Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является:
-изучение темы «Организация маркетинга СООО «Хенкель Баутехник»» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике;
- разработка путей совершенствования маркетинговой деятельности СООО «Хенкель Баутехник».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- подбор и анализ теоретических материалов;
- определить экономическую сущность маркетинга и сбыта продукции;
- дать характеристику предприятия, указать перспективы в области организации сбыта и маркетинга;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….....................................3
ГЛАВА 1: «ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАРКЕТИНГ. ПОНЯТИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ»
1.1. Понятие промышленного маркетинга. Основные цели, задачи, функции и принципы маркетинга промышленного предприятия.………...6
1.2. Коммуникации в промышленном маркетинге. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия………………...11
1.3. Структура и направления деятельности маркетинговой службы на предприятии.……………………………………………………………………21
ГЛАВА 2: ««ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (на примере компании ООО «ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК»….31
2.2. Анализ работы отдела маркетинга ООО «Хенкель Баутехник»……33
2.3. Направления по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Хенкель Баутехник»……………………………………………………39
2.4. Проект мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Хенкель Баутехник»…………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Маркетинговые исследования.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Реализация  концепции маркетинга на промышленном предприятии требует создания соответствующей  службы маркетинга. В настоящее время  без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к товару и его свойствам, тенденций этих требований под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности промышленного предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции. В эволюции отделов маркетинга можно выделить четыре этапа развития, каждый из которых встречается и в деятельности сегодняшних компаний.

Первый этап – маркетинг как функция распределения. Сбыт товаров на этом этапе был  относительно прост. Маркетинг ограничивается задачами распределения. Относительно важную роль играет отдел продаж. Исследование рынка, планирование сбыта и рекламы не имеют большого значения.

Второй этап – организационная концентрация задач маркетинга как функции  продаж. Возникновение проблем со сбытом и лучшее понимание роли маркетинга привели к существенным организационным  изменениям. Деятельность по сбыту стала переходить под эгиду одного руководителя. Кроме того, под его руководство переходят связанные со сбытом функции других отделов (обучение продавцов, обслуживание клиентов, планирование сбыта).

Третий этап – выделение маркетинга в самостоятельную  службу, характеризуется появлением специализированной службы маркетинга, имеющей равные права с другими подразделениями предприятия. Служба маркетинга стала отвечать не только за планирование и развитие продукта, но также за ценообразование. Руководитель маркетинга принимает решения о внешнем виде, упаковке, названии продукта. Однако каждый отдел преследует свои интересы, которые могут существенно различаться.

Следующий этап – маркетинг как главная функция  компании – заключается в ориентации всех сфер деятельности компании на требования маркетинга. Маркетинг рассматривается как главная функция компании. Эта концепция иногда реализуется, если руководителем компании становится «человек маркетинга». По существу большинство компаний находится на третьем этапе развития маркетинга.

В реальной жизни имеется множество различных форм организации службы маркетинга на промышленных предприятиях, однако ограничимся рассмотрением лишь некоторых базисных организационных структур:

1) функциональная  структура маркетинга. Подобная  форма организации означает, что маркетинг выступает наравне с другими функциональными подразделениями компании. Проблемы, связанные с подобной организацией:

а) групповой  эгоизм, трудности с координацией;

б) решение задач, выходящих за пределы компетентности, передается наверх, что влечет опасность чрезмерной централизации;

в) сотрудники не всегда понимают конечную цель, т.е. снижается  мотивация.

С точки зрения приспособляемости к среде функциональная структура способна реагировать на количественные колебания спроса, однако для решения более серьезных проблем не хватает координации. Поэтому она лучше подходит для компаний с однородной производственной программой.

2) организация  по продуктам. Чем разнороднее  программа, тем сильнее диверсифицирована  компания, чем динамичнее рынок, тем лучше подходит организация по продуктам. Эти структуры могут быть подчинены отделу маркетинга или руководству компании. При организации по продуктам функции, касающиеся всех продуктов (корпоративная стратегия, работа с общественностью), передаются обычно на верхние этажи управления.

3) организация  по клиентам. При организации маркетинга по клиентам, каждому отделу поручается какая - либо отдельная группа клиентов или часть рынка. Иногда менеджеру поручается всего один, но очень важный клиент. Такая структура оправдывает себя, если сегменты рынка достаточно велики и значительно различаются между собой. Важнейшая задача управления в этом случае состоит в поддержании оптимальных для предприятия связей с клиентами, причем с позиций всех продуктов. Проблемы этой структуры также заключаются в основном в координации отдельных направлений и выполнении общих функций (исследования, снабжение и т.д.).

4) организация  маркетинга по географическому  принципу. Подобные структуры могут  подойти для компаний, имеющих  большой объем сбыта, в рамках которого существуют регионы с различными требованиями к товару. На практике такие структуры управления встречаются относительно редко.

5) матричная  организация маркетинга. Основывается  как минимум на двух критериях  структурирования. С их помощью компании пытаются преодолеть проблемы, характерные для одномерных управленческих структур. Предвестниками матричных структур можно назвать управление по продуктам и проект – менеджмент.

Необходимо  учитывать, что не существует идеальной  организационной структуры службы маркетинга на промышленном предприятии, которая подходила бы для любых условий, при выборе формы структуры следует принимать во внимание в первую очередь, цели компании и условия среды.

 

1.3. Структура и направления деятельности маркетинговой службы на предприятии

Для эффективной  рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы предприятию необходимо осуществлять маркетинговые исследования. Крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.

Существует  множество определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая  трактовка термина «исследование маркетинга», в соответствии, с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным.

Принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование. Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать, целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах.

К основным принципам  проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность. Принцип объективности определяет необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации. Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования. Принцип тщательности предопределяет детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также эффективной системы контроля его работы.

Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление являются размер и специализация фирмы. Так, средние по размерам фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего  бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, также затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования.

Проведение  маркетинговых исследований сопряжено  не только со значительными финансовыми затратами, но и требует больших организационных усилий, во многом определяющих эффективность самого процесса исследований. Проведение маркетинговых исследований может быть организовано как путем привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и силами собственного персонала фирмы. Большинство фирм активно используют результаты маркетинговых исследований, выполненных специализированными организациями. Это обусловлено недостатком у них специалистов в области маркетинговых исследований, неравномерностью распределения в течение года исследовательских работ, а также стремлением фирм выполнить исследования в сжатые сроки. В то же время многие фирмы полностью или частично удовлетворяют свои потребности в маркетинговых исследованиях собственными силами, создавая для этих целей соответствующие структурные подразделения. В зависимости от величины фирмы, особенностей стоящих перед ней задач, а также сложившихся убеждений руководства, возможны различные варианты форм организации исследовательской деятельности фирмы, отражающие разную степень функциональной обособленности маркетинговых исследований. Однако важность роли, которая отводится маркетинговым исследованиям в управлении фирмой, требует большей организационной обособленности этой деятельности, которая находит свое выражение в создании структурного подразделения фирмы, специализированного на проведении маркетинговых исследований. Обычно такое подразделение носит название службы или отдела маркетинговых исследований, но иногда может быть названо иначе (например, отдел маркетинговой информации и т.д.). Более эффективное претворение в жизнь маркетинговых мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование маркетинга, состоящего из стратегического и тактического (текущего) планирования, организацию управления и контроль.

Цель системы  стратегического планирования заключается  в том, чтобы удостовериться, что  фирма находит и развивает  выгодные и перспективные виды производства и сокращает или вообще сворачивает неэффективные. Под планированием маркетинга следует понимать разработку планов для каждого отдельного производства и рынка после того, как фирма приняла стратегическое решение относительно того, как поступать с каждым из своих производств. Фактически компания будет разрабатывать два плана: перспективный и годовой.

Для реализации планов маркетинга создается на предприятии  служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем. Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис.1).




 

 

 

Рис. 1 Функциональная организация

Эта схема обладает простотой управления, однако по мере роста товарного ассортимента и рынков затрудняется составление планов по каждому товару и рынку и координация маркетинга фирмы в целом.

 

 

 




 

 



 

 

 

Рис. 2 Организация по географическому принципу

Для компаний, торгующих  по всей территории страны, используется другой подход: координация по географическому принципу (рис.2). Преимущество этой схемы в том, что торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, могут лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

Фирмы с широкой  товарной номенклатурой используют организацию по товарному или  товарно-марочному производству. Организация  по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления (рис.3). Преимущества этой организационной структуры в том, что управляющие по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс маркетинга по своему товару, быстро реагируют на возникающие, на рынке проблемы, и это служит хорошей школой для молодых руководителей. Вместе с тем данная организационная структура имеет и свои недостатки. Они заключаются в том, что часто возникают конфликты из-за ограниченности прав у управляющих по товарам. Вследствие этого система обходится дороже, чем предполагается вначале.




 

 



 ½


 

Рис. 3 Организация по товарному принципу


Суть организационной  структуры по рыночному типу в  том, что управление организовано не на основе товара, а по рынкам сбыта (отраслям), как показано на рис.4




 

 







 

Рис. 5 Организация  по рыночному типу

 

Достоинство этой системы в ориентации фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

Для того чтобы быть уверенным в эффективности деятельности фирмы, осуществляется маркетинговый контроль, который разбивается на три типа:

Информация о работе Маркетинговые исследования