Маркетинговое исследования рынка сотовой связи на примере Мегафон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.

Содержание

Введение 3
1 Кабинетные исследования 4
1.1. История продукта 4
1.2. История предприятия ОАО «Мегафон»: направления и виды деятельности 6
1.3 Исследование тенденций рынка 8
2 Полевые исследования 15
2.1. Маркетинговые исследования потребителя 15
2.2 Сегментирование рынка 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение А 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МР исследования.docx

— 308.98 Кб (Скачать файл)

Рисунок 9 – Динамика рынка  продаж оборудования в России, 2009-2011 гг.

В последние годы операторы  мобильной связи существенно увеличили свое присутствие на рынке продаж оборудования как за счет покупки независимых сетей, так и путем развития собственных. Продажа мобильных устройств является одним из ключевых инструментов стимулирования потребления трафика данных и VAS-услуг, а также привлечения новых клиентов, что и определяет устойчивый интерес операторов связи к данному рынку.

Основные тенденции рынка  мобильных устройств во многом определяются развитием отрасли связи. Рост доступности беспроводной связи, увеличение скорости передачи данных, потребность в «тяжелом» контенте формируют у потребителей спрос на устройства более функциональные, чем телефоны. Если по итогам 2011 года доля смартфонов в общем объеме продаж телефонов составляла около 20%, то, по оценке МегаФона, к 2017 году их доля вырастет до 70% и более.

Смартфоны и планшетные компьютеры в среднесрочной перспективе  станут ключевыми драйверами рынка  продаж оборудования. При этом в  перспективе5 лет доля телефонов  и модемов будет постепенно снижаться.

Потребность клиентов в информации, развлекательном контенте, удобных повседневных сервисах, которые облегчают жизнь, формирует совершенно новый рынок. Он включает в себя ряд сервисов, использующих инфраструктуру оператора, но принципиально отличающихся от услуг связи. Среди них: контент и медиа, финансовые услуги, облачные сервисы и IT, M2M, мобильная реклама.

По оценкам компании Мегафон, рост рынка «новых бизнесов» в ближайшие три года составит не менее 24% ежегодно, что вполне сравнимо с прогнозной динамикой сегмента мобильной передачи данных.

Сегодня МегаФон присутствует во всех направлениях «новых бизнесов», однако главным образом – в  сегменте «Контент и медиа».

Эксперты в ближайшее  время ожидают, что в среднесрочной  перспективе «новые бизнесы» станут важным драйвером рынка инфокоммуникационных технологий в России.

 

 

 

 

  1. Полевые исследования
    1. Маркетинговые исследования потребителя

Маркетинговое исследование среди потребителей компании ОАО  «Мегафон» проводилось в одном из самых больших офисов продаж компании во Владивостоке по адресу ул. Светланская 143 (ост. Авангард), в результате чего было опрошено 250 респондентов.

Опрос проходил в виде заполнения клиентами анкет, которые предлагали консультанты компании своим клиентам (Приложение А).

Опрос проводился в течение 1 недели.

Главной целью исследования выступило изучение отношения потребителей к  предприятию, а также определения факторов, которые в первую очередь влияют на выбор потребителей сотовой компании.

В таблице 1 представлена общая характеристика опрашиваемых потребителей

Таблица 1 – Характеристика опрашиваемых респондентов

Показатель

Количественная характеристика показателя

Удельный вес, %

Общее число респондентов

250

72,00%

Пол:

   

Мужчин

180

28,00

женщин

70

0,00

Возраст:

   

до 20 лет

30

12,00

От 20 до 30 лет

155

62,00

От 30 до 50 лет

45

18,00

выше 50 лет

20

8,00

Род занятий:

   

школьник

8

3,20

студент

60

24,00

работающий

145

58,00

безработный пенсионер

38

15,20

Среднемесячный  доход:

   

не имею постоянного заработка

10

4,00

до 10 тыс. руб.

18

7,20

от 11 до 20 тыс. руб.

70

28,00

от 20 до 30 тыс. руб.

125

50,00

от 30 до 50 тыс. руб.

8

3,20

более 50 тыс. руб.

20

8,00


Таким образом, в опросе участвовало  больше всего мужчин до 30 лет, работающих и имеющих постоянный доход от 20 до 30 тыс. руб. т.е. можно сделать вывод, что это и есть среднестатистический потребитель услуг салонов связи «Мегафон».

Исследование потребителей показало, что 100% респондентов знают  компанию «Мегафон», но только 62% пользуются ее услугами (рисунок 10).

 

Рисунок 10 – Распределение потребителей по пользованию услугами компании «Мегафон»

Как показало исследование,  64% респондентов когда-либо пользовались услугами компании «Мегафон», при этом 32% потребителей остаются клиентами компании «Мегафон» до сих пор.

Те, кто ушел из компании, определили ряд причин ухода (рисунок 11).

Рисунок 11 -  Распределение  потребителей по причинам ухода из компании «Мегафон»

Как видно многие клиенты  ушли из компании «Мегафон» по причине  слабой зоны покрытия (42%) и качества связи (41%). В основном клиенты компании «Мегафон» говорили о том, что  связь за пределами городов достаточно слабая либо вообще отсутствует, что  говорит о недостаточном количестве оборудования на территории Приморского  края. Также некоторым клиентам не нравились тарифные планы, т.к. либо политика компании в плане быстрой  смены тарифных планов.

Потребители покупают услуги сотовой связи в компании «Мегафон»  в различных целях (рисунок 12).

Рисунок 12 – Распределение потребителей по причинам покупки услуг сотовой связи

Как видно потребители  в первую очередь покупают услуги сотовой связи для личного общения (84%), а также для делового общения (37%). При этом на личное общение у клиентов тратиться времени до 90-100 мин. в месяц. 7% абонентов пользуются выговаривают в среднем не более 200 мин, а 5: - разговаривают по телефону до 300 мин. в месяц. 3% выговаривают 500-600 мин. в месяц, на 1,5% клиентов говорят без ограничений.

При этом решающий фактор при покупке услуг сотовой связи также разный (рисунок 13).

Рисунок 13 – Распределение потребителей по факторам, влияющим на покупку услуг сотовой связи

Как видно, в основном потребители  покупают услуги связи по зоне покрытия (84%), качество связи также имеет  важное значение (64%), кроме этого важен тарифный план (45%) и цена (38%).

По частоте покупки  потребители распределились следующим  образом (рисунок 14).

Рисунок 14 – Частота покупки услуг сотовой связи

Таким образом, потребители  покупают услуги сотовой связи очень  редко (70%), что говорит о приверженности потребителей своим операторам. Об этом свидетельствует и момент последней  покупки услуг сотовой связи  потребителей (рисунок 15).

Рисунок 15 – Распределение потребителей по моменту покупки услуг сотовой связи ив последний раз

Далее были исследованы средние  затраты потребителей на услуги сотовой связи в месяц (рисунок 16).

Рисунок 16 – Распределение респондентов по средним затратам на услуги сотовой связи

Как видно в среднем  потребители тратят в месяц от 250 до 500 руб. (62%), однако есть и такие которые тратят и от 50 до 250 руб. (24%).

Клиенты компании также пользуются дополнительными услугами (рисунок 17).

Рисунок 17 - Распределение потребителей дополнительных услуг компании «Мегафон» по предпочтения

Таким образом, в основном клиенты компании пользуются такими услугами как: SMS/MMS (100%), «Кто звонил?» (87%), Мобильные платежи» (76%), «Живой баланс» (74%), «Замени гудок» (62%). Это наиболее популярные услуги среди клиентов, однако невостребованными остаются такие услуги как «Мультифон», «Звонок за счет друга», «Кредит доверия». В основном клиенты компании не понимают как пользоваться данными услугами, а значит компания недостаточно качественно проработала вопрос оповещения клиентов о своих услугах.

Исследование популярности акций компании «Мегафон» ((«Дарим трафик», «Промо-коды: скидки от Мегафона теперь можно дарить друзьям»,  «месяц бесплатного  Интернета при покупке смартфона») показало, что только 36% клиентов в них участвуют, при этом в целом отношение клиентов к акциям компании распределилось следующим образом (рисунок 18):

 

Рисунок 18– Распределение потребителей по отношению к акциям компании «Мегафон»

Таким образом, в основном клиенты компании относятся к  акциям нейтрально (61%).

Клиенты компании ОАО «Мегафон»  оценили в целом деятельность предприятия (рисунок 19).

Рисунок 19 – Средние оценки клиентов компании «Мегафон»

Если рассчитать среднюю оценку компании, то можно увидеть, что в целом деятельность компании «Мегафон» потребители оценивают на 4,6 из 5 баллов. Это свидетельствует о достаточно грамотном обучении сотрудников (высокий балл за качество обслуживания), а также о правильности расположения офисов продаж предприятия (удобство расположения офисов продаж также показало высокий балл). Ассортимент услуг предоставляемых предприятием, а также их цена тоже  имеет высокую оценку потребителями. Однако потребителей не устраивают тарифные платы компании, качество связи и зона покрытия.

При этом у компании достаточно высокие шансы при повторной  покупке услуг (рисунок 20)

Рисунок 20 – Вероятность повторной покупки услуг сотовой связи в компании ОАО «Мегафон»

Вероятность повторной покупки  в целом оценивается как 60%. Кроме  этого советы друзьям также оцениваются  высоко (рисунок 21).

 

Рисунок 21 – Вероятность совета друзьям покупки услуг сотовой связи в компании ОАО «Мегафон»

В целом вероятность совета друзьям и знакомым сотовой связи  от компании ОАО «Мегафон» оценивается  на 44%.

84% потребителей видели  рекламу от компании ОАО «Мегафон»,  при этом видели различные  ее виды (рисунок 22).

Рисунок 22 – Распределение респондентов по частоте обращения внимания на рекламу от компании ОАО «Мегафон» по видам СМИ

Как видно чаще всего видели рекламу наружного типа (71%) и по телевизору (42%). Это можно объяснить тем, что реклама по телевизору проводиться компанией в прайм-тайм, когда основная целевая аудитория находиться дома после работы, что повышает узнаваемость бренда компании

Исследование также показало, что в основном потребители предпочитают рекламу именно по телевизору (62%), а следовательно, в компании направления рекламы распределены верно.

Далее потребители оценили  конкурентов компании ОАО «Мегафон» (рисунок 23).

Рисунок 23 – Распределение потребителей по пользованию услугами сотовых компаний в г. Владивостоке

Таким образом, можно сделать  вывод, что основным конкурентом  компании ОАО «Мегафон» является «МТС» (39%). Кроме этого потребители  произвели оценку основных конкурентов (таблица 2).

Таблица 2 – Средние оценки качеств конкурентов компании ОАО  «Мегафон»

Показатель

МТС

Билайн

НТК

Акос

цена

3,2

4,7

4,5

3,8

качество связи

4,7

4,2

4,9

4,1

качество обслуживания

3,8

4,2

4,5

4,1

перечень предоставляемых  услуг

4,7

4,6

4,8

3,6

тарифные планы

4,3

4,2

4,6

3,2

зоны покрытия

4,9

3,7

4,9

3,7

расположение офисов компании

4,6

3,6

3,8

3,1

эффективность рекламы

4,5

4,8

3,6

3,3

действующие акции

4,1

4,7

3,6

3,3

оценка в целом

4,3

4,1

4,2

3,8

Информация о работе Маркетинговое исследования рынка сотовой связи на примере Мегафон