Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов связанных с информационным и коммуникационным обеспечением маркетинговой деятельности.
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ…...................................................................................5
1.1. Сущность управления маркетингом…………………………………… 5
1.2. Основные функции управления маркетингом……………………..… 9
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ……………………………...11
2.1. Информация в системе маркетинга...…………………………………. 11
2.2. Источники маркетинговой информации……………………………… 12
2.3. Информационная система управления маркетинга на предприятии………………………………………16
3. КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ………………………………...…19
3.1. Коммуникации в системе маркетинга…………………...……….……... 19
3.2 Источники данных коммуникационного обеспечения управления маркетингом……………..…………………21
3.3. Базы знаний и экспертные системы оценки в маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 28
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. СУЩНОСТЬ И
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГОМ….................. |
5 |
1.1. Сущность управления маркетингом…………………………………… |
5 |
1.2. Основные функции управления маркетингом……………………..… |
9 |
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ……………………………...……………………………. |
11 |
2.1. Информация в системе маркетинга...…………………………………. |
11 |
2.2. Источники маркетинговой информации……………………………… |
12 |
2.3. Информационная система
управления маркетинга на предприятии………………………………………………… |
16 |
3. КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ………………………………...…………………………. |
19 |
3.1. Коммуникации в системе маркетинга…………………...……….……... |
19 |
3.2 Источники данных коммуникационного
обеспечения управления маркетингом……………..……………………………… |
21 |
3.3. Базы знаний и экспертные
системы оценки в маркетинговой деятельности
предприятия………………………………………………… |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
26 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Все преобразования экономики в стране, требуют своевременных и адекватных изменений системы управления предприятием. Эти изменения должны обеспечить социально-экономическое развитие, и отдельного предприятия, и экономики в целом. Важной составляющей результативности управления в этом случае, является качество информационного обеспечения процесса управления. Изменение рыночных потребностей в товарах и услугах приводят к перенаправлению целей производства, к изменению структуры управления предприятия, в том числе и маркетинговой структуры. Соответственно, меняются процессы управления, увеличивается рост объемов управленческих решений из-за усложнения производственных и хозяйственных связей, а также информационных коммуникаций.
Но в настоящие время состояние информационного и коммуникационного обеспечения, в большинстве предприятий, не способны обеспечить эффективное управление маркетингом. Отмечается неэффективное движение информационных потоков от руководителей предприятий к их подчиненным и обратно. Это приводит к задержкам в принятии управленческих решений. К этому же ведет и недостаточное качество и неполнота поступающих данных при обмене информацией между организационными единицами одного уровня.
Такие же проблемы наблюдаются и в системе коммуникационных связей в маркетинговой среде предприятий. Это делает рассмотрение информационного и коммуникационного обеспечение управления маркетингом актуальным.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов связанных с информационным и коммуникационным обеспечением маркетинговой деятельности.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и основные функции маркетинга;
- рассмотреть виды информации,
ее источники и роль
- выделить виды коммуникаций используемых на предприятиях, источники данных коммуникационного процесса и его роль в обеспечении управления маркетингом.
Объект и предмет исследования. Объект исследования — управление маркетингом на предприятии. Предмет исследования — обеспечение управления маркетингом различными видами информации.
Научная разработанность исследования. В процессе написания курсовой работы были использованы труды Ф. Котлера, Кондратенко Н.М., Багиева Г.Л. рассматривающие проблематику управления маркетингом в целом.
Вопросы, относящиеся к информационному и коммуникационному обеспечению управления маркетингом, рассмотрены в трудах Симонян Т.В., Голуб О.Ю. и др.
Однако, следует отметить, что несмотря на высокую методологическую обоснованность исследования информационной и коммуникационной обеспеченности управления маркетинга, остаются недостаточно изучены методы получения информации через коммерческие и общедоступные базы данных, а так же метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость данной курсовой работы заключается, в определении способов и методов формирования начальных данных используемых в процессе управления маркетингом.
Управление маркетинговой деятельностью включает в себя анализ, планирование, воплощение в жизнь и контроль осуществляемых мероприятий, направленных на установление, укрепление, а также поддержание товарно-денежных отношений, которые выгодны как покупателю, так и предприятию для достижения его целей.
Управление маркетингом состоит из следующих процессов: построения организационной структуры служб маркетинга; разработки и осуществления маркетинговых программ; контроля деятельности маркетинговых служб, а также их результата (ситуационного маркетингового анализа); стратегического контроля маркетинга (ревизии); построения системы сбора информации и ее обработки, представляющую собой процесс, для обеспечения своевременного получения данных по определенному вопросу [3, c. 29].
Для установления реальных связей производителя с рынком прежде всего необходимо добиться, чтобы организационно-управленческая структура и каждая хозяйственная единица предприятия ориентировались на маркетинговую, а не сбытовую деятельность, для чего необходимо создание службы маркетинга и организация ее работы.
Маркетинговая служба компании представляет из себя отдел, работающий на базе принципов и методов маркетинга. Ключевые вопросы маркетинговой службы — комплексное исследование рынка; исследование ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов компании; отбор рынка; подготовка и воплощение стратегии и тактики маркетинга; подготовка маркетинговых проектов и обеспечение их выполнения; аргументация рекомендаций в области управления качеством продукта; разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его эффективного функционирования [8, c. 59]..
Успешная деятельность маркетинговой службы фирмы подразумевает комплексную деятельность финансового, валютно-денежного, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского направления, которые определяют высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала данной службы.
Есть несколько ориентаций организационных структур служб маркетинга в компании, наиболее распространенными из которых являются функциональная, товарная, региональная и сегментная [14, c. 114-118].
Функциональная ориентация организационных структур служб маркетинга используется, если численность реализуемых предприятием товаров мало, а количество рынков не превосходит 4—5. В данном случае специалисты, подчиненные маркетинг-директору, исполняют определенные функции и отвечают за определенный участок работы. Если располагать данные должности по схеме принятия решения (сбор данных, постановка целей, планирование стратегии, оперативная деятельность), в таком случае можно обеспечить качественную работу пятью специалистами: по изучению рынка, по планированию маркетинга для каждого продукта, по формированию спроса и стимулированию сбыта, в области товародвижения и продаж, по сервисному обеспеченью. При данной структуре просто установить потоки перемещения начальных и управляющих данных. Тогда взаимоотношения среди работников службы маркетинга ясны и не дают предлога для противоречий между ними.
Но с расширением номенклатуры товаров появляются затруднения при дефиниции ответственных за результаты в коммерческой работе, при оценке действенности разных маркетинговых мероприятий по каждому товару, возникают трудности с принятием решений о выходе на рынок с теми или иными товарами. Когда численность товаров и рынков выше 7—9 на 1-го сотрудника, появляется угроза их неуправляемости. В таковой ситуации структуру с функциональной ориентацией лучше изменить в товарную.
Товарная ориентация организационной структуры службы маркетинга состоит в том, что для каждого товара или группе похожих товаров назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются управляющие по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечиванию. Помимо этого, управляющий по формированию спроса и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему по формированию спроса и стимулированию сбыта, а по определенному товару (группе товаров) назначается управляющий по исследованию рынка, дающий информацию главному управляющему по изучению рынка, являющегося подчиненного маркетинг-директору. Посредством главного управляющего по исследованиям рынка исходные данные поступают к маркетинг-управляющим по товарам (группам товаров).
При таковой организации
маркетинга происходит узкая специализация
и возникает возможность
Региональная ориентация организационной структуры службы по собственной структуре похожа на товарную, но тут за базу берется деление не по товарам, а по рынкам. Данный принцип положен в основу маркетинга в случае, если фирма выступает на большом количестве рынков, а номенклатура продуктов при этом очень мала либо довольно однотипна.
Региональная ориентация способствует более глубокому изучению потребностей покупателей; национальных, политических, экономических и иных особенностей регионов; формированию спроса и стимулированию сбыта; позволяет учитывать особенности региона при разработке внешнего вида, упаковки товаров и т. д. Недостатками данной структуры организации маркетинга такие же, что и у товарной ориентации.
Чтобы свести к минимуму недостатки товарной и региональной ориентации и воспользоваться их достоинствами, некоторые предприятия используют сегментную (направленную на покупателя) ориентацию служб маркетинга. Она основывается на том, что каждый определенный сегмент потенциальных покупателей (независимо от его географического положения) входит в компетенцию отдельного специалиста. Такая весьма сложная организация способна обеспечить наилучшую координацию подразделений и служб предприятия.
Под сегментацией, как известно, понимается разделение всех покупателей, на определенные группы или сегменты, которых объединяет общность основных требований к товару, а также единая мотивация покупок. Благодаря разделению рынков на сегменты появляется возможность регулировать емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков), а так же производственные мощности фирмы. Более достоверным становится и прогнозирование.
Так же возможно осуществление маркетинговой деятельности с помощью временных организационных подразделений в форме целевых рабочих или рисковых групп, которые дают возможность более гибко и оперативно решать нестандартные и новые комплексные задачи. Отличием от других видов структурных подразделений является то, что они самостоятельны в работе и выборе путей решения поставленных задач. Еще часть маркетинговых услуг организация может поручать организациям, специализирующимся на маркетинговой деятельности.
При обосновании ориентации маркетинговых служб необходимо учитывать требования к их функционированию. Создаваемые структуры должны обеспечивать гибкость, адаптивность и мобильность системы; прямую и обратную связь между маркетинговыми функциональными службами общего управления предприятием; относительную простоту структуры; соответствие структуры маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж предприятия, специфике ассортимента производимой продукции и услуг, числу и объему рынков сбыта и их характеристикам.
На предприятиях торговли и общественного питания возможно использование несколько типов организационных структур.
К основным функциям управления маркетингом на предприятии относят: планирование, информационное и коммуникационное обеспечение и контроль [9, c. 187].
Информация о работе Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом