Использование SWOT-анализа для оценки конкурентного потенциала турфирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение того, как SWOT-анализ помогает оценить конкурентный потенциал определенной турфирмы, как сильные стороны и возможности помогают получать конкурентные преимущества, а также устранять (хотя бы частично) угрозы.
Задачами, которые способствуют достижению данной цели, будут являться:
- изучение сильных и слабых сторон организации;
- выявление возможностей и угроз для нее;
- выявление взаимосвязи между возможностями и угрозами (матрицы);
- изучение оценки конкурентного потенциала фирмы с использованием ее SWOT-анализа и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

 

     Данная курсовая работа, объемом  30 страниц,  состоит из трех разделов и пяти подразделов. Содержит один рисунок и две таблицы, находящиеся в основной части. При написании данной курсовой работы, использовалось пять литературных источников.           

 Тема данной работы («Использование SWOT-анализа для оценки  конкурентного потенциала турфирмы»)  всегда имела, имеет и будет  иметь очень актуальное значение, поскольку SWOT- анализ помогает  выявить, оценить, эффективно  использовать или устранить сильные  и слабые стороны организации,  ее возможности и угрозы. Очевидно, что, имея прогнозы развития  ситуации, а, также представляя  современное состояние фирмы,  ее ближайшее окружение и зная  способы решения текущих задач,  можно выявить проблемы, с которыми  она столкнется в будущем. Такой  анализ также позволит определить  наличие или недостаток тех  или иных конкурентных преимуществ  и позволит разработать такую  стратегию развития, чтобы фирма  продолжала свое успешное функционирование  и в будущем.           

 Объектом исследования  в данной курсовой работе является  изучение методов анализа внешней  и внутренней среды, а именно: SWOT-анализа, матрицы угроз и  матрицы возможностей.           

 Предметом же исследования  выступает оценка конкурентного  потенциала фирмы на основе  ее SWOT-анализа.           

 Целью данной работы  является определение того, как  SWOT-анализ помогает оценить конкурентный  потенциал определенной турфирмы, как сильные стороны и возможности  помогают получать конкурентные  преимущества, а также устранять  (хотя бы частично) угрозы.           

 Задачами, которые способствуют  достижению данной цели, будут  являться:

-         изучение сильных и слабых сторон организации;

-         выявление возможностей и угроз для нее;

-         выявление взаимосвязи между возможностями и угрозами (матрицы);

-         изучение оценки конкурентного потенциала фирмы с использованием ее SWOT-анализа и т.д.

Ключевыми словами в данной курсовой работе являются :  стратегический менеджмент, SWOT-анализ, возможности, угрозы, сильные стороны (сила), слабые стороны (слабость), матрица, конкурентный потенциал и т.д.

Первый раздел этой работы состоит из трех подразделов  и содержит сведения о сущности SWOT-анализа, его значении в стратегическом менеджменте и составляющих.

Первый подраздел определяет сильные и слабые стороны организации, то есть ее внутренние преимущества или  недостатки, которые очень важны  для организации. Знание сильных  и слабых сторон компании необходимо для выработки стратегии, способной  улучшить ее положение по отношению  к конкурентам в до 656f53gg лгосрочной перспективе.

Второй подраздел описывает  внешние факторы среды – возможности  и угрозы, которые также могут  кардинально повлиять на успешное функционирование турфирмы как в краткосрочной, так  и в долгосрочной перспективе.

В третьем подразделе показано, как, используя сильные и слабые стороны организации, ее возможности  и угрозы, строится матрица SWOT-анализа, какие парные комбинации полей, получившиеся на пересечении блоков, необходимо рассмотреть и выделить те из них, которые обязательно должны быть учтены при разработке стратегии. Также  в этом подразделе отводится место  еще и небольшой оценке конкурентного  потенциала, факторам, повышающим или  понижающим этот потенциал.

Второй раздел небольшой  и целиком посвящен другим методам  анализа среды – матрицам угроз  и возможностей, ведь для того, чтобы  с максимальной пользой использовать результаты SWOT-анализа, важно не только уметь выявлять угрозы и возможности, но и оценивать их с точки зрения важности и, соответственно, возможной  степени влияния на стратегию  организации.

Соответственно, в первом подразделе второго раздела уделяется  внимание возможностям и строится матрица.

Второй же подраздел описывает  угрозы, и в нем также имеется  их матрица.

Третий раздел состоит  из оценки конкурентного потенциала турфирмы Люксор на основе использования  ее SWOT-анализа, судя по результатам  которого фирма прочно утвердилась  на международном туристском рынке  как крупный туроператор. 

Таким образом, анализ среды, как он проводится в процессе стратегического  планирования, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней среде  по отношению к организации, и  сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Его результаты могут использоваться при оценке конкурентоспособности, конкурентного  потенциала и при определении  круга стратегических вопросов, стоящих  перед организацией.           

  

Введение

Для того, чтобы успешно  справляться с угрозами и эффективно использовать возможности, вовсе не достаточно только одного знания о  них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять  ей и из-за этого потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся  новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования  и, следовательно, не суметь получить отдачи от них.           

 Таким образом, анализ  среды, как он проводится в  процессе стратегического планирования, направлен на выявление угроз  и возможностей, которые могут  возникнуть во внешней среде  по отношению к организации,  и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.  Эта информация является чрезвычайно  полезной для выработки эффективной  стратегии взаимодействия организации  с внешним окружением. Именно  для решения такой задачи и  были разработаны определенные  приемы анализа среды, которые  широко используются в стратегическом  управлении:

-         SWOT-анализ;

-         Матрица возможностей;

-         Матрица угроз.

Тема данной работы («Использование SWOT-анализа для оценки конкурентного  потенциала турфирмы») всегда имела, имеет  и будет иметь очень актуальное значение, поскольку SWOT- анализ помогает выявить, оценить, эффективно использовать или устранить сильные и слабые стороны организации, ее возможности  и угрозы. Очевидно, что, имея прогнозы развития ситуации, а, также представляя  современное состояние фирмы, ее ближайшее окружение и зная способы  решения текущих задач, можно  выявить проблемы, с которыми она  столкнется в будущем. Такой анализ также позволит определить наличие  или недостаток тех или иных конкурентных преимуществ и позволит разработать  такую стратегию развития, чтобы  фирма продолжала свое успешное функционирование и в дальнейшем.           

 Объектом исследования  в данной курсовой работе является  изучение методов анализа внешней  и внутренней среды, а именно: SWOT-анализа, матрицы угроз и  матрицы возможностей.           

 Предметом же исследования  выступает оценка конкурентного  потенциала фирмы на основе  ее SWOT-анализа.           

 Целью данной работы  является определение того, как  SWOT-анализ помогает оценить конкурентный  потенциал определенной турфирмы, как сильные стороны и возможности  помогают получать конкурентные  преимущества, а также устранять  (хотя бы частично) угрозы.

Задачами, которые способствуют достижению данной цели, будут являться:

-         изучение сильных и слабых сторон организации;

-         выявление возможностей и угроз для нее;

-         выявление взаимосвязи между возможностями и угрозами (матрицы);

-         изучение оценки конкурентного потенциала фирмы с использованием ее SWOT-анализа и т.д.

Независимо от масштабов  организации (крупная туристская компания, фирма-туроператор, туристское агентство), принимая стратегические решения по развитию, необходимо наряду с исследованием  внешней среды  и конкуренции проанализировать собственные силы и оценить текущее состояние. Одним из методов такой оценки и будет являться SWOT-анализ.

1 SWOT-анализ в  стратегическом менеджменте: сущность, значение           

 1.1 Определение сильных и слабых сторон организации           

 Для того, чтобы успешно  справляться с угрозами и эффективно  использовать возможности, вовсе  не достаточно только одного  знания о них. Можно знать  об угрозе, но не иметь возможности  противостоять ей и из-за этого  потерпеть поражение. Также можно  знать об открывающихся новых  возможностях, но не обладать  потенциалом для их использования  и, следовательно, не суметь  получить отдачи от них.           

 Таким образом, анализ  среды, как он проводится в  процессе стратегического планирования, направлен на выявление угроз  и возможностей, которые могут  возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Эта информация является чрезвычайно полезной для выработки эффективной стратегии взаимодействия организации с внешним окружением. Именно для решения такой задачи и были разработаны определенные приемы анализа среды, которые широко используются в стратегическом управлении.           

 Для проведения такого  исследования используется метод,  получивший название SWOT- анализ, т.е.  анализ сильных и слабых сторон  организации, возможностей и угроз,  результаты которого могут использоваться  при оценке конкурентоспособности,  конкурентного потенциала и при  определении круга стратегических  вопросов, стоящих перед организацией.            

SWOT-анализ является простым,  но вместе с тем достаточно  эффективным инструментом. Он проводится  с целью определить и интерпретировать  для компании ее сильные (Strength), слабые (Weakness) стороны, возможности  (Opportunities) и угрозы (Threats).           

 Сила – это то, в  чем компания преуспела, или  какая-то особенность, предоставляющая  ей дополнительные возможности.  Сила может заключаться в навыках,  значительном опыте, ценных организационных  ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме  преимущества на рынке. Сила  может также являться результатом  создания альянса или совместного  предприятия с партнером, имеющим  опыт или потенциальные возможности  для усиления конкурентоспособности  компании.           

 К потенциальным внутренним  сильным сторонам можно отнести:

-         полная компетентность в ключевых вопросах;

-         наличие необходимых финансовых ресурсов;

-         хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей;

-         признанный лидер рынка;

-         превосходные технологические навыки;

-         высокая квалификация персонала;

-         изобретательный подход к выработке стратегий в функциональных сферах деятельности организации;

-         умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов;

-         эффективная реклама;

-         проверенный временем менеджмент;

-         эффективные производственные мощности и т.д.           

 Слабость – это  отсутствие чего-то важного для  функционирования компании или  то, что ей не удается (в сравнении  с другими), или нечто, ставящее  ее в неблагоприятные условия.  Слабая сторона в зависимости  от того, насколько она важна  в конкурентной борьбе, может  сделать компанию уязвимой, а  может и нет.          

 К потенциальным  внутренним слабым сторонам можно  отнести:

-         отсутствие ясных стратегических направлений;

-         устаревшие производственные мощности;

-         недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами;

-         низкая прибыльность;

-         плохо зарекомендовавшая себя стратегия фирмы;

-         отставание в области исследований и разработок;

-         уязвимость по отношению к давлению конкурентов;

-         очень узкая продуктовая линия;

-         неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности;

-         неспособность финансировать необходимые изменения;

-         плохая сбытовая сеть и т.д.

Когда внутренние сильные  и слабые стороны фирмы выявлены, оба списка должны быть тщательно  изучены и оценены. Некоторые  сильные стороны компании более  важны, чем другие, так как они  играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в  формировании ее стратегии. Подобным образом  некоторые слабые стороны могут  оказаться роковыми для компании, в то время как другие не слишком  важны или могут быть легко  исправлены.

SWOT-анализ очень похож  на составление стратегического  баланса: сильные стороны –  это активы компании в конкурентной  борьбе, а ее слабые стороны  – пассивы.

«Силы» и «слабости» обычно могут быть легко идентифицированы внутри компании (по сути, это контролируемые переменные). «Возможности» и «угрозы» исходят извне, из внешнего окружения  компании (следовательно, это неконтролируемые переменные). Первые нужно активно  выявлять и использовать, а последние  – знать и уметь не только приспосабливаться  к ним, но и «оборачивать» их по возможности в свою пользу.

Информация о работе Использование SWOT-анализа для оценки конкурентного потенциала турфирмы