Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – маркетинговое исследование рабочей силы Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты маркетингового исследования и особенностей рабочей силы как объекта маркетингового исследования.
Во-вторых, проанализировать методами маркетингового анализа сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области.
В-третьих, выявить пути улучшения рабочей силы в Свердловской области.
Объект исследования – рабочая сила.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………………5
1.1. Российский рынок труда и тенденции его развития……………………….5
1.2. Роль маркетинга на рынке труда…………………………………………...12
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………25
2.1.Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области………………………………………………………….
2.2. Сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области……..
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Далее рассмотрим
распределение численности
Таблица 11 – Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Строительство |
Оптовая и роз- | |||||||
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 | |
Российская Федерация |
7519,5 |
7070,1 |
1051,2 |
1040,4 |
11505,7 |
11367,6 |
1912,2 |
1909,3 |
4916,3 |
5273,5 |
11088,3 |
11712,8 |
Уральский |
459,0 |
419,7 |
303,8 |
302,8 |
1212,5 |
1191,7 |
198,3 |
195,6 |
511,7 |
541,7 |
862,1 |
867,4 |
Свердловская область |
139,1 |
127,4 |
47,2 |
44,6 |
544,0 |
526,8 |
65,3 |
64,7 |
132,3 |
136,6 |
325,4 |
332,0 |
Гостиницы и |
Транспорт и |
из них |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
Образование |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
Другие виды | ||||||||
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
2009 |
2011 |
1163,0 |
1259,7 |
5368,7 |
5449,7 |
939,8 |
969,7 |
4878,9 |
5004,5 |
6038,5 |
6016,4 |
4548,4 |
4643,9 |
2459,8 |
2573,1 |
4341,2 |
4698,3 |
|
107,3 |
529,8 |
531,2 |
74,1 |
79,1 |
416,7 |
408,0 |
533,9 |
519,2 |
392,8 |
395,4 |
207,8 |
207,5 |
364,3 |
394,7 |
34,2 |
39,0 |
142,8 |
150,4 |
24,2 |
27,4 |
152,6 |
150,8 |
179,8 |
177,4 |
129,3 |
134,2 |
73,0 |
71,4 |
128,5 |
137,1 |
Рисунок 10 - Распределение
среднегодовой численности
Таким образом, большинство рабочей силы занято в обрабатывающей промышленности и торговле. Далее по убыванию численности занятых идут транспорт, энергетика, строительство. Для обрабатывающей промышленности необходимы квалифицированные кадры, владеющие современными технологиями.
Большая занятость в торговле обусловлена развитием Свердловской области как центра УрФО. За последние годы в Екатеринбурге появились торговые предприятия мировых компаний.
Рассмотрим
распределение среднегодовой
Таблица 12 - Распределение
среднегодовой численности
2009 |
2011 | ||||||||||||
Занято в экономике - всего |
в том числе по формам собственности |
Занято в экономике - всего |
в том числе по формам собственности | ||||||||||
государст-венная и муници-пальная2) |
частная |
собст-венность общественных и религиозных организаций (объединений) |
смешанная российская |
иностранная, совместная российская и иностранная |
государст-венная |
муниципальная |
частная |
собст-венность общественных и религиозных организаций (объединений) |
смешанная российская |
ино- | |||
Тысяч человек | |||||||||||||
Российская Федерация |
66330,1 |
27944,7 |
22750,4 |
474,0 |
14735,7 |
425,2 |
68019,2 |
12969,4 |
8827,4 |
38326,9 |
375,2 |
4590,6 |
2929,7 |
Уральский |
5827,0 |
2426,2 |
1677,0 |
33,6 |
1666,5 |
23,7 |
6082,2 |
1016,8 |
876,4 |
3441,6 |
18,9 |
395,3 |
333,1 |
Свердловская область |
2044,3 |
944,7 |
490,9 |
16,0 |
588,5 |
4,2 |
2092,4 |
424,5 |
283,9 |
1054,4 |
7,7 |
116,4 |
205,5 |
Если в 2009 году
самая большая группа занятых
была в государственных и
Проанализируем состав занятого населения по возрастным группам в 2011 году.
Таблица 13 – Состав занятого населения по возрастным группам в 2011 году, %
Занятые - всего |
в том числе в возрасте, лет |
Средний возраст, лет | ||||||
до 20 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-72 | |||
Российская Федерация |
100 |
1,8 |
22,8 |
24,1 |
27,8 |
19,9 |
3,6 |
39,7 |
Уральский федеральный округ |
100 |
2,1 |
23,4 |
24,5 |
27,4 |
19,6 |
3,0 |
39,3 |
Свердловская область |
100 |
2,7 |
25,4 |
22,8 |
24,9 |
20,0 |
4,2 |
39,2 |
Рисунок 11 - Состав занятого населения по возрастным группам в Свердловской области
Наибольшую группу среди занятых составляют люди в возрасте от 20 до 29 лет. Это период получения образования и приобретения опыта работы. С одной стороны, рабочие в этом возрасте наиболее активны, легко обучаемы, мобильны, еще не успели обзавестись семьями. Наиболее востребованы в торговле и сфере услуг. С другой стороны, данную категорию работников необходимо обучать практическим навыкам, развивать.
В таблице 14 приведен состав занятого населения по уровню образования.
Таблица 14 – Состав занятого населения по уровню образования, %
Занятые - всего |
в том числе имеют образование | |||||||
высшее профес- |
неполное высшее
профес- |
среднее профес- |
начальное профес- |
среднее полное (общее) |
основное общее |
начальное общее, не имеют начального общего | ||
Российская Федерация |
100 |
26,2 |
1,5 |
26,1 |
18,1 |
22,2 |
5,4 |
0,5 |
Уральский федеральный округ |
100 |
23,7 |
1,5 |
27,0 |
22,5 |
18,8 |
6,0 |
0,5 |
Свердловская область |
100 |
21,6 |
1,4 |
26,1 |
22,0 |
20,5 |
7,9 |
0,5 |
Рисунок 12 - Состав занятого населения по уровню образования в Свердловской области
Самая большая группа работников имеет среднее профессиональное образование – 26,1%. 22% работников имеет начальное профессиональное. С учетом развития производства в области данные показатели вполне нормальные. Достаточно большой слой работников имеет высшее профессиональное образование – 21,6%. В Свердловской области открыто много ВУЗов и университетов, как местных, так и филиалов. В целом, профессиональный уровень работников высокий, несмотря на то, что по количеству имеющих высшее образование область уступает российским показателям. Во многих отраслях не требуется такого количества людей с высшим образованием, часто люди с дипломами вынуждены работать на рабочих специальностях, так как не могут найти подходящую работу по образованию.
На основе полученных данных составим матрицу -анализа для рабочей силы Свердловской области
Таблица 15 - анализ рабочей силы Свердловской области
Сильные стороны - хорошее образование - опыт работы - омоложение рабочей силы - из-за диверсификации экономики возможно постоянное развитие - мобильность |
Слабые стороны- закрываются традиционные производства, из-за чего теряется уникальная квалификация - замещение многих низкоквалифицированных работ приезжими работниками - избыток людей с высшим образованием |
Возможности- внедрение
новых форм занятости (на дому) - развитие инноваций,
привлечение высококлассных - создание творческой атмосферы, развитие потенциала |
Угрозы- снижение рождаемости, старение рабочей силы, - снижение квалификации - замещение
иностранными рабочими как |
Таким образом, в исследовании рабочей силы Свердловской области были обнаружены и проблемы, которые неизбежны в любой экономике. В период экономического роста низкоквалифицированный труд стал выполняться приезжими работниками. При наличии зафиксированной безработицы это означает нежелание работать у части активного населения. Также следует отметить угрозу потери квалификации на многих производствах из-за старения кадров и снижения популярности профессий среди молодежи (фрезеровщики, токари и др.). Закрытие или переквалификация многих ПТУ также усугубляют эту проблему.
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛА
Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются следующие:
1. Стимулирование спроса на рабочую силу. Оно подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом - обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.
Первое и основное направление стимулирования спроса на рабочую силу - сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.
Второе направление - создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов.
Третье направление - организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой труда из средств предприятия и фонда занятости.
Информация о работе Маркетинговое исследование рабочей силы в Свердловской области