Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:23, курсовая работа
Бренд IKEA основан в 1943 году тогда еще никому не известным семнадцатилетним Ингваром Кампрадом на ферме Ельмтарюд недалеко от деревни Агуннарюд на Юге Швеции. Эта аббревиатура обозначает: I – значит Ингвар, К – Кампрад, Е – Эльмтарюд и А – Агуннарюд (Ingvar, Kamprad, Elmtaryd, Agimnaryd). В этой работе я хочу рассказать оIKEA со стороны, о которой не знает не интересующийся «внутренностями» бренда человек.
Кампрад словно является отцом для 84 тыс. человек. Я слышала об одном менеджере «Икеа» в западноевропейской стране, которому предстояла неприятная процедура развода. Он признался, что читал одну из книг Кампрада, чтобы найти там совет и представить, как бы Кампрад поступил на его месте. «Я не встречал никого, кто бы не боготворил его», - признается один человек, причастный к компании.
Аскетические и спартанские привычки Кампрада оказали влияние на культуру менеджмента «Икеа», которая выделяет весьма незначительные средства на представительские расходы. «Расход средств в «Икеа» - смертный грех, - утверждает Кампрад в четвертой главе своего «Завета». - Это одна из величайших болезней человечества. Используйте свои средства по образу «Икеа». Так вы получите хорошие результаты с наименьшими затратами».
Озабоченность ценами затрагивает все аспекты бизнеса «Икеа». В одной официальной записке, посланной дизайнерам, требовалось прекратить использование механических карандашей для выполнения чертежей. Наверху решили, что эти карандаши слишком дороги, так как стержни постоянно ломаются; поэтому дизайнерам предложили пользоваться обычными карандашами, которые затачиваются вручную.В «Икеа» ходит внутренняя брошюрка «Путешествуем с «Икеа»», в которой перечислены наименее дорогие авиарейсы и самые дешевые отели «в стиле «Икеа»». Все менеджеры должны летать эконом-классом или на бюджетных авиалиниях, останавливаться в дешевых отелях, иногда делить комнату с несколькими постояльцами. Это своего рода снобизм наоборот; сотрудникам «Икеа» на самом деле нравится останавливаться в дешевых гостиницах и обедать в дешевых кафе.Один консультант, которому иногда приходилось работать с «Икеа», вспоминает ужасный случай, когда его торговый агент заказал место в бизнес-классе самолета, в то время как клиенты «Икеа» разместились в эконом-классе. Менеджеры в «Икеа» не получают традиционных служебных автомобилей, мобильных телефонов, мест на стоянке и сумм на представительские расходы.
«Мы не устанавливаем цены на время», - заметил один руководящий сотрудник в интервью газете Гарвардской школы бизнеса. Однажды он позвонил ИнгваруКампраду, чтобы получить одобрение на полет первым классом. Он объяснил, что эконом-класс полон, а ему нужно успеть на важную встречу. «В «Икеа» нет первого класса, - ответил Кампрад, отказав ему в просьбе, - может, вы поедете на автомобиле?» Сотруднику пришлось преодолевать расстояние в 350 миль на такси.
Когда в 1999 году президентом «Икеа» стал Андерс Дальвиг, внутренний журнал опубликовал шуточную статью, в которой сравнивались его автомобиль и автомобиль Кампрада. Миф «Икеа» утверждает, что оба владеют автомобилями, которым минимум 20 лет, - один «ладой», а другой «шкодой». Машины якобы решили померяться силами и провести гонки, но ни одна не набрала головокружительной скорости 60 миль в час.
«В парке «Икеа» нет бросающихся в глаза машин», - утверждает один сотрудник «Икеа». Однако некоторые сотрудники научились примирять свои представления о социальном положении с неиерар-хичными идеями компании. «Я знаю людей, который приезжают на работу в «Икеа» на обычной «вольво», а затем пересаживаются в «порше», чтобы поехать домой».
Скромность униформы
В 30-х годах
один норвежский писатель написал книгу
«Закон джунглей» («JungteLavin»), оказавшую
большое влияние на общественное
мнение. Там говорилось, что никто
не должен казаться лучше других. Эта
концепция пропитывает собой
всю скандинавскую культуру, и
ее же придерживается «Икеа». В шведском
языке есть слово «odmjukhet», обозначающее
смирение, скромность и уважение к
другим людям - еще одно важное качество
для «Икеа». Это же понятие отражено
в униформе работников «Икеа». Каждый
обязательно стремится
Каждый год «Икеа» организует «антибюрократические недели», во время которых менеджеры работают на складах и экспозициях, чтобы получить лучшее представление о работе своих подчиненных. Как объясняет президент «Икеа» Андерс Дальвиг, «так мы следим за повседневной рутиной; не забываем о потребностях покупателей»43. Предполагается, что менеджеры должны при необходимости выйти в зал и работать там. Они либо решают проблемы на складе, либо, когда много народу, сидят на кассах.
Штаты «Икеа» не раздуты, в ней очень небольшое среднее руководящее звено. В идеале должно быть всего три уровня руководства, так что если кто-то хочет, допустим, обсудить работу секции ковров, то он обращается к управляющему магазином, менеджеру по стране или к кому-то непосредственно в Швеции.
Иногда складывается впечатление, что магазином, сопоставимым по размерам с космическим кораблем, управляют всего 24 человека. Корпоративные офисы также малочисленны. Штаб-квартира «Икеа» в Великобритании расположена в многоэтажной автостоянке у магазина «Икеа» в Брент-парке на севере Лондона. Во время ее посещения я сидела в красочном гамаке от «Икеа» и читала газеты, лежащие на пластиковом садовом столике.
Для шведского бизнеса характерна меньшая роль иерархии и большая роль равноправного партнерства. Руководители должны заслужить доверие и уважение; подчиненные имеют полное право ставить под сомнение их качества. «В Швеции, прежде чем пойти на какой-то серьезный шаг, нужно добиться всеобщего согласия. Если вы все делаете правильно, то люди идут за вами. Но если у вас не получается договориться, то вы недостаточно заботитесь об успехе», - утверждает Томас Гад, шведский консультант по бренду.
Достижение
согласия - также один из «принципов
«Икеа»: «Они боятся конфликтов, пугаются
их, все нацелено на достижение консенсуса
и согласия. Никаких открытых споров,
все обсуждается часами», - признается
один бывший руководящий сотрудник
«Икеа» в области рекламы. Мне
кажется характерным, что слово
«омбудсмен» шведского
Культура рассказчиков
Для увековечивания
своей сильной внутренней культуры
«Икеа» на протяжении многих лет сочиняет
свои собственные истории и
Рассказы, легенды и истории циркулируют по организации и сливаются в многоголосой какофонии. Есть рассказы о повседневных событиях, есть нравоучительные истории, мораль которых обычно сводится к тому, что «то-то и то-то случилось, потому что он (она, они) вел себя не так, как принято в «Икеа».
«Они повторяют
рассказы снова и снова, словно проповедники»,
- объясняет один шведский сотрудник.
Эти истории объясняют, откуда взялась
«Икеа» и как она стала процветающим
бизнесом. Они не учат вас, что делать,
но объясняют, как и почему. Как
в истории про двух строителей:
один говорил, что он кладет кирпичи,
другой - что строит собор. По мере роста
«Икеа» пришлось перейти к более
формальному подходу к
Сегодня в
Эльмхульте существует особая школа
«Икеа» под названием «Almhultdagarna»
(«Эльмхульт-дагарна»), в которой
только что поступившие на работу
в «Икеа» сотрудники постигают «начала
доктрины». Они рассматривают фотографии
маленького ИнгвараКампрада на фоне
смоландских пейзажей и видеозаписи
о странностях шведов. Затем спускаются
в подвал местной гостиницы, чтобы
побродить между музейными
Путь «Икеа»
Такая доктрина (хотя «Икеа» никогда так не назвала бы ее) предоставляет достаточно свободы сотрудникам организации при условии, что они регулярно задают себе вопрос: «А согласуется ли это с принципами «Икеа»?». Многие из них инстинктивно ощущают эти принципы, а остальные довольствуются своими предпринимательскими талантами. Это все равно, что инструкция по сборке мебели из плоской упаковки, где процесс описывается в основных чертах, а остальное должны домысливать те, кто непосредственно ее собирает. В «Идентичности через границы» Мириам Сальзер приводит интервью с Бенгтом, шведским управляющим в канадской «Икеа», где он работал начиная с 1980 года. Оказывается, Кампрад нанял Бенгта в качестве помощника агента по закупкам еще в начале 70-х годов.
Бенгт говорит: «Вы постоянно рассуждаете об «Икеа» так, будто кто-то всегда все знает и принимает решения. Как будто есть такая всемогущая «Икеа», но «Икеа» - это мы, это те, кто там работает. Если нужно что-то сделать, то мы это делаем. Никто нам не приказывает и ничего не делает за нас».
Конечно, есть
центральные решения, на которые
мы повлиять не можем. Ассортимент продукции,
ресторан, общая политика... Но я никогда
не ощущал контроль сверху. У нас
необычайная свобода. «Икеа» не та компания,
которая дает вам четкую инструкцию
и говорит «делай это именно так!».
Это бы и не сработало. Для нас
«Икеа» - это, прежде всего канадская
«Икеа». Единственное, что нас всех
объединяет, - это наша концепция
и наша культура. Управляющие магазинами
не должны предлагать заведомо неподходящие
изменения, вроде смены цвета
магазина или расположения экспозиций,
но они вольны проявлять инициативу
и предприимчивость. Это довольно
деликатный вопрос, и Кампрад называет
такую систему «свободой с
ответственностью». Они вправе добавлять
нечто свое к спартанским инструкциям
«Икеа» - привлекают ли они Лондонский
зоопарк на полсрока, устраивают дни
лотерей или учреждают
«Вместе со свободой
ты получаешь большую
Один дизайнер вспоминает о собеседовании с управляющим «Икеа» в Великобритании. Первым делом его спросили: «Вы совершаете ошибки?». Дизайнер признался, что иногда совершал, на что управляющий ответил: «Хорошо, ведь человек не совершает ошибок, только когда спит».
В «Икеа» распространяется еще одно классическое издание с большим изображением ИнгвараКампрада. Его содержание согласуется с лозунгом «Хватит быть такими трусливыми». Кампрад призывает менеджеров нового поколения проявлять больше предприимчивости. «Эта компания существует, потому что мы не побоялись рисковать, и вы навлечете на себя мой гнев, если не будете поступать так же», - заявляет он.
Такой подход подразумевает, что ошибок не избежать. И в самом деле, ошибки бывают довольно часто; новые начинания заканчиваются ничем, и в некоторых странах «Икеа» не удается обосноваться. Но благодаря духу предпринимательства «Икеа», в отличие от некоторых других компаний, никогда не впадает в застой.
«Икеа» также не держит людей на одном месте и переводит наиболее многообещающих молодых сотрудников на новые должности приблизительно каждые 18 месяцев, «чтобы не заросли мхом», объясняет один. Похоже, что процветание «Икеа» во многом зависит от перемен.
Сотрудники переходят от одного назначения к другому, от одной должности к другой. Некоторые назначения, которые в других компаниях показались бы понижением, здесь являются повышением. Например, если кого-то переводят из головного офиса в магазин, то в «Икеа» это считается шагом выше. Наиболее ценным опытом считается работа в области снабжения или в магазине.
Шведские праздники
День Люсии - 13 декабря
Это праздник в честь девушки, которая согласно легенде, решила не выходить замуж и посвятить жизнь Богу. Она отклонила предложение одного благородного господина и была убита, став мученицей. Во время праздника Дня Люсии проходит шествие с девушкой во главе, одетой в белые одежды и с короной из свечей. Она раздает кофе, имбирное печенье и булочки («кошки Люсии»).
Вальпургиева ночь - начало весны
Праздник уходит корнями в эпоху викингов и символизирует начало весны. Шведы разжигают большие костры и поют весенние песни.
Середина лета - день летнего солнцестояния
Это один из наиболее популярных праздников в Швеции, ставши государственным. Изначально это был языческий праздник плодородия. Он приходится на самый длинный день в году, в который все близкие и друзья собираются, чтобы отведать сельди, выпить пива и крепких напитков.
Сморгасборд
Для сотрудников «Икеа» шведский язык не теряет своей значимости, особенно по мере роста популярности в международном масштабе. В магазинах по всему миру часто отмечаются шведские праздники. День середины лета - большой праздник в самой Швеции. В этот день ставят украшенный цветами шест, поют, едят «сморгасборд» (шведский деликатес) и пьют много водки и пива. Похожий праздник отмечается в апреле, в честь прихода весны, когда шведы разжигают большие костры и устраивают фейерверки.