Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:27, дипломная работа
Возрождение российской экономики в огромной мере зависит от эффективности функционирования крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний. Это подтверждает мировая практика и об этом свидетельствует опыт становления и развития крупнейшей нефтяной компании России - ОАО "ЮКОС". На сегодняшний день ОАО "ЮКОС" - один из ведущих нефтяных холдингов России, наряду с "ЛУКОЙЛом" и "Сургутнефтегазом" входящий в тройку лидеров по объемам нефтедобычи. "ЮКОС" владеет контрольными пакетами акций 22 крупных предприятий топливной промышленности РФ. Наиболее значительными из них являются "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз" и три нефтеперерабатывающих завода в Самарской области. Всего "ЮКОС" участвует в капитале 250 фирм, занимающихся в основном нефтехимией и торговлей продукцией нефтегазовой отрасли.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО
РЫНКА НЕФТИ 6
1.1.Современный мировой рынок нефти 6
1.2.Состояние нефтяного комплекса России и его проблемы 6
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ
«ЮКОС» 24
2.1. История формирования компании 24
2.2. Финансово-экономический потенциал и стратегия компании 30
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НК "ЮКОС" НА
МИРОВЫХ РЫНКАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ 46
3.1. Стратегия развития конкурентоспособности НК "ЮКОС" 46
3.2. Развитие конкурентоспособной экспортной стратегии
НК "ЮКОС" 48
3.3. Социальный менеджмент компании как фактор
конкурентоспособности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
О серьезных намерениях вступления НК «ЮКОС» в конкурентную борьбу на мировом рынке энергоресурсов с его годовым оборотом в 500 млрд. долл. США можно говорить с мая 2003 г., когда НК «ЮКОС» объявила о сделке стоимостью 13 млрд. долл. по приобретению конкурирующего ОАО "Сибнефть" и созданию нефтегазового предприятия, которое должно занять шестое место в мире и превратится в первого российского "тяжеловеса" на мировой энергетической арене.
Ввиду этого глава НК «ЮКОС» М. Ходорковский наладил тесные связи с американскими политическими лидерами и бизнесменами в надежде прорваться на американский рынок и сегодня составляет конкуренцию гиганту отрасли, компании «BP PLC», в поставках энергоносителей в Китай, самый быстрорастущий в мире потребитель нефти. Компания "ЮКОС" намерена также экспортировать природный газ, где сегодня в России доминирует государственная монополия "Газпром", и организовать совместные предприятия с мировыми гигантами нефтяной индустрии, чтобы расширить зону деятельности за пределы своей базы в Сибири.
Планы по реализации стратегии по покорению мирового рынка энергоресурсов НК "ЮКОС" исключительно важны для глобального бизнеса энергоресурсов и для российской экономики. НК "ЮКОС" по мере своего роста отнимает долю рынка у Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), тем самым снижая зависимость Запада от поставок нефти из нестабильного Ближневосточного региона. Одновременно НК "ЮКОС" помогает убедить скептически настроенных мировых инвесторов в том, что влиятельные российские магнаты вроде М. Ходорковского начали уделять внимание вопросам наращивания рыночной капитализации своих предприятий и удовлетворения нужд их акционеров.
Несмотря на многолетнюю политику сокращения себестоимости, в компании НК "ЮКОС" все еще занято около 100000 работников, вдвое больше, чем в ряде более крупных западных конкурентов. Компании еще предстоит доказать, что она способна обеспечивать крупные прибыли даже в условиях снижения мировых цен на нефть. Кроме того, в стране появился новый соперник "ЮКОС": в феврале 2003 г. компания «BP» объявила, что намерена купить за 6,75 млрд. долл. половину компании "TNK International", третьего по величине в России нефтедобытчика.
Успеху конкурентной
борьбы НК «ЮКОС» на мировом нефтяном
рынке способствуют также планы
строительства компанией
Хотя компания "Юкос" намерена оставаться в России, ей необходимы новые месторождения за пределами Сибири, чтобы конкурировать с такими гигантами, как «BP» или «Royal Dutch/Shell», в статусе и рыночной капитализации. По запасам энергоносителей «ЮКОС" приближается к "Exxon Mobil", но его рыночная капитализация почти на порядок меньше. Руководством компании признает, что иностранные инвесторы всегда будут сторониться НК «ЮКОС», пока будут думать, что она просто одна из российских компаний. Ввиду этого оно заявило, что готово рискнуть 1 млрд. долл., чтобы приобрести акции какого-нибудь зарубежного проекта добычи нефти и стать тем самым международной компанией для успешной конкуренции на мировом рынке80.
3.3. Социальный менеджмент компании как фактор конкурентоспособности
В 2002 г. ЮКОС провозгласил компанию корпоративным гражданином общества и в соответствии с этим принципом:
Разработан кодекс корпоративного поведения по стандартам стран-членов ОЭСР:
Изменения в системе мотивации коснулись и более широкого круга сотрудников ЮКОСа. Наиболее компетентные и ценные работники стали акционерами, руководители среднего звена были включены в программу опционов, жестко привязанных к показателям возглавляемых ими предприятий и подразделений. Ответом на изменения в системе мотивации сотрудников центральных офисов и предприятий компании был рекордный для последних лет рост количества рационализаторских предложений. Свидетельством того, что под влиянием новой мотивационной политики начала меняться корпоративная культура ЮКОСа стало и то, что сотрудники предприятий активно поддержали мероприятия, ориентированные на оптимизацию затрат.
Особое внимание ЮКОС уделяет повышению социальной защищенности персонала, а также улучшению условий работы. С 2000 года компания осуществляет программу переоснащения всех своих добывающих подразделений
новыми, самыми современными вахтовыми мобильными комплексами. В компании реализуется программа социальной поддержки «Ветеран», цель которой состоит в улучшении жилищных условий ветеранов ЮКОСа и, в первую очередь, обеспечении переезда ветеранов из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий на Большую землю. Одной из самых эффективных форм работы в регионах становятся ЮКОС-классы.
В 10-11 классах ученики углубленно изучают математику, физику, химию, иностранные языки, основы экономики и менеджмента, проходят курс »Пла-нирование карьеры«, адаптированный к условиям работы в ЮКОСе.
В 2001 году ЮКОС присоединился к соглашению ООН — Global Compact Initiative, подтверждающему готовность компании соблюдать международные стандарты в области соблюдения прав человека, охраны труда и окружающей среды. Партнерами ЮКОСа в социальных проектах являются Агентство США по международному развитию, британский фонд Charities Aid Foundation, фонд «Евразия» и другие организации.
Внедрение передовых
технологий в области охраны окружающей
среды на месторождениях приводит к
заметному улучшению
Дизельное топливо, производимое на НПЗ ЮКОСа, содержит не более 0,2% серы. Это один из лучших показателей среди российскихзаводов. Компания последовательно повышает качество выпускаемого моторного топлива, стремясь к достижению стандарта «Euro-З » и «Euro-4». Расширение сбытовой сети компании диктует необходимость повышения надежности систем хранения и перевалки нефтепродуктов. Проводится коренная модернизация нефтебаз ЮКОСа в соответствии с современными экологическими требованиями.
В декабре 2002 года на Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» ЮКОС получил два диплома за первое место в номинации «Оплата труда и социальные выплаты» и номинации «Реализация социальных программ на предприятиях и в организациях».
Таким образом, согласованное выполнение всех вышеназванных задач должно упрочить позиции НК «ЮКОС» на мировом рынке в качестве международной компании. НК «ЮКОС» является компанией с впечатляющим будущим, прогнозируемым и понятным для акционеров. Вне всякого сомнения, акции данной компании являются одним из самых привлекательных вложений на российском фондовом рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, НК «ЮКОС» является одним из лидеров российского фондового рынка по капитализации и по стилю корпоративного управления. Компания внушает доверие инвесторам – ее деятельность открыта и прозрачна, стратегия понятна, а производственные и финансовые результаты стабильно позитивны. В этом заключается значительный конкурентоспособный потенциал НК «ЮКОС» как на российском, так и на международных рынках. Темпы развития компании стремительны - уже в 2004 г. «ЮКОС» может выйти не первое место по объему добычи нефти в России, обогнав менее динамичный «ЛУКОЙЛ». Однако на этом амбиции НК «ЮКОС» не заканчиваются. Компания стремительно развивается не только внутри России, но и завоевывает новые рубежи за ее пределами – первые поставки нефти в США, долгожданный контроль над литовским НПЗ, серьезные подвижки в совместных российско-китайских энергетических проектах. Все это заставляет думать о скором появлении новой мощной международной нефтегазовой энергетической корпорации, способной конкурировать на мировом уровне.
Вне всякого сомнения, НК «ЮКОС» совершил гигантский прорыв из явных аутсайдеров в лидирующую образцово–показательную компанию с безупречной репутацией. Запасы НК «ЮКОС» обеспечивают ему в настоящем и будущем не только стабильный уровень нефтедобычи (2003 г. – 58 млн. т), но и стабильные темпы ее прироста (не менее 15% в год). При этом себестоимость добычи НК – одна из самых низких в отрасли и постоянно снижается.
Успехи НК «ЮКОС» в области нефтепереработки и сбыта не менее впечатляющие, чем в приращении запасов и добыче. ЮКОС ставит перед собой задачу по максимально возможному охвату наиболее перспективных мировых рынков потребления нефти и нефтепродуктов. Зона его первоочередных интересов – Юго-Восточная Азия (Китай), Западная и Восточная Европа (Польша, Германия, Италия, Испания) и Америка (США).
Необходимо отметить, что соотношение добычи и переработки НК «ЮКОС» является одним из самых сбалансированных среди отечественных НК – собственные мощности по переработке полностью удовлетворяют потребности компании. Для переработки возрастающих объемов нефти ЮКОС планирует произвести модернизацию действующих заводов на территории России, что позволит ему увеличить выпуск нефтепродуктов за счет повышения эффективности операций. Кроме того, компания активно осуществляет ряд зарубежных проектов по приобретению перерабатывающих и сбытовых мощностей в Литве, Германии, Испании, Польше, Венгрии.
«ЮКОС» также занимается расширением своих экспортных возможностей – это строительство нефтепровода Адрия для доставки нефти в Адриатическое море через турецкий порт Омишаль, являющегося альтернативой поставкам по нефтепроводу Дружба через Черное море. Ввод в эксплуатацию данного нефтепровода позволит НК «ЮКОС» повысить эффективность поставок в Европу и США. Кроме того, ЮКОС разрабатывает проект по строительству нефтепровода Россия – Китай, который обеспечит транспортное направление в Юго-Восточной Азию.
Развитие транспортной составляющей наряду с расширением зарубежной сети НПЗ и АЗС создаст надежную схему функционирования НК в качестве международной компании. При удачном осуществлении задуманных проектов ЮКОС сможет не только диверсифицировать поставки как сырой, так и переработанной нефти, но и защитить себя от колебаний цен на традиционных рынках сбыта – в России и Европе.
Согласованное выполнение всех вышеназванных задач должно упрочить позиции НК «ЮКОС» на мировом рынке в качестве международной компании. ЮКОС является компанией с впечатляющим будущим, прогнозируемым и понятным для акционеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Конкурентоспособность НК ЮКОС на мировом рынке