Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
Введение
Глава 1. Регулирующая функция государства
1.1. Принципы и цели государственного регулирования
1.2. Правовое регулирование
1.3. Государственное предпринимательство
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия.
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия.
3.2. Получение государством ценных бумаг
3.3. Создание конкуренции
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства
3.5. Налогообложение
3.6. Научно-техническое перевооружение производства
3.7. Кадровая политика
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Развитие рыночных отношений
возможно при условии наличия
активно действующей денежно-
Денежная система - это
установленная государством форма
организации денежного
Государство определяет денежную единицу страны, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, формы безналичного платежного обращения, масштаб цен, курс национальной валюты по отношению к иностранным.
Кредитная система отображает совокупность кредитных отношений.
Кредитными называются отношения, складывающиеся по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий (организаций), бюджета, населения.
Принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер, платность, обеспеченность займов, кредитоспособность заемщика, равноправие сторон в кредитных отношениях.
В зависимости от субъектов кредитных отношений различают банковский, государственный, международный, потребительский, внутрихозяйственный кредит. В зависимости от сроков пользования кредитными средствами, кредиты могут быть краткосрочными (1 год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (более 3-х лет).
Эффективность денежно-кредитной системы зависит от осуществляемой в стране кредитной политики - системы мер центрального (национального) банка государства для регулирования денежного обращения и достижения экономических и социальных целей. Основными ее направлениями является политика кредитной рестрикции (уменьшение кредитования) и экспансии (расширение кредитования). К важным элементам кредитной политики относятся: изменение банковского (депозитного) процента, регулирование нормы обязательного резерва коммерческих банков в Центральном банке Российской Федерации и т.п.
Совершенствование кредитной системы предусматривает: введение в действие государственного контроля за целевым использованием кредитных ресурсов на выполнение народнохозяйственных программ, отработку системы управления кредитными ресурсами коммерческих банков, созданных за счет средств государственного сектора, внедрение валютного регулирования, создание системы инвестиционных и инновационных банков.
Косвенное вмешательство государства в деятельность предприятий заключается в создании системы регуляторов, которые опосредованно влияют на экономическое состояние хозяйствующих субъектов.19 Так, к примеру, предприятию А необходим кредит для пополнения оборотных средств. Предприятие готово заплатить за кредит десятую часть стоимости самого кредита, причем дороже оно кредит брать не будет, так в таком случае легче будет пополнить средства путем увеличения размера уставного капитала (стоимость обслуживания собственного капитала обычно выше, чем стоимость обслуживания капитала заемного). Однако государство в данный момент желает немного задержать расширение денежной массы, т.к. борется с галлопирующей инфляцией. Для этого ставка рефинансирования ЦБ повышается, что приводит к общему удорожанию кредита в стране (политика "дорогих денег"). При желании поддержать развитие бизнеса, даже при допущении такого последствия как рост инфляции, проводится обратная политика - "дешевых денег".
Конечно, механизм экономических взаимосвязей не всегда настолько прост и прямолинеен, однако приведенный пример отражает главное - логику функционирования этого механизма.
3.5. Налогообложение.
Помимо кредитно-денежной, к методам косвенного вмешательства можно отнести фискальную политику государства, которая заключается в изъятии части средств предприятия в виде налогов и сборов и направлении этих средств в социально значимые сферы. Этим самым происходит перераспределение ресурсов, что представляет из себя суть финансовых отношений. Для предприятия А уплаченные им налоги - это не совсем "потерянные" деньги. Предприятие ведь пользуется системой социальной защиты, судоустройства, прибегает к помощи правоохранительных органов и т.д.; налоги и есть плата за эти услуги. Безусловно, можно поспорить относительно того, насколько получаемые таким образом блага эквивалентны уплаченным в бюджет средствам, однако в идеально функционирующей системе уплаченное должно "воздаваться сторицей".
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Они являются основным источником средств госбюджета, внебюджетных фондов и местных органов управления.20
Система налогообложения - совокупность взимаемых налогов, методов и форм их построения и взыскания, а также соответствующих государственных органов, занимающихся управлением этой деятельностью.
Принципы налогообложения: стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленного на развитие производства; обязательность для всех; равнозначность и пропорциональность взимания налогов (чем выше доходы - тем больше налоги); равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации по отношению к субъектам хозяйствования; социальная справедливость при определении и осуществлении налогов, сборов и обязательных платежей; стабильность - обеспечение неизменности налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года; экономическая обоснованность; равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов; единый подход к разработке налоговых законов; доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов.
Основные виды общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) на территории России: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, пошлина, государственная пошлина, налог на недвижимое имущество, плата (налог) за землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за загрязнение окружающей природной среды, сбор на обязательное социальное и пенсионное страхование, сбор в государственный инновационный фонд и др. К местным налогам и сборам относятся: налог с рекламы, коммунальный налог, гостиничный сбор, курортный сбор и другие. Для предприятий важно, за счет каких источников оно может оплачивать различные налоги. В связи с чем их подразделяют на: налоги, расходы по которым относятся на себестоимость; налоги, относящиеся на выручку от реализации продукции (услуг); налоги, относящиеся на финансовые результаты. Источники уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются соответствующими законами о налогах.
3.6. Научно-техническое перевооружение производства.
Государство также должно
поощрять научно-техническое
3.7. Кадровая политика.
Государство участвует в экономическом регулировании при помощи кадровой политики, т.е. посредством подготовки и обучения сотрудников предприятия, а также установлением для них - определенных условий и предоставлением возможности защиты своих прав.
Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:
• свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
• получение желаемого уровня общего и специального образования;
• материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Заключение
Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.
Основные принципы государственного регулирования экономики: минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.
При государственном регулировании деятельности предприятий должны быть система мер прямого и косвенного государственного регулирования экономики, направленная на стимулирование развития предприятий. Но осторожное государственное регулирование! Это кредитная политика, повышение национальной конкурентоспособности, возможность технического перевооружения в интересах всего государства и национальной безопасности страны. Необходимо стимулировать человека на производство, рабочий должен быть заинтересован в своей деятельности. Должен быть масштабный выход на мировые рынки в обрабатывающей промышленности, завоевание прочных позиций российских товаров на внешних рынках, улучшение условий для кооперации российских и западных компаний, особенно в наукоемких отраслях. Кроме того, сейчас особенное внимание уделяется сохранению и улучшению жизнедеятельности, сохранению окружающей среды, что является фактором устойчивости общего существования.
Список использованной литературы:
Приложение 2
Методы государственного регулирования деятельности предприятий
Нормотворческие |
Формирование нормативно-правовой базы: Федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства и т.д. |
Разрешительные |
Предоставление предприятиям свободы выбора организационно-правовых форм, самостоятельного распоряжения произведенной продукцией. Передача акций в трастовое управление. Создание бюджетных и внебюджетных фондов, субсидирование, финансовое и ресурсное обеспечение федеральных целевых программ, лицензирование, квотирование и т.д. |
Контрольно-запретительные |
Контроль за реализацией общей стратегии, надзор в области экологии, использования земель, охраны труда и т.д.; антимонопольные меры (цены, налоги, санкции); приостановление деятельности и др. |
Аналитические |
Отслеживание тенденций по основным показателям рынка и анализ его состояния, подготовка ежегодных аналитических докладов |
Информационные |
Создание информационно- |
Координационные |
Регулирование межотраслевых,
межрегиональных и |
Кадровые |
Создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных предприятий и организаций, аттестация работников органов управления и др. |
Научного обеспечения |
Организация и финансирование
фундаментальных и наиболее важных
прикладных исследований, стимулирование
приоритетных направлений научно- |
Прямое управление объектами государственной собственности |
Назначение руководителей, доведение производственных заданий, финансирование программ, контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью |
Участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства |
Представительство в органах управления акционерных обществ: собраниях акционеров, советов директоров; формирование государственных холдингов |
1 Волков О.И., Скляренко В.К.Экономика предприятия. - Москва: Инфра-М, 2002.С.-34.
2 Волков О.И., Скляренко В.К.Экономика предприятия. - Москва: Инфра-М, 2002.С.-40.
3 Куприякова Е.М. «Экономика предприятия». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.С.-68.
4 Раицкий К.А. «Экономика предприятия».— Москва: Дашков и К, 2004.С.-81.
5 Блинов, А. Заметки о роли государства в управлении экономикой // Предпринимательство. – 2006. - № 6. – С.-102.
6 «Экономика предприятия». Под ред. Кантора Е.Л. - Москва: Питер, 2006.С.-92.
7 Шувалова Г.Г., Вахрушева Н.И. "Экономика (организаций) предприятия" учеб. прогр. Владивосток, ВГУЭС, 2004.С.-75.
8 Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.С.-101.
9 Сергеев И.В. Экономика предприятия.-Москва: Финансы и статистика, 2002.С.-149.
10 «Экономика предприятия». Под ред. Кантора Е.Л. - Москва: Питер, 2006.С.-93.
11 Экономика предприятия. Под ред. Пелиха А.С. М.:Новое знание, 2003.С.-65.
12 Блинов, А. Заметки о роли государства в управлении экономикой // Предпринимательство. – 2006. - № 6. – С.-106.
13 Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2003.С.-79.
14 Шувалова Г.Г., Вахрушева Н.И. "Экономика (организаций) предприятия" учеб. прогр. Владивосток, ВГУЭС, 2004.С.-103.
15 Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.С.-105.
16 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М., 2005.С.-86.
17 Мильнер, Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства// Общество и экономика. – 2005. - № 17.
18 Волков О.И., Скляренко В.К.Экономика предприятия. - Москва: Инфра-М, 2002.С.-91.
19 Горфинкель В.Я., Куприяков Е.М., Швандар В.А., и др. под ред. Горфинкеля В.Я., Куприякова Е.М. «Экономика предприятия». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.С.-122.
20 Горфинкель В.Я., Куприяков Е.М., Швандар В.А., и др. Род ред. Горфинкеля В.Я., Куприякова Е.М. «Экономика предприятия». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.С. -189.