Маркетинговая среда фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление закономерностей между изменениями маркетинговой среды и маркетинговой политикой компаний.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1. Теоретическое описание маркетинговой среды;
2. Описание каждого из факторов микро- и макросреды;
3. Определение основных задач и целей фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ...................................................................................

1.1. Основные понятия маркетинговой среды..............................................
1.2. Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга.....................
1.3. Внешняя микросреда маркетинга...........................................................
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ..............

2.1. Внутренняя маркетинговая среда............................................................
2.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы.......................................
2.3. Выбор целевого рынка.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Маркетинговая среда фирмы.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)
  • сама организация;
  • маркетинговые посредники;
  • конкуренты;
  • покупатели;
  • поставщики;
  • широкая общественность.

Покупатели (потребители) – важнейшая составляющая микросреды маркетинга. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления.

Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений и предложения организации мер по корректировке ее деятельности.

Поставщики – это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг.

Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение организацией плана маркетинга.

Маркетинговыми посредниками называются организации, которые помогают ей рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. Все они обычно связаны друг с другом.

Например, в индустрии гостеприимства – это фирмы, помогающие находить клиентов и осуществлять сбыт: туристические компании, авиакомпании, представительства отелей в других местах и др.

Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре (или услуге) ни специализировалась – наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые, исследовательские и рекламные.

Транспортные системы служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

Агентства по маркетинговым услугам – это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты. Они помогают организации определять целевой рынок и продвигать на него свои товары и услуги.

Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов.

 

 

 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ НА МАРКЕТИНГ ФИРМЫ

 

2.1. Внутренняя маркетинговая среда

 

Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складывается ее маркетинговая среда. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации.

Маркетологи работают в тесном контакте с руководством организации и ее различными отделами.

Основные элементы внутренней среды организации:

  • кадровый потенциал организации;
  • организационно-управленческие возможности организации;
  • проектно-конструкторский потенциал организации;
  • производственные возможности организации;
  • сбытовой потенциал организации;
  • материальные и финансовые возможности организации.

При анализе факторы окружающей среды разделяются на:

  1. контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней среды; а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы, вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие.
  2. неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним2.

При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть их управляется высшим руководством организации, а другая часть – службой маркетинга и взаимодействующими с ней другими службами организации. Так, финансовый отдел занимается изысканием и использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек фирмы, чтобы отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о комфортности помещения, в котором осуществляет свои операции отдел сбыта. Очевидно, что отделы организации вносят свой вклад в успешное выполнение плана маркетинга.

Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды. На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Стабильный долгосрочный успех предполагает находить новые возможности, соответствующие плану маркетинга, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя маркетинговую стратегию.

 

2.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы

 

Важнейшими классификационными признаками рыночной позиции фирмы, по определению Бостонской консалтинговой группы (БКГ), являются темпы роста рыночного спроса и отношение доли на рынке товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента.

«Трудные дети», или «вопросы», – товары, только выходящие на рынки и нуждающиеся в значительном инвестировании, так как, хотя их продажи и растут, они не приносят фирме существенных прибылей (стадия выхода на рынок).

«Звезды», или «распускающиеся цветы», – товары, продающиеся в условиях быстро расширяющегося спроса, что предопределяет их потребность в финансировании, которую они могут покрывать уже частично или полностью за счет получаемых от их продажи прибылей (стадия роста).

«Дойные коровы», или «деревья, плодоносящие золотыми яблоками», – товары, также активно продающиеся на рынке и приносящие Предприятию существенные прибыли. Эти товары не нуждаются в значительных инвестициях, так как технология их производства отработана и издержки производства и сбыта минимальны, поэтому потепления от реализации этих товаров идут на финансирование других товарных групп (стадия зрелости).

«Изгоняемые собаки», или «неудачники», – потенциально для фирмы наиболее уязвимые товары, уже не пользующиеся спросом и подлежащие постепенному выводу с рынка, хотя при принятии специальных маркетинговых мер по «реабилитации» данной группы товаров, они могут еще некоторое время продержаться на рынке (стадия спада).

При построении матрицы БКГ по оси абсцисс отмечается коэффициент, показывающий отношение рыночной доли одной фирмы к рыночной доле фирмы-конкурента, т.е. относительную долю рынка. По оси ординат отмечаются темпы роста объемов продаж каждой фирмы. При выборе шкалы рекомендуется учитывать разброс показателя темпов роста объемов продаж фирм на данном рынке за анализируемый период.

Центр круга находится в точке пересечения прямых относительной рыночной доли данной фирмы и прямой увеличения ее объемов продаж. Диаметр круга соответствует совокупному объему продаж данного товара всех фирм на данном рынке, а сегмент круга – доле данной фирмы на данном рынке. Масштаб по горизонтальной оси берется в удвоении предыдущего показателя, а по вертикали – исходя из максимального темпа увеличения объемов продаж на данном рынке за определенный период. В нашем примере он равен 100, поэтому масштаб берется с некоторым превышением, т.е. до 120.

Полученный квадрат делят поровну на 4 части, которым даны соответствующие названия: I – «трудные дети»; II – «звезды»; III – «дойные коровы»; IV – «изгоняемые собаки».

 

2.3. Выбор целевого рынка

 

Выбор целевого рынка предполагает оценку, с одной стороны, требований внешних условий бизнеса, маркетинговой среды, запросов отдельных сегментов рынка и потребителей, а с другой стороны, учет производственно-сбытовых возможностей фирмы. Иначе говоря, необходимо найти оптимальное соответствие или равновесие характера внешних требований и потенциала фирмы. С одной стороны, надо определить привлекательность различных сегментов рынка, а с другой – конкурентные преимущества фирмы, способные его завоевать (или расширить позиции на нем). Подобное «взвешивание»и позволяет найти целевой, или плодоносный, рынок.

Выбор целевого рынка тесно связан с вопросами позиционирования товара, выявляющего его отличительные черты и особенности и определяющего его место на рынке в ряду других аналогичных товаров с позиции самого потребителя. Позиционирование делает товар узнаваемым на рынке.

Стратегии выбора целевого рынка. Стратегии выбора целевого рынка могут включать разные варианты:

  1. Узкая специализация, концентрация на одном сегменте рынка, например на пошиве платьев для девочек подросткового возраста.
  2. Ориентация на покупательскую потребность, например на пошив платьев для всех возрастных групп потребителей.
  3. Ориентация на группу потребителей, т.е. на пошив всех видов одежды для девочек подросткового возраста.
  4. Выборочная специализация, например пошив отдельных видов одежды для некоторых возрастных групп.
  5. Сплошной охват рынка, а именно: пошив всех видов одежды для всех возрастных групп потребителей.

При отборе оптимальных сегментов рынка рекомендуется отдавать предпочтение наиболее крупным сегментам, сегментам с четко очерченными границами и не пересекающимся с другими сегментами рынка, сегментам с новым, потенциальным спросом и т.д. Принято считать наиболее оптимальным сегмент, где присутствует около 20% покупателей данного рынка, приобретающих примерно 80% товара, предлагаемого нашей фирмой.

Также маркетологи советуют отыскивать однородные сегменты на разных рынках, близкие по своей реакции на маркетинговую деятельность продавца, что позволяет экономить на проведении маркетинговых мероприятий и облегчает производственно-сбытовую деятельность фирмы.

Поиск оптимального сегмента. При поиске оптимального сегмента рынка рекомендуется пользоваться двумя методами.

  1. Концентрированный метод, или метод «муравья» – 
    ведется последовательная, от одного к другому сегменту, поисковая 
    работа целевого рынка. Этот метод не столь быстрый, однако не требует значительных затрат средств. Осваивается один сегмент рынка, 
    затем следующий, как правило, похожий на предыдущий, и т.д.
  2. Дисперсный метод, или метод «стрекозы», представляет собой 
    метод проб и ошибок, его еще называют методом «метания стрел». Он предполагает выход товара сразу на максимально возможное количество сегментов рынка, с тем, чтобы впоследствии осуществить отбор наиболее оптимальных, где и продолжить работу, исключая по мере выявления убыточные, бесперспективные сегменты рынка. Такой метод довольно быстро дает результаты, однако требует существенных затрат и чаще всего снижает престиж фирмы.

Понятия «целевой рынок», «рыночная ниша», «рыночное окно». Целевой рынок включает один или несколько сегментов, отобранных для маркетингового изучения и для маркетинговой деятельности данной фирмы как наиболее оптимальные, выгодные и перспективные.

Рыночное окно – это сегменты рынка, которыми пренебрегли производители соответствующей продукции. Это неудовлетворенные потребности потребителей. Рыночное окно не означает дефицит на рынке. Рыночное окно представляет собой группы потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются за счет использования других, аналогичных товаров.

 Например, рынок по продаже  шампуней для мытья кошек и  собак долгое время оставался  рыночным окном, поскольку кошек  и собак мыли мылом, предназначены  для стирки.

Рыночная ниша представляет собой  сегмент рынка, для которого наиболее оптимальным и подходящим является товар данной фирмы и ее возможные поставки.

В то же время встречаются случаи, когда сегмент и ниша понимаются как слова синонимы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы: «Маркетинговая среда, ее основные факторы и структура», довольно актуальна в наше время.

Курсовая работа имела цель доказать необходимость существования маркетинговой  среды на современном этапе. Действительно, в процессе написания данной курсовой работы я убедилась в том, что  существование и развитие в нашей стране маркетинговой среды довольно благоприятно. Нельзя забывать, что мы находимся в положении мирового финансового кризиса, а значит, в особо жестких условиях находится и маркетинговая среда.

В процессе написания курсовой работы были изучены различные литературные источники, учебники и учебные пособия, а так же труды видных отечественных и зарубежных ученых.

В рамках данной курсовой были решены задачи:

  1. Рассмотрены общие понятия маркетинговой среды;
  2. Изучены основные факторы и структура маркетинговой среды;
  3. Рассмотрены особенности маркетинговой среды отечественных и зарубежных предприятий;
  4. Выявлены проблемы, и разработаны основные направления совершенствования разработки структуры маркетинга;

Маркетинговая среда включает в  себя все силы, оказывающие влияние на способности фирмы устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Она состоит из внутренней и внешней среды, которая в свою очередь делится на микросреду и макросреду;

Фирма постоянно находится под  влиянием факторов внутренней и внешней среды, которые могут противодействовать и взаимодействовать деятельности фирмы. Поэтому очень важно исследовать как контролируемые так и неконтролируемые фирмой факторы.

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы