Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:12, курсовая работа
В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования - это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Введение………………………………………………………………………….3
Цели, задачи, направления маркетинговых исследований……………....5
Процесс маркетингового исследования……………………………………7
Информационное обеспечение маркетинговых исследований…………12
Ассортиментная политика на рынке чая ………………………………....18
Ценовая политика на рынке чая ………………………………………..…34
Исследование предпочтений потребителей на рынке чая……………....43
Заключение…………………………………………..………………………….47
Список литературы………………………………….…………………………49
Приложение …………………………...…………………………………………51
При этом было выявлено, что наиболее распространенной организационно-правовой формой собственности является ЧП с ограниченной ответственностью (55,0%), частное предпринимательство (40,0%), те, которые зарегистрированы в местных органах власти, в районных администрациях, как юридические лица. И небольшую часть, а именно 5,0% занимают закрытые акционерные общества, что, мы видим из таблицы 2.
Таблица 2 - Анализ выявленных предприятий торговли по формам собственности.
Форма собственности |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес, % |
ЗАО |
1 |
5,0 |
ООО |
8 |
40,0 |
ЧП |
11 |
55,0 |
Итого: |
20 |
100,0 |
Структуру предприятий по формам собственности более наглядно можно рассмотреть на рис. 1.
Рис.1. Анализ предприятий по формам собственности.
Таблица 3 - Анализ предприятий реализующих чай в зависимости от типа магазина.
Тип магазина |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес % |
А |
1 |
2 |
Продукты |
15 |
75,0 |
Супермаркет |
1 |
5,0 |
Универсам |
4 |
20,0 |
Итого: |
20 |
100,0 |
Все предприятия делятся по типу магазинов. Наибольший удельный вес приходится на «продукты» - 75,0%, имеется 4 универсама - 20,0%. В 1999 году появился новый тип магазина - супермаркет, что составляет 5,0% от удельного веса.
Графическое изображение на рис. 2.
Рис.2. Анализ предприятий в зависимости от типа магазина.
Таблица 4 - Анализ предприятий реализующих чай по уровню специализации.
Уровень специализации |
Выявлено предприятий, шт. |
Удельный вес % |
А |
1 |
2 |
Отдел |
11 |
55,0% |
Единичная продажа |
9 |
45,0% |
Итого: |
20 |
100,0% |
Каждый магазин имеет свой уровень специализации. В 11 магазинах имеется отдел продажи чая, что составляет 55,0% удельного веса. В 9 магазинах наблюдается единичная продажа данного товара, что составляет 45,0%. Специализированных магазинов по продаже чая в нашем городе не имеются. Наглядно структуру предприятий по уровню специализации можно рассмотреть на рис. 3.
Мы выявили те предприятия, которые занимаются реализацией чая и теперь следует оценить существующее предложение данной продукции (см. таблицу 5).
Рис.3.Анализ предприятий по уровню специализации
Чай включает в себя 7 ассортиментных групп. В четырех из которых, имеются свои подгруппы: крупный (листовой), мелкий и гранулированный сорта чая. Проводя анализ предприятий, осуществляющих реализацию чая можно сделать следующие выводы.
Наибольший удельный вес занимают все сорта черного байхового фасованного чая - 100,00 %, а зеленый байховый фасованный чай в рассматриваемых торговых точках представлен только в следующих сортах: крупный (листовой) и мелкий, их удельный вес составляет 100% и 60% соответственно.
Таблица 5 - Анализ выявленных предприятий торговли, осуществляющих реализацию чая в городе Красноярск.
Ассортимент |
Всего обследо-вано предприя-тий |
В т.ч. реализуют чай |
В т.ч. по уровню специализации, шт. | |||
Коли-чество, шт. |
Удель-ный вес, % |
Единич-ная продажа |
Отдел |
Специа-лизированная торговля | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Чай черный байховый нефасованный |
|
|
|
|
|
|
-крупный (листовой) |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
-мелкий |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
-гранулированный |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
2. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
-крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
0 |
- мелкий |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
0 |
-гранулированный |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
0 |
3. Чай зеленый байховый нефасованный |
|
|
|
|
|
|
- крупный (листовой) |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
- мелкий |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
-гранулированный |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
4. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
- крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
9 |
11 |
0 |
- мелкий |
20 |
12 |
60,0 |
5 |
7 |
0 |
-гранулированный |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
5. Чай кирпичный для экспорта |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
6. Чай кирпичный |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
7. Чай плиточный черный |
20 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
Зеленый байховый фасованный чай мелкого листового сорта реализуется только в 12 магазинах, возможно на эту подгруппу товара низкий спрос. Весь сортовой ассортимент черного байхового фасованного чая имеется в наличии во всех рассматриваемых 20 магазинах города Красноярск.
Маркетинговое исследование проводилось на две даты с промежутком в три месяца. Анализ динамики наличия чая показывает, что на последнюю дату обследования предприятий торговли предлагаемый ассортимент данной продукции изменяется.
Таблица 6 - Наличие в продаже чая в предприятиях торговли г. Красноярск
Ассортимент |
Всего обследовано предприятий |
1 ноября |
1 февраля | ||
В т.ч. имеют в наличии |
Уд. вес, % |
В т.ч. имеют в наличии |
Уд. вес, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
-крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
20 |
100 |
-мелкий |
20 |
19 |
95,0 |
20 |
100 |
-гранулированный |
20 |
20 |
100,0 |
18 |
90,0 |
2. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
|
-крупный (листовой) |
20 |
20 |
100,0 |
17 |
85,0 |
-мелкий |
20 |
12 |
60,0 |
11 |
55,0 |
-гранулированный |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 7 - Динамика наличия в продаже чая в предприятиях торговли г. Красноярск
Ассортимент |
На начало исследования |
На конец исследования |
Абсолютное изменение | |||
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % |
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % |
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
0 |
0,0 |
-крупный (листовой) |
20 |
100,0 |
20 |
100,0 |
0 |
0,0 |
-мелкий |
19 |
95,0 |
20 |
100,0 |
1 |
5,0 |
-гранулированный |
20 |
100,0 |
18 |
90,0 |
-2 |
-10,0 |
2. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
0 |
0,0 |
-крупный (листовой) |
20 |
100,0 |
17 |
85,0 |
-3 |
-15,0 |
-мелкий |
12 |
60,0 |
11 |
55,0 |
-1 |
-5,0 |
-гранулированный |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Таблица 8 - Наличие в продаже чая на предприятиях торговли в разрезе производителей
Производители |
Всего обследовано предприятий |
1 ноября |
1 февраля | ||
В т.ч. имеют в наличии |
Уд. вес, % |
В т.ч. имеют в наличии |
Уд. вес, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Компания Май" г. Фрязино |
20 |
20 |
100,0 |
19 |
95,0 |
ООО "СДС Эком" г. Москва |
20 |
15 |
75,0 |
17 |
85,0 |
ООО "Орими Трейд" г. Санкт Петербург |
20 |
18 |
90,0 |
20 |
100,0 |
"Компания "Чайный мир" г. Омск |
20 |
7 |
35,0 |
7 |
35,0 |
"Дом чая" г. Сочи |
20 |
2 |
10,0 |
2 |
10,0 |
ООО "Рязанская чайная фабрика" |
20 |
4 |
20,0 |
3 |
15,0 |
ООО "Северо-Западная чайная компания" |
20 |
3 |
15,0 |
4 |
20,0 |
ОАО "Русский продукт" |
20 |
0 |
0,0 |
1 |
5,0 |
ЗАО "Дагомысчай", г. Сочи |
20 |
1 |
5,0 |
2 |
10,0 |
НПФ "Золотая долина", г. Новосибирск |
20 |
5 |
25,0 |
6 |
30,0 |
Анализируя динамику наличия в продаже чая в предприятиях торговли в разрезе производителей, можно сделать следующий вывод. Наибольший удельный вес занимают такие производители, как «Компания Май» г. Фрязино и ООО "СДС Эком" г. Москва, ООО "Орими Трейд" г. Санкт Петербург, их удельный вес на 1 февраля составляет 95,0%, 85,0% и 100,0% соответственно. В другую группу производителей с меньшим удельным весом входят: "Компания "Чайный мир" г. Омск (уд. вес 35,0%), ООО "Рязанская чайная фабрика" (уд. вес 15,0%), ООО "Северо-Западная чайная компания" (уд. вес 20,0%), НПФ "Золотая долина", г. Новосибирск (уд. вес 30,0%).
Судя по динамике наличия в продаже чая (см. табл. 9), ассортимент только двух производителей за весь период исследования не изменился, это: "Компания "Чайный мир" г. Омск и "Дом чая" г. Сочи. Ассортимент двух производителей ("Компания Май" г. Фрязино и ООО "Рязанская чайная фабрика") в магазинах сократился, но не на много, удельный вес абсолютного изменения составляет -5,0%. Ассортимент остальных производителей пополнился (абсолютное изменение составляет 5,0% - 10,0%).
Таблица 9 - Динамика наличия в продаже чая в предприятиях торговли г. Красноярск
Производители |
На начало исследования |
На конец исследования |
Абсолютное изменение | |||
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % |
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % |
Предпр., имеющие в наличии, шт. |
Уд. вес, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Компания Май» г. Фрязино |
20 |
100,0 |
19 |
95,0 |
-1 |
-5,0 |
ООО «СДС Эком» г. Москва |
15 |
75,0 |
17 |
85,0 |
2 |
10,0 |
ООО «Орими Трейд» г. Санкт Петербург |
18 |
90,0 |
20 |
100,0 |
2 |
10,0 |
«Компания «Чайный мир» г. Омск |
7 |
35,0 |
7 |
35,0 |
0 |
0,0 |
«Дом чая» г. Сочи |
2 |
10,0 |
2 |
10,0 |
0 |
0,0 |
ООО «Рязанская чайная фабрика» |
4 |
20,0 |
3 |
15,0 |
-1 |
-5,0 |
ООО «Северо-Западная чайная компания» |
3 |
15,0 |
4 |
20,0 |
1 |
5,0 |
ОАО «Русский продукт» |
0 |
0,0 |
1 |
5,0 |
1 |
5,0 |
ЗАО «Дагомысчай», г. Сочи |
1 |
5,0 |
2 |
10,0 |
1 |
5,0 |
НПФ «Золотая долина», г. Новосибирск |
5 |
25,0 |
6 |
30,0 |
1 |
5,0 |
Проанализируем частоту наличия чая в предприятиях торговли по мнению торговых работников. Для анализа частоты наличия в продаже данного товара проводилось анкетирование торговых работников и покупателей города Красноярск (приложение 3-4). Обработанные и обобщенные данные представлены в сводных таблицах 10-13.
Таблица 10 - Анализ частоты наличия в продаже чая в предприятиях торговли г. Красноярск по мнению торговых работников
Ассортимент |
Имеются в продаже | ||||
постоянно |
часто |
периодически |
редко |
никогда | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Чай черный байховый нефасованный |
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
мелкий |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
гранулированный |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
2. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
мелкий |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
гранулированный |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
3. Чай зеленый байховый нефасованный |
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
мелкий |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
гранулированный |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
4. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
мелкий |
- |
30,0 |
70,0 |
- |
- |
гранулированный |
- |
- |
- |
100,0 |
- |
5. Чай кирпичный для экспорта |
- |
- |
- |
- |
100,0 |
6. Чай кирпичный |
- |
- |
- |
- |
100,0 |
7. Чай плиточный черный |
- |
- |
- |
- |
100,0 |