Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:17, курсовая работа
В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Введение 3
1. Основы разработки ценовой политики и стратегии ценообразования предприятия 5
1.1. Система цен. Виды цен и их структура 5
1.2. Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия 10
1.3. Стратегия ценообразования фирмы 17
2. Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 26
2.1. Краткая характеристика торговой деятельности 26
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации 27
3. Разработка ценовой политики магазина «ФАВОРИТ» 30
3.1. Методика ценообразования в магазине «ФАВОРИТ» 30
3.2. Конкурентная стратегия ценообразования магазина «ФАВОРИТ» 38
3.3. Тактические аспекты стратегии ценообразования в магазине «ФАВОРИТ» 42
Заключение 47
Список литературы 50
- при
установлении цены не
- отнесение
на себестоимость товара
Метод полных затрат наиболее распространен в ценовой стратегии магазина «ФАВОРИТ», так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.
Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.
Определение цены методом прямых затрат в магазине «ФАВОРИТ» на примере строительных смесей рассматривается в табл. 6.
Таблица 6
Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая цена единицы продукции, р. |
36,00 |
32,00 |
30,00 |
28,00 |
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р. |
8,58 |
8,46 |
8,40 |
8,34 |
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции, р. |
9,42 |
7,54 |
6,60 |
5,66 |
Ожидаемый объем продаж, кг |
400 |
600 |
800 |
900 |
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс.р. |
3768 |
4524 |
5280 |
5094 |
Постоянные затраты, тыс.р. |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Реализованная прибыль, тыс.р. |
768 |
1524 |
2280 |
2094 |
Из данного расчета видно, что наибольшую прибыль магазин «ФАВОРИТ» получит при продаже 800 кг яблок по цене 30 руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов реализации, цен реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема реализации.
В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности магазина «ФАВОРИТ» контролировать величину снижения цен.
В данном случае при расчете цены магазин «ФАВОРИТ» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
Р s = Рр х (1 + т), (2)
где Ps — цена продажи;
Рр — цена приобретения;
т — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара.
Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.
Рассмотрим использование данного метода в магазине «ФАВОРИТ». Издержки обращения единицы товара равна 62 руб. Сумма наценки — 29 руб. Процент наценки на себестоимость составляет: 29 руб. / 62 руб. х 100 = 46,8%. То же на основе цены реализации: 29 руб. / (62 руб. + 29 руб.) х 100 = 31,9%.
Выше перечисленные методы определения цен базируются на суммировании издержек магазина «ФАВОРИТ». В связи с этим представляет важность анализа структуры издержек обращения торговой фирмы.
Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предприятия осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Рассмотрим состав и структуру издержек обращения по данным за 2011-2013 гг., которые представлены в табл. 7.
Анализ структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность магазина «ФАВОРИТ» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения.
На основании данных табл. 7 можно отметить, что наибольшую долю в издержках обращения магазина «ФАВОРИТ» составляют транспортные услуги (30-37%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки продовольственной продукции. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.
Проблема снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в разрезе управления издержками. Так как рост издержек обращения в большей степени зависит от внешних факторов, торговые предприятия не могут на них повлиять.
Таблица 7
Состав издержек обращения Магазин «Северный»
Статьи затрат |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | |||||
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % | |||
Амортизация основных средств |
395,82 |
6,5 |
349,23 |
5,3 |
510,59 |
7,1 | ||
Аренда помещений, земли |
109,61 |
1,8 |
131,79 |
2,0 |
180,95 |
2,5 | ||
Заработная плата с отчислениями |
359,28 |
5,9 |
362,41 |
5,5 |
371,87 |
5,2 | ||
Канцтовары, расходные материалы |
170,51 |
2,8 |
144,96 |
2,2 |
173,16 |
2,4 | ||
Консультационные, нотариальные, коммунальные услуги, услуги связи |
304,48 |
5,0 |
316,29 |
4,8 |
378,78 |
5,2 | ||
Охрана |
121,79 |
2,0 |
138,38 |
2,1 |
171,49 |
2,4 | ||
Прочие |
97,43 |
1,6 |
79,07 |
1,2 |
117,47 |
1,6 | ||
Расходы буд.периодов |
24,36 |
0,4 |
13,18 |
0,2 |
18,68 |
0,2 | ||
РСМ |
1272,72 |
20,9 |
1219,02 |
18,5 |
1271,20 |
17,7 | ||
Транспортные услуги, погрузка |
1875,58 |
30,8 |
2438,04 |
34,0 |
1665,87 |
37,1 | ||
Э/энергия, т/энергия, отопление |
1357,97 |
22,3 |
1588,02 |
24,1 |
1335,64 |
18,6 | ||
Итого |
6089,55 |
100,0 |
6589,30 |
100,0 |
5189,74 |
100,0 |
Часто, в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. В последнее время все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер издержек обращения. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.
Процесс управления издержками обращения магазина «ФАВОРИТ» включает:
1) организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;
2) оценку
способностей формирования
3) полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;
4) прогнозирование
размера и уровня затрат
5) планирование
максимально и минимально
6) нормирование
затрат в разрезе статей
7) контроль
и оперативное управление
8) совершенствование учета издержек обращения;
9) поиск резервов снижения и введения их в действие.
К основным резервам экономии издержек обращения в Магазин «ФАВОРИТ» следует отнести:
1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;
2) эффективное
использование материально-
3) внедрение
прогрессивных форм
4) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
5) сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;
6) ускорение оборачиваемости товаров;
7) усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;
8) разукрупнение
статей, введение сплошного или
выборочного учета издержек
Основными рекомендациями, которые могут быть взяты на вооружение для борьбы, направленной на снижение издержек обращения в магазине «ФАВОРИТ» является: во первых, внедрение процесса управления издержками (составляющие данного процесса описаны выше) и использование резервов экономии издержек обращения. В дополнение к этому необходимо наладить надлежащий учет и систему нормирования реализации и издержек продукции с целью ужесточения ответственности конкретных лиц за нерациональное использование потребляемых ресурсов.
Магазин «ФАВОРИТ» также использует методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, то есть устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены продукции магазина «ФАВОРИТ» с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке строительных материалов в г. Иркутске. Основными конкурентами магазина «ФАВОРИТ» являются следующие торговые фирмы:
- магазин «КАПИТЕЛЬ»;
- магазин «ДОКА»;
- магазин «ГОРОД МАСТЕРОВ» и др.
Однако следует отметить средний уровень цен магазина «ФАВОРИТ» по сравнению с конкурентами на рынке (прайс-лист Магазин «ФАВОРИТ» представлен в приложении). Составляя прайс-лист, стоит расширить его, изменяя позиции количество-цена, и расcчитать, сколько покупателю надо будет платить за каждую или несколько дополнительных единиц товара, учитывая изменения цены.
Магазин «ФАВОРИТ» использует следующие методы установления цены с ориентацией на конкурентов.
1. Метод
следования за рыночными
Если магазин «ФАВОРИТ» усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
Обычно фирмы, следующие в формировании своей ценовой политики за лидером, весьма слабы и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-лидером. В результате, хотя фирмы и не заключают между собой какого-либо соглашения по ценам, на практике получается, что товары или услуги продаются им по ценам, находящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.
Информация о работе Маркетинговое исследование потребителей. Применяемые методы