Конкурентоспособность НК ЮКОС на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:27, дипломная работа

Краткое описание

Возрождение российской экономики в огромной мере зависит от эффективности функционирования крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний. Это подтверждает мировая практика и об этом свидетельствует опыт становления и развития крупнейшей нефтяной компании России - ОАО "ЮКОС". На сегодняшний день ОАО "ЮКОС" - один из ведущих нефтяных холдингов России, наряду с "ЛУКОЙЛом" и "Сургутнефтегазом" входящий в тройку лидеров по объемам нефтедобычи. "ЮКОС" владеет контрольными пакетами акций 22 крупных предприятий топливной промышленности РФ. Наиболее значительными из них являются "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз" и три нефтеперерабатывающих завода в Самарской области. Всего "ЮКОС" участвует в капитале 250 фирм, занимающихся в основном нефтехимией и торговлей продукцией нефтегазовой отрасли.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО
РЫНКА НЕФТИ 6
1.1.Современный мировой рынок нефти 6
1.2.Состояние нефтяного комплекса России и его проблемы 6
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ
«ЮКОС» 24
2.1. История формирования компании 24
2.2. Финансово-экономический потенциал и стратегия компании 30
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НК "ЮКОС" НА
МИРОВЫХ РЫНКАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ 46
3.1. Стратегия развития конкурентоспособности НК "ЮКОС" 46
3.2. Развитие конкурентоспособной экспортной стратегии
НК "ЮКОС" 48
3.3. Социальный менеджмент компании как фактор
конкурентоспособности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73

Вложенные файлы: 1 файл

Юкос (диплом).doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Постоянно растущий оборотный  капитал (в связи с общим ростом продаж и присоединением Ангарского НПЗ в Восточной Сибири, где  сроки платежей обычно дольше) поглощает значительную часть генерируемого операционного денежного потока. 
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НК «ЮКОС» НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

3.1. Стратегия  развития конкурентоспособности  НК «ЮКОС»

С 2002 года НК «ЮКОС» перешла к долгосрочному планированию на 10-15 лет вперед. Среди стратегических направлений развития следует отметить последовательное повышение акционерной стоимости компании, для чего руководство НК планирует ускорить развитие зарубежных проектов. По словам М. Ходорковского, «приоритетными бизнес-задачами компании на этом направлении на ближайшие пять лет станут ускоренное освоение рынков нефти и нефтепродуктов ряда зарубежных стран, а также эффективная интеграция новых зарубежных активов».

Приоритетной задачей  менеджеров НК "ЮКОС" на ближайшую перспективу станет организация их деятельности в соответствии с международными стандартами корпоративного управления.

Стратегия НК ЮКОС предусматривает. увеличение добычи нефти к 2005 году до 75-80 млн. тонн в год. Эту цель планируется достичь на основе интенсификации разрабатываемых и ввода в эксплуатацию новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири. При этом разработка новых месторождений связана с большим газовым фактором, что ставит перед НК ЮКОС новую задачу – увеличение добычи и утилизации газа. К 2005 году добыча газа в НК ЮКОС достигнет 15 млрд. м3 в год. Эти значительные объемы газа НК ЮКОС намерена утилизировать в электроэнергию, которая в дальнейшем будет использоваться для энергообеспечения предприятий компании. К 2005 году производство электроэнергии на предприятиях НК ЮКОС должно достичь 13 млрд. КВт/час. “Одной из важнейших стратегических задач на ближайшие пять лет является превращение ЮКОСа в полноценную энергетическую компанию”,- заявил Председатель Правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский. “У нас есть для этого хорошая база, которую необходимо максимально эффективно использовать”,- подчеркнул он. Стратегия НК ЮКОС в области нефтепереработки НК ЮКОС предусматривает модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, направленную на увеличение глубины переработки нефти. Это позволит при незначительном увеличении объемов переработки существенно нарастить производство светлых нефтепродуктов, востребованных рынком. В частности, к 2005 году производство автомобильных бензинов будет увеличено на 42%, реактивного топлива – на 44%, дизельного топлива – на 8%64. При этом производство мазута будет снижено на 28%. Развитие нефтеперерабатывающих мощностей компании в соответствии с прогнозируемым спросом на отдельные виды нефтепродуктов дает возможность НК ЮКОС усилить свои позиции на российском рынке светлых нефтепродуктов. Стратегия развития компании предусматривает увеличение доли НК ЮКОС на российском рынке светлых нефтепродуктов с 15% в 2000 году до 22% к 2005 году. Одновременно одной из стратегических задач компании является рост объемов розничной торговли нефтепродуктами и сопутствующими товарами. НК ЮКОС планирует увеличить выручку от продажи нефтепродуктов и сопутствующих товаров с 420 млн. долларов в 2000 году до 2-2,1 млрд. долларов в 2005 году. Стратегия НК ЮКОС в области сбытовой политики предусматривает полную реконструкцию сбытовой сети компании и оптимизацию логистики нефтепродуктообеспечения с целью снижения затрат за счет сокращения избыточных мощностей по перевалке нефтепродуктов. Программа реконструкции сбытовой сети предусматривает консервацию и ликвидацию неперспективных автозаправочных станций компании, покупку и строительство новых АЗС, а также расширение продаж нефтепродуктов НК ЮКОС за счет заключения партнерских соглашений с независимыми торговцами. Реализация этой программы позволит увеличить число АЗС, торгующих продукцией НК ЮКОС, с 1287 в 2000 году до 1600 к 2005 году65.

Доказанные запасы нефти "ЮКОСа", согласно стандартам Международного общества инженеров-нефтяников (SPE), в 2001 году составили более 1,7 млрд. тонн. По расчетам "ЮКОС-ЭП", этого вполне достаточно, чтобы к 2006-2007 году увеличить объем добычи компании более чем в два раза.

Производственное задание  ЮКОСа по добыче нефти на 2003 год  установлено в размере 83 млн. т. (1.66 млн. брр. в сутки). Это на 18.6% больше по сравнению с заданием на 2002 год, которое было равно 70 млн. т. (1.4 млн. брр. в сутки). Основной объем добычи предназначен на экспорт - ЮКОС ожидает увеличения экспортных поставок нефти на 40.6% в годовом сопоставлении до 52.3 млн. т (1.04 млн. брр. в сутки). Половина добытого объема будет транспортироваться в обход нефтепроводной сети Транснефти, т.е. железнодорожным или речным транспортом66.

В 2003 году ЮКОС планирует  увеличить объем нефтедобычи  в Томской области на 4 млн. тонн и довести его до 14,5 млн. тонн. Для этого руководство компании намерено увеличить объем капитальных вложений до 12 млрд. руб. (в 2002 году они составили 7 млрд. руб.). Значительная часть средств будет направлена на дальнейшее освоение Южно-Васюганской группы месторождений, причем вырастет объем затрат на задельные работы. Поэтому в ЮКОСе прогнозируют, что удельный прирост добычи на рубль капитальных вложений в 2003 году окажется относительно низким.

В 2005 году добыча нефти  ЮКОСом, возможно, будет доведена до 75 - 80 миллионов тонн, из них 7 - 7,5 миллиона придется на Юрубченское месторождение, предварительные данные разведки которого дают надежду на то, что это крупнейшее месторождение на планете. В 2008 году, когда начнется промышленная эксплуатация уникальных подземных кладовых Эвенкии, добыча "черного золота" обещает вырасти до 13 миллионов тонн в год67.

 

3.2. Развитие  конкурентоспособной экспортной  стратегии НК "ЮКОС"

Одной из важнейших стратегических задач на ближайшие пять лет руководство НК «ЮКОС» считает превращение компании в полноценную транснациональную корпорацию, которая смогла бы быть полноценным членом клуба мировых нефтяных компаний. На сентябрьском заседании Правления в 2003 г. руководство НК «ЮКОС» заявило, что в 2006-2007 гг. "ЮКОС" готовится увеличить добычу нефти с 58 до 130 млн. тонн в год, причем достигнутый объем добычи будет поддерживаться в течении 20 лет. Согласно расчетам специалистов, российский рынок к 2006-2007 гг. сможет принять до 30 млн. тонн нефти "ЮКОС". Остальное "придется" экспортировать. Предполагается, что 45 млн. тонн в год будет продаваться в Европе, 20 млн. тонн - в Китае и 35 млн. тонн - в США. Объективные предпосылки для этого имеются, но чтобы обеспечить гарантии имеющихся планов, "ЮКОС" намерен сформировать свою собственную транспортную и сбытовую инфраструктуру и в России, и вне ее68.

Наращивание объемов  добычи нефти сдерживается главным  образом недостаточностью возможностей ее транспортировки в зарубежные страны, поэтому перспективной задачей компании является развитие новых экспортных направлений. НК «ЮКОС» ставит перед собой задачу по максимально возможному охвату наиболее перспективных мировых рынков потребления нефти и нефтепродуктов. Зона его первоочередных интересов – Юго-Восточная Азия (Китай), Западная и Восточная Европа (Польша, Германия, Италия, Испания) и Америка (США). В частности, следует выделить несколько экспортных направление, по которым НК «ЮКОС» собирается завоевывать мировые рынки энергосырья69:

    • стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь, Китая;
    • европейской;
    • американское, в первую очередь, США.

В 2002 г. НК «ЮКОС» вместе с крупнейшей нефтяной компанией Китая «CNPC» подготовили ТЭО проекта строительства нефтепровода, протяженностью 2 400 км., который к 2005 г. позволит поставлять в Китай до 20 млн. т. (0.4 млн. брр. в день) нефти. Его стоимость, по оценкам - $1.7-1.9 млрд. К 2010 г. мощность нефтепровода может быть увеличена до 30 млн. т. (0.6 млн. брр. в день). Китайские партнеры уже предложили российскому Правительству профинансировать строительство российского участка нефтепровода70.

По оценкам ИК «Атон», строительство нефтепровода будет  большой удачей для НК «ЮКОС», поскольку позволит резко увеличить коммерческую целесообразность освоения восточносибирских месторождений. Единственная проблема данного проекта - фокусировка на одном потребителе, что снижает гибкость в вопросах установления цен. Однако стороны, похоже, договорились о структуре цен, которая гарантирует «ЮКОС» такую же прибыль, как и экспорт в Западную Европу.

Существуют два варианта маршрута создания трубопроводной системы Россия-Китай: Ангарск-Дацин и Ангарск- Бухта Первозная. По данным сибирского отделения академии наук РФ, существующая ресурсная база позволяет осуществить только один проект строительства нефтепровода в Китай. "Для эффективной работы проекта нефтепровода Ангарск-бухта Перевозная необходимо транспортировать 50 млн. тонн нефти в год. Такие ресурсы нефти с учетом привлечения перспективных объемов с новых месторождений Восточной Сибири отсутствуют, что ведет к нерентабельности при его реализации", - говорится в материалах Минэнерго71.

Реализация проекта  Ангарск-Перевозная потребует около $5,2 млрд. Строительство нефтепровода планируется начать в 2004 г. и завершить в 2008 г. Объем транспортировки прогнозируется на уровне 50 млн. тонн в год. Общая протяженность нефтепровода по маршруту Ангарск-Казачинское-Тында-Хабаровск- Перевозная составляет 3884,8 км. Вместе тем, окончание строительства нефтепровода Ангарск- Дацин, ориентировочной стоимостью $2,5 млрд. запланировано на 2005 год. На первом этапе по нему планируется отправлять в Китай 20 млн. тонн нефти в год, а после 2010 года - 30 млн. тонн нефти. Протяженность будущего нефтепровода Ангарск-Дацин составит 2247 км, в том числе по России - 1452 км, по Китаю - 795 км. В зоне же своих перспективных интересов (Восточная Азия) «ЮКОС» приобрел 66% акций монгольской компании «Восток Азия Транзит», связанной с обслуживанием поставок нефти в Китай по железной дороге72. Нефтетранзит в Китай является одним из приоритетных направлений деятельности «ЮКОСа» на будущее.

Второе, европейское экспортное направление, разрабатываемое НК «ЮКОС» заключается в том, что компания в 2002 г. приобрела 49% акций государственной словацкой трубопроводной компании «Transpetrol» — оператора магистральных нефтепроводов на территории Словакии. В августе 2003 г. «ЮКОС» и австрийская компания «OMV» подписали меморандум о строительстве нефтепровода от словацкого города Братислава до австрийского Швехата, где находится принадлежащий «OMV» нефтеперерабатывающий завод. Ориентировочная стоимость проекта — 28 млн евро.

Для развития направлений  экспорта нефти, альтернативных отгрузкам  через Черное море, компания приступила к реализации проекта реконструкции нефтепровода «Адрия», позволяющего поставлять российскую нефть напрямую в Адриатическое море через хорватский порт Омишаль. На первом этапе пропускную способность нефтепровода в направлении порта предполагается довести до 5 млн тонн в год, а впоследствии — до 15 млн. В этот проект компания инвестировала 20 млн долларов73.

 «ЮКОС» значительно укрепил свои позиции на стратегически важных рынках сбыта российской нефти, приобретя пакет акций мощного литовского концерна «Mazeikiu Nafta», в который входят Мажейкяйский НПЗ, терминал Бутинге и Биржайский нефтепровод. Литовский нефтеконцерн Mazeikiu nafta в 2003 году прогнозирует чистый убыток по системе учета US GAAP в размере 85 млн. литов, что в 2,5 раза меньше показателя, ожидаемого в этом году (211 млн. литов). "ЮКОС", которому принадлежит 53,7% MN, надеется, что в 2003 году увеличится рентабельность переработки нефти, а заключение договора брокерских услуг со швейцарской компанией Petroval сделает более выгодной цену продажи нефтепродуктов, которые идут через порты стран Балтийского моря. Кроме того, будет более выгодной и цена на нефть, так как в течение всего года сырье будет покупаться на основании вступившего в силу в середине 2002 года договора между MN и "ЮКОСом". В 2003 г. на модернизацию Mazeikiu Nafta предусмотрено выделить несколько больше, чем 60 млн. долл. Переработка нефти на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе /МНПЗ/ составит около 16 млн. тонн74.

В 2001 г. польский концерн «PKN Orlen» заключил контракт со структурами НК «ЮКОС» на шесть лет. В соответствии с условиями договора, «ЮКОС», ранее не работавший на польском рынке, получает около 7% польского рынка нефтепотребления. Как сообщили в «PKN», контракт подписан со швейцарской компанией «Petroval SA», аффилированной с НК «ЮКОС». В течение первого года будет поставлено 3 млн. т. В 2004-2006 годах при соблюдении ряда условий договора, сущность которых не раскрывается, Petroval будет поставлять PKN по 3,6 млн. т нефти в год, а в 2006-2009 годах - до 5,2 млн. т. Учитывая прогнозы роста потребления рынка нефти в Польше, «ЮКОС» в 2004-2009 годах имеет возможность занять 7% польского рынка, а в перспективе увеличить свою долю до 9-11%.

В 2003 г. первый вице-президент НК «ЮКОС» М. Трушин сказал, что его компания ведет переговоры о "широком спектре" потенциальных сделок в Европе. Он также сказал, что есть планы "совместной деятельности в Европе с итальянской «ENI»75. В. Минкато, глава «ENI», сказал, что компания хочет сократить свои нефтеперерабатывающие мощности в Италии и ведер переговоры с НК «ЮКОС» и другими фирмами о создании совместных перерабатывающих предприятий в Европе. По словам М. Брудно, вице-президента компании, ЮКОС намерен переориентировать европейские НПЗ на нефть российской марки Urals и таким образом расширить там свое присутствие.

Создание нефтепроводной системы для транспортировки  нефти через морской нефтеналивной  терминал в районе Мурманска позволит «ЮКОС» напрямую выйти на американский нефтяной рынок. Общая стоимость проекта в зависимости от маршрута трубопровода составит от 3,4 до 4,5 млрд долларов. Разработка обоснования инвестиций, ТЭО строительства и рабочей документации будет вестись на протяжении 2003—2004 годов. Само строительство трубопровода запланировано на 2004—2007 годы, ввод в действие — на 2007 год. В НК «ЮКОС» отводят особую роль для своего экспорта на рынок США. Как утверждают представители нефтекомпании, российский экспорт в США может оказаться эффективнее поставок с Ближнего Востока, поскольку маршрут транспортировки из России в США более короткий76.

Пробные поставки нефти  на американский рынок руководство  компании признает удовлетворительными. "Направление становится стабильным и достаточно неплохим", - говорит председатель правления "ЮКОС" М. Ходорковский. Специалисты компании утверждают, что транспортные издержки при российском экспорте нефти в США ненамного выше расходов на транспорт при продажах в Европе. Что касается качества, то нефтяники уверяют, что российская нефть выгодно отличается от нефти, ввозимой в США из Южной Америки77.

Первый вице-президент "ЮКОС РМ" М. Брудно считает, что компания займет на нефтяном рынке США нишу, которая освободится в результате переориентирования части поставок стран, входящих в ОПЕК, на рынки близлежащих Китая и Индии. В итоге "ЮКОС" намерен довести свою долю на американском рынке до 20%. "В случае снижения цен на нефть заинтересованность "ЮКОСа" в американском рынке может исчезнуть, - говорит аналитик ИК "Проспект" Александр Корчагин. – Если этого не произойдет, значит, экономическая эффективность поставок - не самый главный вопрос экспортной программы "ЮКОСА" по США"78.

 Таким образом,  компания стремительно развивается не только внутри России, но и завоевывает новые рубежи за ее пределами – первые поставки нефти в США, долгожданный контроль над литовским НПЗ, серьезные подвижки в совместных российско-китайских энергетических проектах. Все это позволяет сделать вывод о скором появлении новой мощной международной нефтегазовой энергетической корпорации, способной конкурировать на мировом уровне. Развитие транспортной составляющей наряду с расширением зарубежной сети НПЗ и АЗС создаст надежную схему функционирования НК в качестве международной компании. При удачном осуществлении задуманных проектов ЮКОС сможет не только диверсифицировать поставки как сырой, так и переработанной нефти, но и защитить себя от колебаний цен на традиционных рынках сбыта – в России и Европе.

Информация о работе Конкурентоспособность НК ЮКОС на мировом рынке