История взимания акцизов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение
1. История взимания акцизов в России
2. Экономическая природа акцизов
3. Порядок обложения товаров акцизами
4. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота
5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги Осина Н.А.1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО  Новосибирский государственный  аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Кафедра экономики  и управления сельскими территориями

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине  налоги и налогообложение

на тему:  Акцизы

 

 

Выполнил: студентка 2 курса заочного               

  отделения  4241 группы

  шифрУБ-11048

  Осина Наталья  Александровна

                                                                             Проверил:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 

Содержание

 

Введение

1. История взимания акцизов в Росси

2. Экономическая природа акцизов

3. Порядок обложения товаров акцизами

4. Плательщики  акцизов, объекты налогообложения  и определение облагаемого оборота

5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах  Российской Федерации выступают  акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней  трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в  парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз - «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

 

 

 

 

 

 

1. История взимания  акцизов в России

 

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким  предшественником акциза можно считать  так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв. Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации, продажи алкогольных напитков. Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.

Долгое время  поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей  и промыслами был слаб. Раз в  год генеральную проверку проводили  чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система  подвергалась резкой критике как  со стороны специалистов в сфере  государственного управления и государственных  финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи  под акцизом подразумевался косвенный  налог только на предметы внутреннего  производства, выделываемые и продаваемые  частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном  бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения  являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные  нефтяные масла и 5) зажигательные  спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли. С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали  обложению: 1) спирт и вино, вывозимые  за границу; 2) виноградное вино, уксус  и медовый квас; 3) изделия из оплаченного  акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное вино.

Акциз уплачивался  заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Сбор налогов  возлагался на Департамент податей  и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре  Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов. В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую  фискальную роль косвенных налогов  в формировании бюджета характеризуют  следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная  казна формировалась за счет косвенных  налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

В России монополия  была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми  винокуренными заводами пропорционально  их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось  главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в  тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрировани

2. Экономическая  природа акцизов

 

Как и большинство  налогов, акцизные сборы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизных сборов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с профита, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизные налоги, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным  вопросом при введении акцизных налогов  является конкретная ставка того или  иного акцизного налога. Большинство  методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акцизный сбор и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

В основе налогообложения  подакцизных товаров и определении  ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные затраты, которые несет  общество в виде издержек государственных  бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких расходов, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение  здоровья курильщиков приводит  к дополнительным затратам на  медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение  здоровья курильщиков приводит  к дополнительным издержкам из  бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

В то же время  не должна облагаться акцизными налогами эротическая продукция по одной  простой причине, что потребление  последней не приводит к дополнительным бюджетным затратам.

Оптимальной ставкой  налогообложения по таким акцизным сборам (налогам) считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия затрат связанных с потреблением того или иного товара или услуги. Кроме того, должны быть покрыты расхода по изъятию акцизного сбора (налога) и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Очевидно, что  экономическая сущность каждого  конкретного акцизной пошлины зависит  от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь - необычный  продукт. Он играет различные роли в  социальных и культурных устоях общества. Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что  традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

 

Обложение акцизными  сборами легковых автомобилей носит  исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той  простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизных налогах»: «Ставки акцизных сборов  по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и приобретателя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…». Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Информация о работе История взимания акцизов в России