Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:27, курсовая работа
Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.
Введение 3
1 Кабинетные исследования 4
1.1. История продукта 4
1.2. История предприятия ОАО «Мегафон»: направления и виды деятельности 6
1.3 Исследование тенденций рынка 8
2 Полевые исследования 15
2.1. Маркетинговые исследования потребителя 15
2.2 Сегментирование рынка 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение А 31
Содержание
Введение 3
1 Кабинетные исследования 4
1.1. История продукта 4
1.2. История предприятия ОАО «Мегафон»: направления и виды деятельности 6
1.3 Исследование тенденций рынка 8
2 Полевые исследования 15
2.1. Маркетинговые исследования потребителя 15
2.2 Сегментирование рынка 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение А 31
Введение
Десятки операторов по всей
России предлагают своим абонентам
одни из самых современных видов
сотовой связи. Компании ведут отчаянную
конкурентную борьбу между собой
за каждого клиента. По мобильному телефону
можно теперь не только говорить –
имеется возможность
Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород.
Актуальность выбранной темы исследования определяется высокой конкуренцией среди сотовых компаний на рынке.
Целью данной курсовой работы является оценка рынка сотовой связи на примере ОАО «Мегафон».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Информационной базой исследования послужили труды таких авторов как Ламбен, Ж.-Ж., Егоров, А.Ю., Дурович, А.Л., Беляевский, И.К., Малхотра, Нэреш К., Черчилль, Г.А., а также данные компании ОАО «Мегафон», статистические источники.
1 Кабинетные исследования
Известно, что 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Трубку держал в руках тогда еще действующий мэр города Анатолий Собчак. Это событие ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи.
В то время аппараты стандарта NMT 450 были громоздкими (отдельные виды достигали массы пяти килограмм) да и абонентская база у единственного оператора «Дельта Телеком» не превышала двух тысяч человек. Стоимость телефонных аппаратов составляла две тысячи долларов, при подключении взималась сумма в размере двух тысячи долларов. Минута разговора оценивалась одним долларом - так что пользовались удовольствием только избранные…
Прошло более пятнадцати
лет, рынок мобильной связи сильно
преобразился. Десятки операторов по
всей России предлагают своим абонентам
одни из самых современных видов
сотовой связи. Компании ведут отчаянную
конкурентную борьбу между собой
за каждого клиента. По мобильному телефону
можно теперь не только говорить –
имеется возможность
Надо сказать, что по началу рынок мобильной связи в России развивался очень вяло. Несколько операторов работало в только в центральной части (Москва и Санкт-Петербург). В регионах операторы начали появляться где-то только в 1993-1994 гг., да и преобладали тогда стандарты NMT-450 (Московская сотовая, «Сотел») и AMPS («ВымпелКом»). Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была просто никому не нужна.
Ситуация начала изменять только 1996-1997гг., когда крупные столичные операторы начали скупать акции местных предприятий, занимающихся предоставлением услуг сотовой связи. Появились и «федеральные» бренды, такие, как, например, «Сотел» или «Юнисел», под которыми стали работать аффинированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг [28].
Переломным в процессе
глобализации рынка можно считать
2000г. В немалой степени этому
способствовала смена руководства
Минсвязи летом 1999г. Новый министр
связи и информации Леонид Рейман
пришел на этот пост непосредственно
с должности первого
В первую очередь, Леонид Рейман
откорректировал нормативную
Этот документ содержит информацию в том числе и о построении 3G (сетей мобильной связи третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление услуг 3G , в соответствии с мировой практикой, выдаются на всю территорию России.
Развитие сотовой связи в России отражало мировые тенденции: в 2000 - 2001 гг. В стране происходил бум сотовой связи – за полтора года количество абонентов удвоилось и по состоянию на конец года составляло 7 млн. человек.
К концу 2001г. российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. По абсолютной численности абонентов в Центральной и Восточной Европе первое место занимает Польша (9 млн. абонентов на август 2001г.). В 2006г. количество пользователей мобильной связи в России достигло порядка 140 млн. человек [28].
ОАО «МегаФон»
- первый общероссийский оператор мобильной
связи стандарта GSM 900/1800 был образован
в мае 2002 года.
«МегаФон» стал первым и пока единственным
оператором, развернувшим собственную
сеть во всех регионах России (рисунок
1). Компания также первой в России ввела
в коммерческую эксплуатацию сеть третьего
поколения в стандарте UMTS.
Уникальный
для российского
В 2009 году МегаФон был признан независимым
жюри «Абсолютным брендом - 2009» [27].
1 июля 2012 года
Компания завершила
По состоянию на дату последнего общего
собрания акционеров, основными акционерами
ОАО «МегаФон» являются ОАО «Телекоминвест»,
Компании группы TeliaSonera, Компания Оллэкшн
Лимитед. Количество абонентов Компании
в данный момент превышает 44,8 млн человек.
Лицензионное покрытие Федеральной сети «МегаФон» охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 142 млн. человек (рисунок 1).
Рисунок 1 - Территориальное деление Компании ОАО "Мегафон" [27]
Компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.
Миссия: МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого.
Забота: МегаФон стремится к тому, чтобы сделать мобильную связь демократичной, доступной для всех абонентских групп, разных по социальному и финансовому положению.
100%-ое лицензионное покрытие: МегаФон намерен максимально реализовать преимущества общероссийской сети: единые принципы тарификации услуг, использование единых технологических платформ, доступный для абонентов во всех регионах единый набор дополнительных услуг и продуктов, а также единые стандарты обслуживания.
Надежность и удобство: МегаФон предоставляет широкий спектр качественных услуг, придерживаясь передовых стандартов обслуживания.
Динамичность и инновационность: Гибкая и прозрачная тарифная политика «МегаФона» позволяет учитывать потребности всех абонентов и оперативно реагировать на их изменение. А разнообразие дополнительных услуг - одно из основных конкурентных преимуществ «МегаФона».
В последние годы рынок инфокоммуникационных технологий в России вырос на 7,3% (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика рынка инфокоммуникационных технологий в России, трлн. руб., 2010-2011 гг.
Структура рынка инфокоммуникационных технологий в России в 2011 году представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура рынка инфокоммуникационных технологий России, 2011 г. [27]
На конец 2011 года в России было зарегистрировано около 227,6 млн активных абонентов мобильной связи, что на 8,3 млн превышает показатель 2010 года. Таким образом, проникновение услуг в отчетном периоде составило 157%, что является одним из наиболее высоких показателей в мире (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика рынка мобильной связи в России, 2009-2011 г.
Основной прирост активных абонентов в 2011 году был обусловлен увеличением спроса на услуги мобильного доступа в Интернет. Динамика подключений новых абонентов к услугам 3G сегодня существенно опережает темпы увеличения абонентской базы пользователей голосовых услуг. По итогам 2011 года значительное число чистых подключений клиентов пришлось на новых пользователей услуг мобильной передачи данных.
Голосовая связь остается крупнейшим сегментом рынка мобильной связи, занимая долю в 76%. Сегодня мобильный «голос» доступен абсолютному большинству населения России, поэтому динамика развития этого сегмента невысока (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика рынка мобильного «голоса» в России, 2009-2011 г.
В 2011 году голосовой трафик вырос на 13%, и в перспективе его динамика снизится до 6-7% в год на фоне развития альтернативных возможностей (VoIP и пр.).
Основным драйвером рынка мобильной связи последние два года выступает сегмент передачи данных (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика рынка передачи данных в России, 2009-2011 г.
По оценке AC&M, по итогам 2011 года мобильный трафик данных вырос в 2,3 раза, что было связано с развитием сетей 3G. В денежном выражении сегмент мобильного доступа в Интернет увеличился на 42,6%, до 75,6 млрд рублей, или около 9,8% всего рынка мобильной связи в России в отчетном периоде. По оценкам МегаФона, на конец 2011года проникновение мобильного ШПД в России составляло около 25%.
Рынок фиксированной связи является вторым по объему в телекоммуникационной отрасли России (рисунок 7).
Рисунок 7 – Проникновение
фиксированной телефонии в
На конец 2011 года доступ к услугам фиксированной связи имели около 52 млн домохозяйств. За год проникновение услуг сократилось на 0,8 п.п., до 85,8%, за счет конкурентного давления со стороны мобильного сегмента и VoIP.
Фиксированный «голос» на сегодня является сегментом рынка с долей около 50% в денежном выражении. В последние годы его доля постепенно снижается ввиду существенного замедления темпов роста голосового трафика и сокращения числа стационарных телефонных линий.
Наиболее динамичным сегментом
рынка фиксированной связи
Рисунок 8 – Динамика фиксированного ШПЛ в России, 2009-2011 г.
По итогам 2011 года число клиентов фиксированного ШПД выросло на 26%, а проникновение услуги – до 37,4% в сравнении с 29,6% на начало года. На конец отчетного периода фиксированный доступ в Интернет в России имели 21,1 млн домохозяйств (39,1%). В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста числа пользователей проводного ШПД.
Важным фактором роста рынка фиксированной связи выступают VPN-услуги.
Корпоративные клиенты, а также государственные заказчики проявляют все больший интерес к созданию надежной и гибкой инфраструктуры передачи данных. По итогам 2011 года этот сегмент фиксированного рынка вырос до 61 млрд рублей.
К рынку мобильных устройств относятся продажи мобильных телефонов, модемов, планшетных компьютеров, ноутбуков и нетбуков, а также прочие устройства (Wi-Fi- роутеры и др.). В 2011 году, по оценкам МегаФона, в России было реализовано около 61 млн устройств, что почти на 20% выше показателя 2010 года (рисунок 9).
Информация о работе Маркетинговое исследования рынка сотовой связи на примере Мегафон