Лидерство в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:04, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
рассмотреть понятие и классификацию лидерства;
проанализировать проблемы лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.;
определить ключевые аспекты в ходе исследования, обозначит выводы.

Содержание

Введение ................................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства ........................................................
5

1.1 Понятие и сущность лидерства ................................................................
5

1.2 Типы подходов к изучению лидерства ....................................................
10
Глава 2. Проблема лидерства в научном сообществе историков XIX - начала XX века .....................................................................................................

17

2.1 Классификация ученых-историков на основе историографических направлений ................................................................................................

17

2.2 Основные типы лидерства в историографии ........................................
19
Заключение ............................................................................................................
29
Список использованных источников ..................................................................
32

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство в науке.docx

— 77.57 Кб (Скачать файл)

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. [6]

Таким образом, лидерство – это процесс социальной организации и управления. Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

1.2 ТИПЫ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА

 

Лидер (от англ. Leader – ведущий) – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества [6].

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два значения:

  • Индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы.
  • Лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели.

Понятие лидерства распространено в истории, социологии, политологии, психологии и других науках о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности [4].

Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы (см. таблица 1).

Таблица 1 – Классификация концепции лидерства в зависимости от их теоретических оснований

Теоретическое основание

1.

Лидерство – универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.

2.

Лидерство отождествляется с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица.

3.

Лидерство рассматривается как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам.


 

Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель – ученик», поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

В современном обществе лидерство (в особенности политическое) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Существуют различные классификации феномена лидерства [5].

В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на 3 группы (см. таблицу 2).

Анализ Дж.Мак-Грегора Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, т.к. реальность гораздо богаче и ее нельзя «комфортно разместить» в двух категориях (см. таблицу 2).

Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на «львов» и «лис» (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Классификация феномена лидерства М.Вебера, Дж.Мак-Грегора Бернса, Парето

Автор

Основные положения классификации

Примечание

 

М.Вебер

  1. традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
  2. рационально-легальных, или рутинных – это лидеры, избранные демократическим путем;
  3. харизматических – лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Пример харизматических лидеров: Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции.

 

Дж.Мак-Грегор Бернс

  1. лидеры-преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений.
  2. лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу «здесь и сейчас», фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

Аналог Парето

 

Парето

  1. «Львы»
  2. «Лисы»

Аналог Дж.Мак-Грегор Бернс


 

При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени [5].

  1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером.
  2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.
  3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.
  4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль.
  5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе «Составные части лидерства» [5].

М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о «давлении», оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

  • наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
  • степень подотчетности руководителя руководимым;
  • сила и тип оппозиции;
  • характер любых разделяемых убеждений;
  • ресурсы, доступные для руководителя;
  • организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.

Контекст лидерства – это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений.

В социально-психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые» [20].

«Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

В социально-психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров [20]:

  • авторитарный;

Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности.

  • демократический;

Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений.

  • нейтральный (анархический).

Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать влияние следующие семь свойств:

  1. Основные убеждения лидера.
  2. Стиль лидера.
  3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения.
  4. Реакция лидера на давление и стресс.
  5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.
  6. Предшествующий опыт лидера.
  7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

Т.е. убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников.

Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность [5].

В книге «Основы социально-психологических теорий» предложена концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по трем различным основаниям [5]:

  1. По содержанию деятельности – лидер – программист – «творец» ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер – «исполнитель», то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру – «программисту» лишь после того, как ситуация создана.
  2. По стилю руководства – авторитарный лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся на группу.
  3. По характеру деятельности (лидер ситуационный, т.е. умеющий создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга).

Информация о работе Лидерство в науке