Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:37, дипломная работа
Главной целью настоящей дипломной работы выступает разработка рекомендаций по организации и улучшению службы маркетинга на конкретном предприятии с предварительным обоснованием необходимости и важности такого шага.
Для достижения поставленной цели нам необходимо последовательно и качественно решить следующие задачи:
Рассмотреть маркетинг как концепцию рыночного управления;
Обозначить тенденции развития маркетинга на современном рынке нашей страны;
Раскрыть возможность реализации концепции маркетинга на предприятии;
Изучить организационно-управленческую характеристику конкретного предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в маркетинге
на предприятии возникает и
Развитие рыночных отношений требует более широкого применения маркетинга в различных областях человеческой деятельности. Однако его практическое использование сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных в большинстве случаев непониманием сущности и возможностей маркетинга. В данной работе показывается, как названные задачи могут быть решены наилучшим образом в реальной деятельности фирм, работающих в условиях становления и развития рыночных отношений, как следует осуществлять планирование маркетинга. Ведь именно маркетинг охватывает всю деятельность фирмы, обусловленную производством и продажей необходимых товаров и оказанием требуемых услуг. Реализуя маркетинг, фирма предлагает рынку товары в необходимом количестве и ассортименте по приемлемой цене, в определенном месте и в заданное время. Она осуществляет соответствующие коммуникации и организует сервисное обслуживание.
В связи с этим тема представленной дипломной работы об организации маркетинговой деятельности на примере определенного предприятия, бесспорно, является острой и актуальной.
Главной целью настоящей дипломной работы выступает разработка рекомендаций по организации и улучшению службы маркетинга на конкретном предприятии с предварительным обоснованием необходимости и важности такого шага.
Для достижения поставленной цели нам необходимо последовательно и качественно решить следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является современное предприятие – ЧТПУП «МиксТелСервис», активно осуществляющее свою деятельность на рынке Беларуси. Предметом исследования выступает экономическая деятельность данного предприятия, предпосылки и возможности организации и улучшения службы маркетинга на предприятии.
При реализации вышеизложенных
задач, объединенных достижением единой
цели, дипломная работа была разбита
на три взаимосвязанные
Теоретическая значимость работы состоит в последовательном подходе к изучению сущности, концепции и значимости маркетинга. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что выработанные здесь основные выводы и рекомендации приняты к реализации на практике конкретным предприятием.
Важность маркетинга, необходимость формирования маркетинговой службы на предприятии и практические рекомендации по этому поводу в достаточно обоснованной и развернутой форме изложены нами на страницах рассматриваемой дипломной работы.
1. КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
1.1.Социально-экономическая сущность маркетинга
В последние годы в связи с развитием в Республике Беларусь рыночных отношений, расширением возможностей экономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки направлений, целей и стратегий деятельности предприятия, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.
Маркетинг имеет разные аспекты, это очень емкое понятие, его можно трактовать как:
♦ вид деятельности, направленный на продвижение товаров от производителя к потребителю посредством обмена;
♦ новую систему взглядов на рыночное общественное производство, в основу которого положены социально-этические и моральные нормы общения, а также интересы потребителей и общества в целом;
♦ научную дисциплину,
систему теоретических и
♦ концепцию управления деятельностью предприятия и реализацией товаров, ориентированную на производство, сбыт, рынок и потребителя;
♦ разработку на уровне
предприятий комплексных
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельности имеет общие функции управления: целеполагание (планирование); анализ; контроль; координацию и специфические частные функции: комплексное исследование рынка; выбор стратегии развития предприятия; осуществление товарной, инновационной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной политик.
Некоторые авторы рассматривают маркетинг как целостную концепцию развития предприятия, философию его существования, осуществляемую таким образом, что система управления предприятием строится на принципах маркетинга, а процесс управления реализуется как маркетинговое управление. [24, с.37]
Маркетинг – это умение
встать по ту сторону прилавка и
посмотреть на бизнес глазами покупателя.
Это способность найти и
Дж. Эванс и Б.Берман: «Маркетинг — это продвижение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».
Любые краткие определения
будут неполными, так как
Не отрицая разнообразных подходов к определению маркетинга, можно предположить, что его сущность может быть наиболее полно раскрыта на основе комплексного подхода. С этих позиций маркетинг необходимо рассматривать как:
♦ экономический процесс;
♦ хозяйственную функцию;
♦ хозяйственную концепцию.
Маркетинг как экономический процесс направлен на повышение эффективности удовлетворения всего многообразия личных и производственных потребностей посредством обмена — акта «приобретения некоего желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне» (Ф. Котлер). Для его осуществления требуется ряд условий: наличие субъектов, располагающих ценностями, интерес к которым носит взаимный характер; каждый из них должен быть достаточно коммуникабельным для поиска компромиссных коммерческих решений и способным выполнять принятые на себя обязательства; каждая сторона должна быть свободна в выборе — вступать в обмен или нет. Соблюдение указанных условий делает обмен возможным, а состоится он или нет — зависит от того, пришли ли стороны к соглашению и готовы ли они заключить сделку.
Обмен — исторически
сложившаяся форма
Маркетинг как экономический процесс обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует повышению эффективности совершаемых ими обменов, рациональной ориентации общественного воспроизводства. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений. Потребность же в нем тем выше, чем больше на рынке производителей однородных товаров противостоит нуждающимся в них потребителям. Именно развитая рыночная среда является необходимой предпосылкой для эффективного функционирования маркетинга, который всем арсеналом имеющихся средств обеспечивает условия, при которых потенциальный контакт между производителями и потребителями становится реальным актом купли-продажи.
Маркетинг как хозяйственная функция вместе с такими функциями, как производство, финансы, кадры, осуществляется всеми предприятиями — независимо от размеров, формы собственности и сферы приложения капитала — в их стремлении к достижению своих стратегических целей.
Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций предприятия, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция. Именно последний подход составляет основу интегрированного маркетинга. При этом речь идет не о разделении хозяйственных функций на главные и второстепенные, но о подчинении их общей идее идентификации, предвосхищения и удовлетворения потребностей, складывающихся на рынке Назначение интегрирующей функции маркетинга заключается в координации, во-первых, собственно маркетинговой деятельности предприятия и, во-вторых, хозяйственных функций в целом. Задача такой «горизонтальной координации» состоит в предупреждении конфликтов, которые могут возникнуть между подразделениями и специалистами из-за различия взглядов как на место предприятия в сложившейся хозяйственной системе, так и на приоритет направлений деятельности, обеспечивающих успех в достижении поставленных целей. Так, например, очень важно скоординировать функцию маркетинга с производством. Оно, как известно, склонно к стабильности (постоянный объем производства, узкий ассортимент и т.п.). Маркетинг же ставит размеры названных показателей в зависимость от состояния спроса.
Маркетинг как хозяйственная концепция предполагает ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей. В соответствии с этим вся деятельность предприятия должна осуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точном знании нужд и запросов потенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем. Производить не то, что может быть произведено, а то, в чем нуждается покупатель, — вот основной принцип деятельности предприятия, реализующего концепцию маркетинга.
Таким образом, сердцевиной концепции маркетинга является деятельность, направленная на выявление потребностей рынка и определение возможностей их удовлетворения в конкретных условиях рыночной среды. Потребность — состояние неудовлетворенности (нужды), связанной с условиями существования покупателя. Потребности превращаются в потенциальный спрос на товары (все, что может удовлетворить потребности, — физические предметы, услуги, виды деятельности, идеи и т.д.), если они подкреплены способностью и желанием купить. Следовательно, спрос — это конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При наличии определенных ресурсов люди удовлетворяют свои потребности путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение. В связи с этим концепция маркетинга предполагает, с одной стороны, тщательное, всестороннее и систематическое изучение потребностей, вкусов и предпочтений потребителей, ориентацию на них производства, обеспечение адресности предлагаемым на рынок товарам. С другой стороны, она предусматривает целенаправленное и активное воздействие на рынок, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Конкретизируя указанные положения применительно к предприятию, можно сказать, что маркетинг включает:
Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии и пути ее совершенствования