минусом  НДС, иных обязательных платежей

 
969

 
469

 
-500

 
48,4

 
Внереализационные расходы

 
3 339

 
3 019

 
-320

 
90,4

 
Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

 
-2 370

 
-2 550

 
180

 
107,6

 
Прибыль (убыток) за отчетный период

 
13 864

 
16 518

 
2 654

 
119,1

 
Налоги и сборы, производимые из прибыли

 
2 758

 
3 840

 
1 082

 
139,2

 
Расходы и платежи из прибыли

 
1

 
6

 
5

 
500

 
Прибыль (убыток) к распределениию

 
11 106

 
12 678

 
1 572

 
114,2


 
Примечание – Источник: [6, с 20, таблица 3,2] 
Из таблицы 3 видно, что балансовая прибыль предприятия в 2010г., составила 16518 млн. р. Прибыль за отчетный период состоит из: прибыли от реализации продукции – 20468 млн. р.; прибыли от операционных доходов – 1400 млн. р.; убытка от внереализационных доходов и расходов – - 2550 млн. р. Показатель балансовой прибыли за отчетный период возрос по сравнению с прошлым годом. Это связано с увеличением показателя прибыли от реализации продукции на 2857 млн. р. При этом убыток от операционных доходов и расходов составил 101,6 млн.р., а убыток от внереализационных доходов и расходов составил 107,6 млн. р. 
 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшим резервом повышения рентабельности работы предприятия является увеличение выручки от реализации выпускаемой продукции и снижение себестоимости. 
Таблица 4. Структура товарооборота предприятия СООО «Дарида»

 
Показатели

 
Годы

 
Отклонение, (+, -)

 
2009

 
2010

 
Сумма, млн. руб.

 
Уд. вес, %

 
Сумма, млн. руб.

 
Уд. вес, %

 
Объем товарной продукции

 
120 216

 

 

 
127 542

 

 

 
+ 7 326

 
в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Минеральная вода

 
55 299

 
46

 
59 945

 
47

 
+ 4 646

 
Питьевые воды

 
22 841

 
19

 
21 682

 
17

 
- 1 159

 
Безалкогольные напитки

 
42 076

 
35

 
45 915

 
36

 
+ 3839


 
Примечание – Источник: [6, с 21, таблица 3.3] 
Из таблицы 4. видно, что основную долю в общем объеме товарной продукции составляет минеральная вода – 47 %. Её выпуск в 2010г. Был увеличен на 4 646 млн. руб. 

 

Анализ объёмов  выпуска и реализации продукции. Реализация и соответственно объем выпуска продукции предприятия зависит от времени года. Наглядно влияние фактора «сезонности» представлено на графике (числовые значения объемов продаж приведены для 2010 года).

 
 
Рисунок 1. - реализация продукции по сезонам  
 
Примечание – Источник: [6, 22с, рисунок 3.1] 
Из рисунка видно, что в 2010 году больше всего продукции реализуется с апреля по сентябрь, т.е. в теплое время года. Соответственно в этот период происходит увеличение спроса, следовательно и увеличение продаж и выручки от реализованной продукции.  
 
 
2.2 Описание исследования 
 
 
Данное исследование рынка минеральных вод было проведено в г. Минске в период с октября по ноябрь 2010 г. 
 
В качестве метода сбора данных были выбраны следующие:

  1.  
    Наблюдение. Проводилось в крупных магазинах (гипермаркет «Простор», универсам «Рублевский», магазин «ПрестонМаркет» и др.), на оптовых базах, в местах розничной торговли минеральными водами.
  2.  
    Опрос. В качестве способа коммуникации с респондентами при проведении исследования было применено личное собеседование, по преимуществу уличное. (Пример анкеты находится в приложении А) Также были сформированы три фокус-группы. Первая фокус-группа была сформирована из людей пенсионного возраста, вторая – из людей младше 18 лет с высоким уровнем дохода, третья – из людей той же возрастной группы, но с низким уровнем дохода.

 
В качестве инструмента исследования применялась анкета. 
 
Выборку, полученную в процессе отбора участников исследования, можно охарактеризовать как субъективно смещенную, т. к. в ней заметно преобладание двух специфических подгрупп: учащиеся в возрасте от 18 до 25 лет и работающие в возрасте от 25 до 55 лет. 
 
Всего было опрошено 82 человека, из которых 12 не ответили на все вопросы и, следовательно, анкеты, заполненные ими, не приняли участия в обработке информации, полученной в ходе исследования. 
 
При проведении опроса было уделено внимание следующим моментам:

  •  
    Кто является постоянным потребителем товара;
  •  
    Какой атрибут товара более всего значим для покупателя;
  •  
    Кто (что) оказывает решающее влияние на потребителя в процессе принятия решения о покупке;
  •  
    Какие марки имеют наивысший рейтинг у покупателей;
  •  
    Каковы способы использования товара покупателями;
  •  
    Как соотносится марка товара с демографическими, психографическими и поведенческими характеристиками покупателя;
  •  
    Какое влияние на поведение покупателя оказывает реклама;

 
Поскольку в исследовании принимали  участие люди, принадлежащие к  различным половозрастным и социальным группам, результаты, полученные после  опроса фокус-групп и уличных  собеседований, можно распространить на весь рынок. 
 
 
2.3 Основные группы потребителей минеральной воды 
 
 
В результате исследования потребители были разделены на группы, обладающими схожими мотивами и поведением при покупке продукции фирмы СООО «Дарида». Сегментирование было произведено по возрасту, в результате чего получилось 5 групп:

Информация о работе Изучение поведения потребителя в процессе покупки