Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить возможные пути повышения конкурентоспособности товара или хотя бы частичное решение этой проблемы.
Задачи курсовой работы:
•Изучить теоретические основы конкурентоспособности товара
•Исследовать рынок строительного оборудования (на примере товара «Станция штукатурная») Республики Беларусь и сравнить конкурентоспособность его продукции
•Дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности товаров (на примере «Станция штукатурная СШ-4») для частного предприятия «Мир Стройки».
По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:1)используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция; 2)используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.
Разделим их соответственно на : 2.1. регламентируемые и 2.2. сопоставительные. Регламентируемые. характеризуют патентную чистоту товаров, требования их сертификации и соответствия определенным международным, национальным и региональным стандартам, а также законодательству [10, с.38].
2.1.1. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выбросов в окружающую среду вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.)
2.1.2.Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека (обслуживающего персонала). Учет этих показателей необходим для обеспечения безопасности человека при использовании товаров, их монтаже, обслуживании, хранении, транспортировании, от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т.п.
Существенным фактором, определяющим конкурентоспособность товара, являются 2.1.3.патентно-правовые показатели. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован какой-либо фирмой, другое предприятие его не может там продавать. В противном случае оно будет подвергнуто суровому штрафу [4, с.167].
К регламентируемым следует отнести также показатели взаимозаменяемости и совместимости. Они характеризуют насыщенность товара стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
С
позиций конкретного
Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, обращающихся на рынке. Они характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность закладываемых в нее технических решений. Чем выше значения функциональных показателей, тем полнее изделия удовлетворяют потребности человека.
Соответствие изделия своему назначению характеризуется также успешным выполнением ряда дополнительных функций. Поэтому важной функциональной характеристикой изделия является универсальность его применения. Она определяется двумя показателями: широтой диапазона и возможностями использования товара по назначению, а также наличием у него дополнительных функций, полезных для потребителя [5, с.24].
Показатели надежности товаров в потреблении близки к функциональным, потому что они определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Надежность характеризуется четырьмя показателями — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. [1, с.68]
Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (радиоприемников, магнитофонов, телевизоров, фотоаппаратов, стиральных машин, холодильников, пылесосов и др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Показатели долговечности, характеризуют свойство товара выполнять свои функции до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации (потребления) изделия.
Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность товара к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем профилактического осмотра, ремонта и технологического обслуживания. Ремонтопригодность изделий зависит от конструкции и применения унифицированных деталей и узлов.
Показатели сохраняемости характеризуют свойство товара сохранять исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и транспортирования.
Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации изделий в системе «человек – изделие – среда», оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.
К группе эргономических относятся следующие подгруппы показателей: гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, а также психологические.
Гигиенические показатели характеризуют условия, которые при эксплуатации изделий влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся освещенность и запыленность помещения, температура и влажность воздуха, гигроскопичность, шум, вибрация и др.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека, что обеспечивает удобство пользования изделием и рациональное расходование энергии человека в системе "человек — изделие — среда".
Данные показатели особенно важны для одежды, обуви, мебели.
Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным вкусовым возможностям человека. Например, зрительное восприятие яркости и тона цвета надписей на шкалах товаров оптимально, когда расстояние между делениями шкалы не менее 1,5 мм [5, с.25].
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленным и вновь формируемым навыкам (соответствие изделия восприятию, мышлению и памяти человека).
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезности, рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические показатели могут по-разному проявляться в зависимости от эстетических вкусов потребителей, господствующих эстетических норм, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Эти показатели меняются во времени: то, что признавалось красивым вчера, сегодня может оказаться некрасивым. Особенно это присуще предметам и обуви, мода на которые меняется каждый сезон, а нередко и по несколько раз за сезон.
К эстетическим показателям относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида,
Эстетические показатели наиболее значимы для изделий, непосредственно обслуживающих человека и формирующих его окружающую среду (швейные изделия, трикотаж, обувь, транспортные средства, мебель, бытовые машины и приборы, светильники и др.). Для продукции производственного назначения, а также деталей машин и механизмов наибольшую значимость в составе эстетических показателей приобретают показатели рациональной организации формы, для отделочных материалов и некоторых видов сырья — показатели декоративной выразительности и цветофактурного решения.
2.Экономические
показатели
Благодаря научно-технической
Поскольку расходы покупателя включают не только оплату товара по продажной цене, преимущество по цене далеко не всегда обусловливает превосходство одного поставщика над другим, даже в случае идентичного качества конкурирующих продуктов. Следовательно, в процессе конкуренции цена товара влияет на его рыночный успех в той мере, в какой ее отличие от цены товара-аналога не компенсируется разницей между прочими расходами покупателя, связанными с приобретением и использованием продукции. Поэтому при анализе экономических показателей конкурентоспособности должны рассматриваться не только цены: анализируемого и конкурирующего товаров, но и все другие расходы потребителя.
К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность товара, относятся полные затраты потребителя (единовременные) и издержки, связанные с эксплуатацией (эксплуатационные или текущие).
Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде она включает: цену товара; расходы на транспортировку; стоимость установки, монтажа, приведение товара в работоспособное состояние.
Текущие затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают: затраты на эксплуатацию; расходы на послегарантийное техническое обслуживание; налоги; страховые взносы; расходы на утилизацию [8, с.301].
Критерии, по которым потребитель оценивает товар, включают в себя гораздо больше аспектов, чем качество и цена потребления.
3.Организационно-
Задача предприятия заключается в том, чтобы определить те конкретные возможности, с помощью которых можно обеспечить конкурентное преимущество [5, с.26].Во-первых, необходимо знание состояния рынка, интенсивности конкуренции на нем. Во-вторых, нужно иметь четкие представления о сильных и слабых сторонах конкурентов и характерных для них способах реагирования на изменения рыночной ситуации. Наконец, в-третьих, необходимо оценить возможности самого предприятия (например, насколько оно готово использовать любые маркетинговые преимущества или учесть слабости конкурентов). Выявление сильных и слабых сторон как своих, так и по возможности конкурентов позволяет, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, и, с другой —использовать слабости "противника". Использование своих сильных сторон и укрепление (или сокрытие) слабых — основа успешной производственно-коммерческой деятельности.
Достижение конкурентного преимущества может основываться либо на упреждении действий конкурентов, либо на следовании за ними (упреждающая или пассивная стратегия). При этом важно, является ли предприятие лидером на рынке, или оно следует за ним, или же вообще избегает конкурентного противостояния.
Лидер рынка в качестве упреждающих действий может "захватывать" рынок путем, например, расширения продажи товаров, постоянно совершенствуя их ассортимент. Другой способ — "защита" рынка (воздействие на потенциальных покупателей, реклама и др.) или "блокировка" рынка (опережение в формах обслуживания и др.). Пассивные действия лидера могут выражаться в реагировании на нововведения конкурентов и их "перехват".
Те предприятия, которые предполагают получать свою долю прибыли, избегая прямой конкуренции, в качестве упреждающих действий используют стратегию "рыночных ниш", т.е. нахождение сегментов, малопривлекательных для конкурентов (по потребительскому, ценовому, географическому и другим признакам). Пассивный путь — это поддержание своего постоянства во взаимоотношениях с конкурентами по принципу "не мешать друг другу". Однако если такая позиция является результатом прямого сговора, то она расценивается как порочная практика и является незаконной в свете действующего в большинстве стран законодательства. Предприятие должно быть готовым оценить возможную реакцию конкурентов на его действия и принять упреждающие меры.
В
системе мероприятий