Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Коэффициент смертности в 2011 году уменьшился до 18,4 умерших  в расчете на 1000 населения с  максимального значения 23,5 в 2003 году. За последние 13 лет в области зарегистрировано наименьшее число умерших - 11,6 тысячи человек.

Анализ естественного  движения населения области показывает, что естественная убыль населения, максимальный уровень которой наблюдался в 2003 году (14,3 на 1000 человек), ежегодно сокращается. В 2011 году за счет продолжающегося роста рождаемости и снижения смертности естественная убыль сократилась к уровню 2003 года в 2,2 раза.

Миграционные процессы с 1999 года существенного влияния на изменение численности населения области не оказывали. В 2011 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 32,5 процента. Это наибольший показатель за последние 13 лет.

Многоотраслевая хозяйственная  структура, наличие в области крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, привлечение инвестиций обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.

По данным государственной  статистической отчетности ежегодно в области образуется более 1 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2011 году - 1,307 млн. тонн), при этом захоранивается на полигонах и санкционированных свалках бытовых отходов и объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, примерно 300 тыс. тонн отходов, в основном бытовой мусор 4 и 5 классов опасности. Таким образом, в области достигнут один из самых высоких показателей по использованию и переработке отходов в Российской Федерации. Это в первую очередь предприятия по переработке отходов деревообработки, макулатуры, ломов цветных металлов. Переработка бытовых отходов с помощью даже самых современных мировых технологий оказывает на население и окружающую среду значительно большее негативное воздействие. Наиболее безвредным и выгодным способом захоронения отходов для государств, имеющих свободную территорию, является захоронение на специальных полигонах твердых бытовых отходов.

Стратегической целью  государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, поддержания и восстановления природы, оптимизация сетей особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.

На первый план выдвинуты  задачи, которые касаются вопросов нормативного правового обеспечения ведения ООПТ, а также обеспечения квалифицированными кадрами по вопросам охраны живой природы в области.

Объем валового регионального  продукта (далее - ВРП) области ежегодно увеличивается. В 2010 году он составил 127,3 млрд. рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,3 процента.

Основу экономического потенциала области составляют промышленность (доля в структуре ВРП 35 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,3 процента), транспорт и связь (10,7 процента), строительство (8,4 процента), оптовая и розничная торговля (13,8 процента). Их суммарная доля составляет 77,2 процента. На сферу услуг (образование, здравоохранение, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и др.) приходится 22,8 процента.

Промышленность области  представлена в основном обрабатывающими производствами, в состав которых входят следующие виды экономической деятельности:

●производство пищевых продуктов;

●текстильное и швейное производство;

●обработка древесины и производство изделий из дерева;

●целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;

●химическое производство;

●производство резиновых и пластмассовых изделий;

●производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

●металлургическое производство и производство готовых металлических изделий и т.д;

Сельское хозяйство  является одним из основных направлений развития экономики области. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства оказывают влияние на развитие производства в смежных секторах экономики.

В области производством  сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01.01.2012 занимается 160 организаций, 409 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 180 тысяч личных подсобных хозяйств. 

Валовая продукция сельского  хозяйства области в хозяйствах всех категорий в 2011 году составила 18166 млн. рублей, при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 53,3 процента. Рост производства в 2011 году в хозяйствах всех категорий составил  16,1 процента, в основном за счет увеличения производства мяса (120,6 процента к уровню 2010 года) и картофеля (138,8 процента). Доля производства продукции отраслей животноводства в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 58,7 процента.

В области действуют 856 строительных организаций. В строительстве  области занято 7 процентов от численности занятых в экономике области.

Объем работ, выполненных  по виду экономической деятельности «Строительство», в 2011 году составил 15,8 млрд. рублей (78,5 процента к 2010 году).

В 2011 году введено в  действие жилых домов за счет всех источников финансирования 272,5 тыс. кв.м. Ввод жилья относительно 2010 года увеличился на 12,2 процента, по индивидуальным застройщикам - на 7,1 процента. Ввод в действие жилых домов на душу населения достиг 0,43 кв.м (в 2010 году - 0,38 кв.м).

В целях развития малого и среднего бизнеса на территории области реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2012 годы». В рамках реализации мероприятий этой программы:

1) создан областной  Совет по развитию малого и  среднего предпринимательства при Губернаторе области;

2) сформирована необходимая  нормативная правовая база;

3) осуществляется финансовая  поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства: субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидирование части расходов экспортно-ориенти-рованных компаний, субсидирование части производственных затрат инновационных компаний, субсидирование выставочной деятельности, субсидирование затрат по  вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;

4) на базе Новгородского  фонда поддержки малого предпринимательства созданы структурные подразделения: фонд содействия кредитованию, фонд микрофинансирования для предоставления льготных займов субъектам малого предпринимательства, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) бюджетам муниципальных  районов области предоставляются  субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется поддержка развития предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях области.

В Новгородской области в государственной системе здравоохранения осуществляет деятельность 81 медицинская организация. По учреждениям здравоохранения процент обеспеченности по большинству показателей близок к нормативному, однако отмечается, что удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания находится на невысоком уровне по причине низкого развития материально-технической базы и информатизации учреждений здравоохранения, а также дефицита кадров отдельных специальностей.

С целью улучшения  инвестиционного климата в регионе, придания устойчивого характера  позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал предлагается:

●совершенствование стимулирования притока частного капитала;

●поиск новых форм совместного (государственного-частного) инвестирования в перспективные проекты;

●привлечение финансовых ресурсов для реализации значимых инвестиционных проектов путем развития деловых контактов с финансово-кредитными институтами;

●укрепление взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для оказания поддержки инвесторам в ходе реализации инвестиционных намерений, сопровождение и мониторинг значимых для экономики области инвестиционных проектов;

●предоставление инвесторам мер государственной поддержки в соответствии с областным законодательством;

●использование конкурентных преимуществ области, характеризующих ее привлекательность для обеспечения притока внешних ресурсов, в частности благоприятное расположение, созданную дружественную к инвесторам деловую среду и др.; 

Цель внешнеэкономической  деятельности области должна заключаться во встраивании экономики региона в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечивающие условия для максимального использования внешнеэкономических факторов в интересах успешного социально-экономического развития региона.

На данный момент основная задача органов государственной  власти области состоит в том, чтобы обеспечить открытость экономики  субъекта для  привлечения внутренних и внешних инвестиций, в том числе от иностранных инвесторов, для обеспечения структурной перестройки экономики.

2.2.Основные  показатели социально-экономического  развития области.

В промышленном комплексе  области объем отгруженных товаров  собственного производства составил 93,7 млн.рублей, индекс промышленного производства  по полному кругу предприятий составил – 112,1%.

Индексы производства промышленной продукции

Индекс производства в обрабатывающих производствах  составил 112,3% к соответствующему периоду 2011 года, в добыче полезных ископаемых – 108,2%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 110,8 %.

Значительное  увеличение отмечено в видах экономической деятельности:

●производство транспортных средств и оборудования (134%);

●производство резиновых и пластмассовых изделий (139%);

●добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (121,7%);

●производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (171,3%);

●производство прочих неметаллических минеральных продуктов (105,4%);

●химическое производство (107,8%).

В хозяйствах всех категорий  области производство скота и  птицы на убой в живом весе увеличилось на 8,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 83,6 тыс.тонн, молока - снизилось на 1,2 % и составило 66,8 тыс.тонн, яиц - увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13 % и составило 129,3 млн.штук.

Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях области увеличился на 8,9 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составил 2878 килограммов.

Объём работ, выполненных  по виду деятельности «Строительство», составил 8,2 млрд. рублей, индекс физического объема к соответствующему периоду  прошлого года составил 111,5%.

Введено в действие жилых  домов 83,7 тыс.кв.м, 86,7 % к соответствующему периоду прошлого года.

Оборот розничной торговли составил 48,4 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода предыдущего года на 8%.

Динамика  товарооборота розничной торговли

Крупные и средние  организации обеспечили 56,1% оборота  розничной торговли, малые организации – 19,2%, розничные рынки и ярмарки – 11,3%, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю вне рынка – 13,4%.

В структуре оборота  розничной торговли удельный вес  пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе – августе 2012 года составил 49,2%, непродовольственных товаров – 50,8%.

В августе 2012 года в сравнении  с декабрем 2011 года продовольственные товары подорожали на 4,9%, и непродовольственные - на 4%, услуги – на 7,1 %.

За восемь месяцев 2012 года овощи стали дороже на 57,7%, сахар - на 20,5%, мясо птицы - на 14,2%, соль, соус, специи, концентраты, напитки безалкогольные, фрукты и цитрусовые, мороженое, мясопродукты, общественное питание, консервы фруктово-ягодные, сельди, алкогольные напитки, мука пшеничная - на 4,5 - 8,7%, консервы овощные, рыбопродукты, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, чай, кофе, колбасные изделия, консервы мясные, рыбные - на 1,4 - 3,7%.

Одновременно цены на яйца и крупу и бобовые снизились  на 15,4% и 10,7%, сыр - на  3,5%, масло и жиры - на 2,2%.

С января по август т, г, ювелирные  изделия подорожали на 17,2%, стеклянная посуда, табачные изделия, спички - на 11,8 - 15,3%, чулочно-носочные изделия, бельевой трикотаж, игрушки, мебель, бумажно-беловые товары, меха и меховые изделия, легковые автомобили, галантерея, обувь домашняя, строительные материалы, медикаменты, металлическая посуда и металлические предметы домашнего обихода, фарфоро-фаянсовая посуда, полотенца - на 3,2 - 6,8%, средства связи, трикотажные изделия, обувь детская, часы, обувь кожаная, текстильная и комбинированная, парфюмерно-косметические товары, нефтепродукты, одежда детская, женская, мужская, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары - на 1,1 - 2,8%. Вместе с тем товары садоводства и прочие культтовары стали дешевле на 2,6% и 3,8%, ткани, обувь резиновая, товары для животных  
- на 0,6 - 0,7%.

Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона