Маркетинговая среда фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление закономерностей между изменениями маркетинговой среды и маркетинговой политикой компаний.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1. Теоретическое описание маркетинговой среды;
2. Описание каждого из факторов микро- и макросреды;
3. Определение основных задач и целей фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ...................................................................................

1.1. Основные понятия маркетинговой среды..............................................
1.2. Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга.....................
1.3. Внешняя микросреда маркетинга...........................................................
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ..............

2.1. Внутренняя маркетинговая среда............................................................
2.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы.......................................
2.3. Выбор целевого рынка.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Маркетинговая среда фирмы.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

2

   

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА. ФАКТОРЫ  И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ...................................................................................

 
 

6

   

1.1. Основные понятия маркетинговой среды..............................................

6

   

1.2.  Внешняя маркетинговая среда.  Макросреда маркетинга.....................

7

   

1.3.  Внешняя микросреда маркетинга...........................................................

10

   

ГЛАВА  2. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И  ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ..............

 

11

   

2.1. Внутренняя маркетинговая среда............................................................

11

   

2.2. Матрица Бостонской консалтинговой  группы.......................................

13

   

2.3.  Выбор целевого рынка.............................................................................

15

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

18

   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

20


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современный мир рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры».

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. В современной рыночной экономике предприятия сами принимают решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Они самостоятельно формируют цели и задачи, разрабатывают стратегию и политику своего развития, изыскивают необходимые для их реализации средства, набирают работников, приобретают оборудование и материалы, решают множество структурных вопросов и т.д. 

Но, являясь целостной структурированной  системой и обладая всеми чертами  самостоятельности, характерными для  работы в рыночных условиях, любая  организация (предприятие, фирма) одновременно является частью более сложной и  динамичной системы. Речь идет о маркетинговой среде предприятия.

Маркетинговая среда  предприятия - это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.

Под маркетинговой средой понимается все, что находится за пределами внешней границы и структуры организации, но оказывает заметное влияние на уровень выполнения ею своих функций1.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения  и полной неопределенности, маркетинговая  среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Факторы маркетинговой среды - это совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.

Поэтому фирма должна внимательно  следить за всеми изменениями  среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Маркетинговые исследования - это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации - это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.

В последние годы в связи с  развитием рыночных отношений, значительно  возрос интерес к маркетингу как  к концепции рыночного управления.

После осознания руководством предприятия  того, что в условиях рынка управлять  предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.

Действуя в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды, любой компании, если она хочет выжить, нужно производить и предлагать нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования. Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам. Маркетинг - это не просто реклама и деятельность штата продавцов. Это скорее всеобъемлющий процесс приспособления к использованию наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.

Следовательно, актуальность данной темы бесспорна в любое время и в отношении любой организации. Так как для любой организации разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности. И только хорошо изучив механизм этого взаимодействия, организация может эффективно планировать свою деятельность в долгосрочном периоде и своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней маркетинговой среде.

Цель курсовой работы – выявление закономерностей между изменениями маркетинговой среды и маркетинговой политикой компаний.

В процессе исследования были поставлены задачи:

  1. Теоретическое описание маркетинговой среды;
  2. Описание каждого из факторов микро- и макросреды;
  3. Определение основных задач и целей фирм.

Предметом данной курсовой работы является анализ маркетинговой среды предприятия.

Объектом исследования являются тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов.

 

При написании курсовой работы были использованы материалы учебной  литературы, учебники по маркетингу, журналы  по маркетингу, интернет ресурсы и другая дополнительная литература.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ

 

1.1. Основные понятия маркетинговой среды

 

Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.

Все происходящие в маркетинговой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары. Так что фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Любое предприятие действует и достигает успеха не в безвоздушном пространстве, а в определенной окружающей среде.

С точки зрения маркетинга, факторы окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые).

Таким образом, маркетинговую среду маркетинга можно разделить на 2 части:

  1. внешняя среда маркетинга;
  2. внутренняя среда маркетинга.

Факторы внешней среды подразделяются на:

  1. микросреду;
  2. макросреду.

В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное влияние с его стороны, воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и предприятие должно приспособиться к ним.

Успешное существование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания окружающей среды, если не принимать во внимание маловероятное счастливое стечение обстоятельств, когда система уподобляется человеку, лишенному зрения и вынужденному спускаться с крутой горы по извилистой тропинке, но умудрившемуся чудом остаться невредимым.

 

1.2. Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга

 

Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду. Макросреда касается всей ситуации в бизнес – среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя продуктов питания, и для пятизвездочного отеля) и микросреды.

Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы.

Анализ внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в процессе поиска наиболее выгодных и оптимальных для бизнеса сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.

К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду:

  • социальные;
  • демографические
  • экономические;
  • экологические и природно-географические;
  • научно-технические;
  • политико-правовые;
  • культурные.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Так, демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших для маркетолога, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос.

Демография – это наука, изучающая народонаселение: численность, плотность, деление на группы по возрасту, полу, расе и другим статистическим признакам. Демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок.

Экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны. Специалисты по маркетингу должны быть в курсе главнейших тенденций в изменении доходов населения, т. к. общая покупательная способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений и уровнем цен.

Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Технологическая среда – это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала.

Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы – это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.

Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Они связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.

 

1.3. Микросреда маркетинга

 

Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы