Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть понятие стиль жизни, найти способы его классификации, провести пробное исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования стиля жизни;
- разобрать классификацию потребителей по стилю жизни;
- рассмотреть типологию потребителей в России.
- провести опрос среди респондетов с применением методики LOV.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Стиль жизни: понятие, сущность, классификация на мировом и российском рынках. 5
1.1. Понятие и сущность стиля жизни. 5
1.2. Классификация потребителей по стилю жизни. 10
1.3. Российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. 16
Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV. 21
2.1.Описание модели LOV и практических аспектов исследования. 21
2.2. Результаты исследования и выводы. 24
Заключение. 26
Список литературы. 27
Приложение 1 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мамаев ИА ДМК -201 Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей.docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

1-й тип. «Выживающие» (Survivors) – 17%. Главное для этой группы  при выборе товаров – цена. Хронически бедные, смирившиеся  и пассивные. Еле сводят «концы  с концами», с трудом удовлетворяют  свои повседневные нужды. Затраты  на покупку продуктов питания,  одежды, обуви и предметов длительного  пользования (потребительская активность) - ниже среднего уровня. Главное  для них при выборе товаров – цена. Они ищут товары дешевле, практически все деньги тратят на продукты питания.

2- тип. «Традиционалисты»  (Traditionalists) – 9%. При выборе товаров  преимущественно ориентируются  на цену, но стремятся покупать  знакомые товары, в качестве которых  убедились на собственном опыте.  Предпочитают отечественные продукты и товары, потребители местной небрендированной продукции. Покупают продукты подешевле, любят распродажи.

3-й тип. «Стремящиеся»  (Strivers) – 13%. При выборе товаров  преимущественно ориентируются  на цену и известность марки.  Пытаются приспособиться к рыночным  отношениям. Материальный уровень  позволяет удовлетворить текущие  потребности в еде и одежде, однако на покупку качественных  товаров приходится откладывать  средства.

4-й тип. «Обыватели»  (Mainstreamers) - 18%. Пассивное покупательское  поведение без выраженных установок.  Декларируют отстраненность от  решения бытовых проблем. Самостоятельные  покупки совершают ситуативно, чаще – списку, составленному домохозяйкой. Обычно ходят в магазины, расположенные возле дома. Практичны и самодостаточны, ориентируются, скорее на функциональное назначение товаров. 5-й тип. «Беззаботные» (Careless) – 6%. Пассивное покупательское поведение без выраженных установок. Не принимают участия в работе по дому, за покупками оправляются неохотно. Увлекаются современной музыкой, модными видами спорта. Круг интересов – компьютеры, компьютерные игры, интернет.

6-й тип. «Новаторы» (Innovators) – 14%. При выборе товаров преимущественно  ориентируются на известность  марки. Энергичны и полны энтузиазма. Активные подражатели, модники.  Ищут разнообразия, склонны к  риску и к необычному. Могут  декларировать презрение к комфорту, но стремятся к престижу и  успеху в жизни. Покупают зарубежную  литературу, учебники, справочники  и фантастику. Активно пользуются  компьютером и интернетом.

7-й тип. «Благополучные»  (Successful) – 10%. При выборе товаров  преимущественно ориентируются  на качество товара. Зрелые, удовлетворенные  своим материальным уровнем. Любят  комфорт, ценят порядок и ответственность.  Заботятся о семье. Хорошо ориентируются  в ассортименте. Стараются подбирать  удобные и комфортные вещи. «Охотники  за качеством», склонны к демонстративному, «вебленовскому» стилю потребления.  Если выбрали марку, то стараются  ее покупать.

8-й тип. «Достигшие  успеха» (Achievers) – 13%. При выборе  товаров преимущественно ориентируются  на качество и известность  марки. В основной массе - высокообеспеченные  и преуспевающие. «Охотники» за  престижем. Готовы платить любые  деньги за соответствие имиджу  успешного человека. Посетители  дорогих магазинов, антикварных  салонов, бутиков. Ведут активный  образ жизни. Адаптивны и целеустремленны.  Демонстрируют высокую лояльность  выбранным маркам. Предпочитают  переплатить, но купить товар  известной фирмы. 

Приведенная типология по стилю жизни – первое исследование такого типа. Полученные результаты подтверждены соответствующими статистическими  показателями, в частности были подтверждены наличие и характер взаимосвязи  выделенных психографических типов  с потреблением широкого спектра  товаров и услуг. Они могут дать социологам и маркетологам универсальный инструмент, позволяющий содержательно дополнять традиционные виды социально-демографического анализа потребителей и социальных групп. Очевидно же то, что исследования в рассматриваемом направлении должны быть продолжены и углублены.

Важно внедрять в российский бизнес современные маркетинговые  технологии - в первую очередь для  того, чтобы повысить конкурентную способность и эффективность  фирмы. И, одной из самых важных целей  здесь является - изучение своих  потребителей, ведь, когда знаешь, кто  твой клиент и что он хочет, будет  гораздо проще создать то, что  он пожелает купить. Жизненный стиль - это очень важный психографический критерий, который в большей степени  позволяет раскрыть мотивацию поведения  потребителя, а значит, именно он помогает понять, чем руководствуется потенциальный  потребитель при выборе товара. Опираясь на эти данные, можно с легкостью  усовершенствовать товар и создать  эффективную рекламную компанию.

 

Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV.

2.1.Описание модели  LOV и практических аспектов исследования.

Модель LOV (List of Values), разработанная в 1983 г. в Мичиганском университете, содержит 9 ценностей, которые респонденты ранжируют по значимости:

    1. самореализация
  1. волнение
  1. чувство движения
  2. самоуважение
  3. чувство принадлежности
  4. быть уважаемым
  5. безопасность
  6. забава и удовольствие
  7. теплые отношения с другими

Маркетологи используют значимую ценность для отнесения потребителей к сегментам. Как отмечают специалисты, дополненный демографической информацией, метод LOV достаточно результативен и позволяет идентифицировать рыночные сегменты вместо того, чтобы использовать априорно заданные сегменты.

Данная методика проста в  исполнении и может давать достаточно объективные данные, которые помогут  разделить исследуемую группу респондентов на сегменты, именно поэтому автор  выбрал ее.

Метод используется для дифференциации потребителей по трем измерениям:

- внутренний фокус (ценности 1, 2, 3, 4);

- межличностный фокус  (ценности 8 и 9);

- внешний фокус (ценности 5, 6, 7).

Потребители с акцентом на внутренне ориентированные ценности стремятся контролировать свои жизни, принимая независимые решения. Люди с внешней ориентацией более склонны согласовывать свое покупательское поведение с большинством в обществе.

Опрос респондентов проводился с помощью сети Интернет, сайта  https://docs.google.com, где был размещен сам опрос и сайта vk.com, где респондентам было предложено пройти опрос. Всего в исследовании приняло участие 102 человека, из них 51 женщина и 51 мужчина. Все исследуемые являются молодежью (основная аудитория сайта vk.com – до 30 лет) и их возрастные интервалы распределились так:

14-18 – 6;

18-24  - 96;

24-30 - 4.

Респондентам, в соответствии с методикой, предлагалось распределить ценности по значимости.

Вначале, автор предлагает ознакомится распределением ценностей на первые позиции опроса.

Рисунок 2.1. Распределение  ценностей по первой позиции опроса.

Видно, что лидирует на первом месте, с большим отрывом и  у мужчин, и у женщин самореализация. Второе место у межчин занимают теплые отношения с другими, а у женщин самоуважение.  Самореализация и  самоуважение – ценности, указывающие  на внутренний фокус, теплые отношения  с другими людьми – на межличностый. Уже в данный момент можно сказать  о том, что достаточно большая  часть аудитории задумывается о своей самореализации в жизни, т.е. это достаточно независимые люди, способные принимать самостоятельные решения.

Рисунок 2.2. Распределение  ценностей по первой позиции опроса.

На второй позиции все  уже гораздо менее однозначно, лидирующие позиции находятся у  рубежа в 30% и эти ценности - самоуважение у женщин и быть уважаемым, среди  мужчин. Так же на второй позиции  около 20 процентов ответа занимает самореализация, 15% самоуважение у мужчин и чувство принадлежности у женщин. Видно, что часть людей идет в  сторону межличностного фокуса, но внутренний все еще лидирует.

Третья и дальнейшие позиции  не выявляют чего-то особенного, ответы в них распределяются примерно поровну.

Фокус каждого конкретного  человека выявлялся таким образом: брались три первых ответа и смотрелось к какому измерению они относятся  – внутреннему, межличностному или вешнему. Набравшее большее количество баллов измерение и бралось за основное у этого человека. Если все три измерения набирали по баллу, то брался фокус первой позиции.

2.2. Результаты исследования  и выводы.

Результаты можно увидеть на диаграммах:

Рисунок 2.3. Результаты исследования.

 

 

Видно, что гендерные отличия  небольшие, но все же они существуют. Среди женщин больше людей с внутренним и внешним фокусом. Мужчин с межличностным больше, чем женщин.

Итак, получилось что большинство  опрошенных, 72% имеют внутренний фокус. Они самостоятельны в своих решениях и выборе, могут контролировать свою жизнь. В первую очередь, для большинства из них важна самореализация, поиск собственного пути, нахождения собственного я в этом мире. Они ищут свою индивидуальность и непохожесть на других. Эти люди предпочитют яркие и необычные решения, стильные вещи и оригинальный стиль. Если товар рассчитан, на молодежную аудиторию, то следует помнить что большая ее часть считает себя именно такими людьми – индивидуальными и непохожими на других.

Люди с внешним фокусом  в основном ориентируются на мнение окружения о своих поступках, покупках, действиях. Они любят быть уважаемыми, любят, когда их любят, дорожат их мнением, спрашивают их совета. Они одеваются в модную одежду, импользуют новые гаджеты и следят за трендами.

 Самая немногочисленная  категория – респонденты с  межличностным фокусом. У них  есть что-то и от людей с  внешним и со внутренним. Они  любят общатся, но в то же  время имеют свое мнение, они  в кампании, но при своем уме.  Они сбалансированны, ценять вещи  за их качество и функции,  которые они могут выполнять.

 

Заключение.

В ходе выполнения курсовой работы по теме «Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей» в соответствии с поставленной целью и задачами автор раскрыл понятие стиля жизни, описал способы его классификации, провел исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.

Из содержания данной курсовой работы можно сделать выводы:

Стиль жизни - это обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека в целом и того, как он тратит время и деньги. Он является функцией, свойственных индивидууму характеристик, сформированных в процессе его социальных взаимодействий по мере движения через этапы своего жизненного цикла.

Жизненный стиль потребителя  подвержен влиянию как внешних, социальных факторов - культуры, ценностей, демографии, субкультуры, социального  класса, референтных групп, семьи, - так и индивидуальных характеристик - мотивов, эмоций, личности.

Ценности обладают относительным  постоянством, а стили жизни меняются довольно быстро. В связи с этим, исследователям приходится непрерывно заботиться об обновлении и совершенствовании  научных методов и маркетинговых  стратегий.

Жизненный стиль является составляющим критерием психографического  анализа, который, в свою очередь, является основным и наиболее эффективным  признаком сегментирования рынка.

На сегодняшний день не существует полностью проработанной  теоретической модели, которая показывала бы, какие характеристики стиля жизни  следует изучать, и как они связаны с покупательским поведением. В большинстве случаев исследователь действует методом проб и ошибок. За рубежом разработано несколько общих психографических систем. Безусловно, методология и типология требует дальнейшего развития, как в целом, так и в каждых странах.

Список литературы.

  1. Алешина, И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов / И. В. Алешина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009
  2. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007.
  3. Валлет-Флоранс, П. Стиль жизни // Маркетолог. 2008. №8
  4. Залесский, П. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей / П. Залесский // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 2000. - №3 (27). - С. 42-46.
  5. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2012.
  6. Ламбен, Жак-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / перев. с англ. под редакцией В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2004.
  7. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: перев. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.
  8. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник для вузов / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2008.

 

Приложение 1

 

Сегментирование потребителей по стилю жизни на основе метода VALS

Доля населения (с 18 лет)

Тип потребителей

Ценности и стили жизни

Демографические характеристики

Покупательское поведение

1

2

3

4

5

Руководствуются потребностями

4%

«Выживающие», Survivors

  • Борьба за выживание
  • Недоверие
  • Нет места в обществе
  • Руководствуются инстинктивными потребностями
  • Доход на уровне нищеты
  • Невысокое образование
  • Много несовершеннолетних членов (семей)
  • Многие живут в городских трущобах
  • Важнее всего - цена
  • Интересуются основными продуктами
  • Делают покупки для удовлетворения немедленных потребностей

7%

«Терпеливые», Sustainers

  • Озабоченность безопасностью
  • Ненадежность
  • принуждение
  • Зависимые, ведомые
  • Знающие, решительные
  • Низкий доход
  • Невысокое образование
  • Высокий процент безработных
  • Живут как в городах, так и в сельской местности
  • Цена важна
  • Хотят получить гарантии
  • Осторожные

Руководствуются внешними факторами

35%

«Принадлежат другим», Belongers

  • Обычные
  • Не экспериментируют
  • Традиционные, формальные
  • Ностальгически настроенные
  • Доход от низкого до среднего
  • Образование низкое-среднее
  • Работают клерками
  • Предпочитают жить за городом
  • Семейные
  • Домашние
  • Причуды
  • Средний и низкий массовый рынок

10%

«Подражающие», Emulators

  • Амбициозные, показушные
  • Озабоченные собственным статусом
  • Движутся вверх
  • Энергичные, конкурируют между собой
  • Доход от среднего до очень высокого
  • «Всегда молодые»
  • Живут только в крупных городах
  • Обычно это мужчины, но ситуация меняется
  • Потребление бросается в глаза
  • «Свои» товары
  • Склонны к имитации
  • Следят за модой

22%

«Преуспевающие», Achievers

  • Достижение, успех, слава
  • Материализм
  • Лидерство, эффективность
  • Комфорт
  • Очень высокий доход
  • Лидеры в бизнесе, политике и т.д.
  • Высоко образованны
  • Живут в городах и пригородах
  • Товары должны давать представление об успехе
  • Последние модели
  • Роскошные товары и подарки
  • «Новые и улучшенные» товары

Руководствуются внутренними  факторами

5%

«Индивидуалисты», I-am-Me

  • Ярко выраженные
  • Решительные, импульсивные
  • Экспериментаторы
  • Непостоянны
  • Молодые
  • Многие не состоят в браке
  • Студенты или начинающие работать
  • Имеют богатых родителей
  • Выражают чей-то вкус
  • Любят экспериментировать
  • Свободны от предрассудков, склонны к большим причудам
  • Покупки схожи с покупками друзей, соседей и пр.

7%

«Опытные», Experiential

  • Стремятся получить непосредственный опыт
  • Активные, участвующие во всем
  • Направлены на личность
  • Артистичны
  • Два источника дохода
  • Большинству за 40
  • Многие имеют молодые семьи
  • Хорошее образование
  • Важен процесс, а не продукт
  • Живые, занимаются открытыми видами спорта
  • Занимаются домашними делами
  • Занимаются творчеством, самоанализом

8%

«Социально озабоченные», Societally Conscious

  • Несут социальную ответственность
  • Живут просто
  • Небольшие масштабы всего
  • Внутренний рост
  • Два источника невысокого или высокого дохода
  • Отличное образование
  • Разные возраста и районы проживания
  • В основном белые
  • Консервативны
  • Простота
  • Бережливость
  • Заботятся об окружающей среде

2%

«Интегрированные», Integrated

  • Психологическая зрелость
  • Чувство соответствия
  • Терпимы
  • Смотрят на весь мир целиком
  • Доход от хорошего до очень высокого
  • Различные возрастные группы
  • Отличное образование
  • Различные работы и места проживания
  • Различные способы самовыражения
  • Эстетичны
  • Думают об экологии
  • Предпочитают необычные предметы

Информация о работе Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей