Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:53, контрольная работа
Маркетинговая среда предприятия это - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества». Внешняя маркетинговая среда предприятия состоит из микромаркетинговой и макромаркетинговой среды. К микромаркетинговой среде относятся, прежде всего, силы, действующие на рынке, представленные в первую очередь потребителями. Именно они лежат в основе всей системы маркетинга и маркетинговой среды предприятия.
1. Понятие маркетинговой среды. Характеристика микросреды.
2. Выбор сегментов рынка.
3. Практическое задание. Дать характеристику микросреды фирмы.
Подобной ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру предприятия, что оказывает немалое влияние на рыночный успех. Культура предприятия складывается из множества норм и правил, ценностей, которыми оно руководствуется в его деятельности.
Что такое СЗХ (стратегическая зона хозяйствования), какими параметрами описывается привлекательность СЗХ?
Стратегическая зона хозяйствования
- объединение зон бизнеса, основанное
на выделении некоторых
Управленческое значение
концепции СЗХ состоит в том,
что она дает возможность
Матрицы БКГ СЗХ фирмы группируются в четыре зоны. Рассмотрим каждую из них.
Дикая кошка. Быстрый рост рынка делает эти СЗХ привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопросы, удастся ли реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал в СЗХ, расположенные в этом квадранте.
БКГ утверждает, что имеются
две наилучшие возможности
- агрессивная стратегия
роста для реализации
- «раздевание» в случае,
если стоимости усиления
Следование стратегии быстрого роста всегда предпочтительнее, если СЗХ характеризуются эффектом снижения издержек производства за счет его масштаба.
При этом увеличение контролируемой
доли рынка позволяет занять позицию
конкуренции по более низкой стоимости
и далее опять увеличить
Звезды. Это, конечно, самая
лучшая позиция для бизнеса. Но «звезды»
обычно требуют больших инвестиций
для поддержки экспансии
Дойные коровы. Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, и потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.
Многие из сегодняшних «дойных коров» вчера были «звездами». Они должны «доиться» для выплаты дивидендов корпорацией и для финансирования новых предприятий: юных «звезд» и «диких кошек» с целью их превращения в «звезды».
Слабые «дойные коровы»
становятся кандидатами для «раздевания»,
если в отрасли, достигшей зрелости,
создаются неблагоприятные
Собаки. Это наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти СЗХ, как правило, кандидаты к ликвидации.
Итак, матрица БКГ дает
наглядное представление о
1. Низка размерность матрицы (2 * 2), желательно ее увеличить.
2. Соответственно все СЗХ разбиты лишь на четыре типа и показывают сегодняшнее состояние, а не потенциальные возможности развития.
3. Матрицы БКГ хорошо
отражают ситуацию и пригодны
для принятия решений в
С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:
- вместо скорости роста
отрасли используется
- вместо контролируемой доли рынка - конкурентный статус фирмы.
Оценка привлекательности СЗХ. Оценки производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели.
Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ). Конкурентный статус фирмы определяется многими факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:
- стратегические
- эффективность стратегии фирмы;
- эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
Ключевые факторы успеха - это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание.
Идентификация таких факторов - один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха - краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха.
1. Связанные с технологией:
- эксперт в науке по данной отрасли;
- способность к нововведениям в производственных процессах;
- способность к разработке новой продукции;
- эксперт в этой технологии;
2. Связанные с производством:
- эффективность производства с малыми издержками;
- качество продукции;
- высокий уровень использования установленного оборудования;
- размещение производства с учетом минимума издержек;
- доступ к необходимой квалифицированной рабсиле;
- проектирование продукции
и техническая подготовка
- гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам;
3. Связанные с товародвижением:
- сильная сеть распределения (дилеры);
- наличие значительного дохода в розничной торговле;
- наличие собственной сети розничной торговли;
- низкие издержки
- быстрота доставки;
4. Связанные с маркетингом:
- эффективные средства продажи;
- удобная и оперативная служба сервиса;
- точное выполнение заявок потребителей;
- широта выбора товаров;
- искусство торговли;
- притяжательный стиль упаковок;
- гарантии потребителям;
5. Связанные с квалификацией персонала:
- суперталанты, «Ноу-Хау» в контроле качества;
- эксперты в проектировании;
- эксперты в этой технологии;
- способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу;
- способность быстрого
перехода сферы НИОКР к
6. Связанные с организационными возможностями:
- информационные суперсистемы;
- способность быстрой реакции;
- наличие управленческих «ноу-хау»;
7. Другие типы факторов
- благожелательный имидж (репутация у покупателей);
- осознание себя как лидера;
- удобное расположение;
- приятное занятие для служащих;
- доступ к финансовому капиталу;
- патентная защита.
Используя матрицу БКГ, ответьте на вопрос «что делать?»:
- господствовать;
- инвестировать;
- зарабатывать;
- снять урожай, если доля реализуемой продукции Вашего предприятия выросла с 1 % до 5%.
Матрица БКГ (англ. Boston Consult Group, BCG) - инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге (рис. 2). Создана Бостонской консалтинговой группой для анализа положения продуктов компании на рынке относительно их роста и занимаемой доли. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две теоретические концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).
Анализ продуктового портфеля с помощью матрицы БКГ:
«Звезды» Высокий рост рынка и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять или увеличивать. «Звезды» приносят большую прибыль.
«Дойные коровы» («Денежные мешки»). Высокая доля на рынке, но низкий рост рынка. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать.
«Собаки» («Хромые утки»). Низкий рост и низкая доля на рынке. От «собак» нужно избавляться.
«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»). Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то инвестировать, иначе избавляться.
Недостатки БКГ:
1) сильное упрощение ситуации;
2) отсутствие учета финансового
аспекта, удаление собак может
привести к удорожанию
3) допущение о том, что
доля рынка соответствует
4) допущение что снижение рынка вызвано окончанием жизненного цикла товара. Бывают другие ситуации на рынке, например окончание ажиотажного спроса.
Преимущества - простота и наглядность.
Правила построения
Горизонтальная ось
Вертикальная ось
По каждому продукту устанавливается пересечение вертикальной и горизонтальной оси и рисуется круг, площадь которого соответствует доле продукта в объемах продаж компании.
Опыт иcпoльзoвaния мaтpицы БКГ пoкaзaл, чтo oнa пoлeзнa пpи oпpeдeлeнии cтpaтeгичecкиx пoзиций фиpмы, a тaкжe пpи pacпpeдeлeнии cтpaтeгичecкиx pecypcoв нa ближaйшyю пepcпeктивy. Однaкo нeoбxoдимo oтмeтить, чтo пpeждe, чeм иcпoльзoвaть для aнaлизa мaтpицy БКГ, вaжнo yбeдитьcя в тoм, чтo pocт oбъeмa пpoизвoдимoй пpoдyкции мoжeт быть нaдeжным пoкaзaтeлeм пepcпeктив paзвития, a oтнocитeльнyю пoзицию фиpмы в кoнкypeнтнoй бopьбe мoжнo oпpeдeлить пo ee дoлe нa pынкe.
Еcли эти ycлoвия нe coблюдaютcя, пepcпeктивы и ycлoвия кoнкypeнции cлoжнee, тo пpидeтcя иcпoльзoвaть бoлee cлoжныe элeмeнты aнaлизa.
Проанализируйте приоритеты
привлекательности отдельных
Сравним к примеру привлекательность полупроводниковой отрасли и производственной отрасли японские производители в течение семи последовательных лет, начиная с 1980-х годов, занимали лидирующее положение на мировом рынке. В 1988 году шесть из десяти ведущих мировых компаний в этой отрасли были японскими. Причем корпорации NEC, Toshiba и Hitachi занимали три первых места в этой десятке. В 1992 году мировым лидером стала корпорация Intel, а в 1993 году японские компании уже не контролировали, как прежде, самую крупную долю мирового рынка. В 1998 году уже только четыре японские компании входили в первую мировую десятку, и лишь одна из них сохранила место в первой тройке.
Следствием японского подхода к конкуренции было не только снижение занимаемой доли рынка, но и хронически низкие прибыли. В 1999 году ожидалось, что ни одна из крупных японских полупроводниковых фирм не получит прибыли. Все крупные японские производители в этой отрасли в течение трех предыдущих лет терпели убытки, что резко контрастировало с хорошими прибылями, полученными их американскими конкурентами.
Если ответить кратко, то
японские производители пострадали
из-за своей склонности конкурировать
исключительно на основе операционной
эффективности. Все японские производители
полупроводников предлагают полный
набор продукции, начиная с транзисторов
и заканчивая микропроцессорами. В
противоположность этому