Источники финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Организации (учреждения, предприятия) культуры в Республике Беларусь делят по содержанию деятельности – на культурно-просветительские и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности – на государственные и частные. Некоммерческие организации культуры создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации культуры создаются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Источники финансирования.docx

— 90.15 Кб (Скачать файл)

     
   Государственные и муниципальные  учреждения создаются учредителем  (учредителями), регистрируют свои  уставы и оформляют договорные  обязательства сторон с указанием  порядка пользования материальных  финансовых ресурсов. При финансировании  учреждений по установленным  нормативам право на получение  дополнительных источников финансирования  не ограничиваются.  
 
  К основным видам финансирования относится: 
 
1)возмездное (платное) 
 
   - заем- вид обязательственных отношений, договор, в силу которого одна сторона (Займодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. 
 
 - кредит- экономическая категория, представляющая собой определённый вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. 
 
2) безвозмездное (бесплатное) 
 
  - пожертвование, дарение- в гражданском праве безвозмездная передача вещи или права в общеполезных целях 
 
  - субсидия- пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам. 
 
  - субвенция- сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. 
 
  - дотация- (на средневековой латыни dotatio - дар), денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке юридическим и физическим лицам. Дотации из государственного бюджета используются для регулирования экономики; выдаются малодоходным и убыточным отраслям, имеющим важное социальное значение. 
 
 - грант- (англ. grant) - вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом другой организации или частному лицу (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования. 
 
 - ссуда- 1) в гражданском праве синоним займа. 2) Ссуда банковская - денежные средства банка, предоставленные в кредит. Различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ссуды, а также по видам: платежные, учет векселей, под товарные документы, ценные бумаги и др.  
         В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде схемы (рисунок 1).    
Рисунок 1 Источники финансирования деятельности в сфере культуры

    
     
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

        
                       
                     
                 

    

     
       Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ. Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюджетными средствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т.п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т.п.). Эти чеки и пр. гасятся в соответствующих учреждениях и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае снимается проблема компенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимый минимум услуг.  
 
 
Наиболее эффективная система децентрализованного финансирования культуры создана в США. В основе американской системы — сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Но зато объем средств, направленных на социальные нужды, оказывается больше суммы недополученных налогов. Кроме того, правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот, связанных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому выигрывает, в конечном счете, не только фирма, но и государство в целом.

    Финансирование  учреждений культуры 
 
Основные виды источников финансирования культуры. 
Финансирование учреждений культуры играет огромную роль, к основным источникам финансирования относится следующие:

    Спонсорство - это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица.

    Патронаж  может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.

    Благотворительность демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. 
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. 
       И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. 
 Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры – обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры.  
Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников 
Культурная политика любого государства представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика.  
Во-первых, необходимо помнить о связи культуры и развития, или о культурном измерении как качественном измерении развития в самом широком смысле. Обществу нужна программа развития, которая помимо новых жизненных стандартов включает и другие ценности, способные мобилизовать дремлющие сегодня силы и энергию населения. Культурное измерение присутствует во всех сферах и входит составной частью во все современные проблемы, стоящие перед обществом, перед правительством страны: городское развитие, сохранение окружающей среды, защита прав национальных меньшинств, внешняя торговля, развитие телекоммуникаций и т. п. Это значит, что правительство в целом должно иметь понимание и должным образом оценивать важность культурной составляющей своей деятельности. 
Важным аспектом является поиск новых ценностей, новых моральных и психологических точек отсчета в обществе, которое было полностью дестабилизировано произошедшими изменениями. В ситуации ценностных противоречий и поиска национальной идентичности сильная культурная политика может сыграть важную роль, развивая диалог идей и мнений, организуя обмены и контакты, способствуя распространению различных произведений. Кроме того культурная политика должна развивать сотрудничество, синергетику больших и малых культур, организаций, учреждений, государственного и частного секторов, города и села и т. п. Наконец, важной целью культурной политики является построение гражданского общества, где государство создает и гарантирует условия и структуры для расцвета прав личности, для действий многочисленных организаций и ассоциаций по реализации своих идей и проектов в условиях свободной конкуренции. 
Установленный механизм хозяйствования бюджетных учреждений создает условия для  дифференциации их финансового положения. Учитывая, что целью существования бюджетных учреждений является выполнение социальных функций, справедливой основой для дифференциации их финансового положения является эффективность в оказании социальных услуг. Однако в данном случае создаются условия для имущественного расслоения в бюджетной сети безотносительно не только к результативности их основной деятельности, но и к эффективности их предпринимательской деятельности. Ведь объемы внебюджетных доходов бюджетных учреждений зависят не столько от усилий их администрации, сколько от их местоположения, размеров и рыночной стоимости занимаемых площадей, объема направленных в них в советский период капиталовложений, ранее приобретенной репутации и пр. В результате одни учреждения существуют исключительно или преимущественно за счет бюджетного финансирования и испытывают острую нехватку средств, что зачастую приводит к невозможности нормального осуществления ими их основных функций. Для других объем внебюджетных средств сопоставим или даже превосходит объем сметного финансирования. Но, несмотря на существенные различия в положении указанных двух категорий бюджетных учреждений, подходы к их сметному финансированию одинаковы. Необходимость выделения бюджетных ассигнований на содержание квазигосударственных учреждений, которые вполне приспособлены к существованию в рыночных условиях, лишает государство возможности повысить (хотя бы до уровня покрытия необходимых затрат) объемы финансирования тех учреждений, которые по роду или условиям своей деятельности не способны существовать вне рамок государственного сектора. 
Расширение масштабов предпринимательской деятельности бюджетных учреждений таит угрозу не только для государства, но и для потребителей бесплатных социальных услуг, так как  неизбежно влечет за собой снижение качества и объемов их предоставления. Объективной тому причиной является возникновение конфликта между выполнением уставных задач и осуществлением предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. При действующих принципах составления сметы ее объем не зависит от результатов основной деятельности учреждения, так как  оплачиваются не услуги, а само функционирование бюджетного учреждения (в частности, зарплата персонала, коммунальные услуги, закупка инвентаря и т.д.). В этих условиях выполнение основных функций только «отвлекает» ресурсы от получения внебюджетных доходов. Поэтому естественной логикой поведения администрации бюджетных учреждений является расширение масштабов оказания платных услуг за счет уменьшения объема и снижения качества бесплатных. Таким образом, сметное финансирование бюджетных учреждений с высокой долей внебюджетных доходов становится неэффективным: государство за свои деньги не получает тех услуг, на которые оно вправе рассчитывать.  
Используя бюджетное финансирование для покрытия части своих издержек, бюджетные учреждения находятся в более выгодных экономических условиях, чем их потенциальные конкуренты (если таковые могут существовать) по предоставлению таких же видов платных услуг. К тому же в ситуации, когда часть издержек деятельности, приносящей внебюджетные доходы, фактически покрывается за счет государства, администрация бюджетных учреждений лишается стимулов к снижению издержек по осуществлению этой деятельности.  
Помимо прямого бюджетного финансирования бюджетные учреждения, в отличие от аналогичных организаций частного сектора, пользуются также бесплатными помещениями, прямыми и косвенными налоговыми льготами. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.  
Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".  
Культура не может и не должна рассматриваться государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами. Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге это - самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.  
Воздействие государства на культуру в каждой стране выстраивается исходя из уровня развития общества, потенциала культурного наследия, благосостояния населения, национальных, исторических и территориальных аспектов и нормативного регулирования данной отрасли. Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, любое государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации.
 
 
 

        Список  использованной литературы 

        1) www. ru.wikipedia.org 

        2) http://dic.academic.ru 

        3) http://www.kontrolnaja.ru 

        4) http://www.ref.by 

        5) http://ancientrome.ru 

        6) http://bibliotekar.ru 

        7) http://lit.lib.ru 

        8) http://revolution.allbest.ru 

        9) http://ref-upr.ru 

        10) Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика  культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171 

        11) www.goverment.kz- сайт Правительства РК 

        12) www.online.prg.kz 

        13) www.almaty.kz 

        14) www.ryazanreg.ru 

        15) www.union.kz 

        16) www.madenimura.kz 

        17) http://www.stroygorhoz.ru 

        18) Конституция РК от 30 августа 1995 года, раздел 2, статья 19. 

        19) Журнал «Қаржы Каражат» №34 стр 15 

        20)Мельников  В.Д., Ильясов К.К. "Финансы" Алматы 2001г стр 201-203 

        21) " Финансовый учет на предприятии"  под редакцией Рахимбековой Р.М. Алматы "Экономика" 2003г стр 116-117 

    22) Омирбаев С.М. "Финансы" Астана 2002г. Гл.-17, стр 304-306 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение. 

    Таким образом в Республике Беларусь финансированию учреждений культуры уделяется особое внимание. Финансируются государственные культурные учреждения за счёт бюджетных средств, спонсорства и благотворительности. Так же к ним относится и собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Это всё являются источниками финансирования культурных учреждений в наше время. То есть дальнейшее развитие культурных учреждений зависит напрямую от граждан государства. 

    Для того, чтобы граждане интересовались в развитие культурных учреждений, правительство ставит перед собой главную цель - это обеспечение прозрачности финансирования учреждений культуры. Всё то, что делает государство для народа, это идёт только во благо граждан.

    «Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной.» ( Н. А. Назарбаев)

    Народ всегда оставался и будет оставаться движущей силой в стране, поэтому именно от народа, именно от граждан Республики зависит дальнейшее развитие культурных учреждений, их финансирование и сохранность древнейших памятников истории. 
 

        Список  использованной литературы

1. «Организация деятельности бюджетных и научных учреждений» Минск «Современная школа» 2008г. с.265

2. «Экономика  социально-культурной сферы»

3.http://www.kontrolnaja.ru

4. http://www.ref.by

5.http://bibliotekar.ru

6.http://lit.lib.ru

7. http://revolution.allbest.ru

8. www.madenimura.kz

9. www.ryazanreg.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Источники финансирования учреждений культуры