Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить и реализовать процесс маркетингового исследования, и в последующем использовать полученные материалы для формирования учебно-методического пособия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие первоисточники
2. Проанализировать существующие методические материалы и литературу
Введение.....................................................................................................................3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования........................4
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4 1.2. Описание конкурентов...………….……….…………………………...8
1.3. Оценка конкурентоспособности……………………………………...10
1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................12
1.5. Описание потребителей………………………………….……………16
1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..22
1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. Определение объема выборки………………………………………………...25
3. Разработка анкеты……………..……………………………………………….27
4. Анализ данных……………………………...………………………………….33
4.1. Результаты опроса респондентов.........................................................33
4.2. Проверка статистической гипотезы.....................................................35
5. Подготовка отчета для руководства…………………………………..………37
Заключение…………………………………………...……………………......….39 Литература.............................................................................................................. 40
Предположим, что из источников вторичной информации, нам известно, что уровень достоверности составляет 95%, тогда соответствующий ему коэффициент достоверности t=2,0. Предельную ошибку выборки возьмём равной 30%.
Объем выборки для покупателей с низким уровнем дохода:
Объем выборки для покупателей со средним уровнем дохода:
Объем выборки для покупателей с высоким уровнем дохода:
Полученные данные отобразим в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Объем выборки в зависимости от страт
Уровень дохода |
Процент от общего количества покупателей, % |
Объём выборки, чел. |
Низкий |
23 |
8 |
Средний |
46 |
11 |
Высокий |
31 |
10 |
Итого |
100 |
29 |
В данном примере необходимый объем выборки равен 29 человек.
Одним из основных видов опроса является анкетный опрос. В настоящее время он широко используется в исследованиях.
Особенностью анкетного опроса выступает то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает его и отвечает на него, (сам регистрирует ответ) в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями и др.
К этапам осуществления анкетного опроса относятся:
Общая структура анкеты.
Анкета должна содержать примерно 10-15 вопросов.
Любая анкета включает в себя следующие составные части: вводная часть, основная часть (содержательная часть), заключительная часть (социально-демографическая).
Во вводной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а так же выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты. Главная задача введения – убедить респондента принять участие в опросе.
Основная часть – вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы.
Социально-демографическая часть (паспортичка) – содержит в себе сведения о респондентах. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы и т.д. Паспортичка необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности результатов, проведения сравнительных исследований и т. д.
Разработка анкеты проходит следующие этапы:
1. По предметному содержанию вопр
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности.
2. По своей логической
природе вопросы
Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.
Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.
Контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.
Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.
3. По своей психологической
функции, определяющей
Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.
Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому.
Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.
Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний.
4. По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:
Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений.
Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают выбор из веера предложенных респонденту вариантов.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме.
Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Дихотомические вопросы (или альтернативные) предполагают ответы по принципу «да–нет», носят взаимоисключающий характер.
При определении формулировки вопроса необходимо учитывать следующее:
Полученные результаты удобнее представить в виде графиков, таблиц, различных зависимостей.
Проведем анкетный опрос на примере СОАО «Коммунарка»
Для получения всей необходимой информации проведём личный опрос с помощью стандартизированной открытой анкеты. Интервью будем проводить лично для установления более тесного контакта с опрашиваемыми респондентами. Структура анкеты приведена в приложении 4.
Для более подробной характеристики вопросов анкеты необходимо свести их в таблицу и дать краткое описание каждого из них. Пример описания вопросов анкеты находится в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1. Пример описания вопросов анкеты
№ |
Вопросы |
Тип вопроса |
Цель |
Ответ |
1 |
Приобретаете ли Вы продукцию компании «Коммунарка» |
О фактах, дихотомический, основной, прямой |
Узнать, приобретает ли потребитель продукцию СОАО «Коммунарка» |
|
2 |
Что повлияло на выбор Вами продукции предприятия «Коммунарка»? |
О мотивах, полуоткрытый, основной, прямой |
Узнать, что влияет на выбор продукции потребителями |
|
3 |
Какую продукцию предприятия « |
О фактах, полуоткрытый, основной, прямой |
Узнать, на какую продукцию самый высокий спрос |
1. Шоколадные конфеты (на развес) 2. Шоколадные конфеты в коробках 3. Карамель 4.Шоколад (плитки) 5. Драже 6. Вафли 7. Свой вариант ответа__________ |
4 |
Как Вы оцениваете качество продукции предприятия «Коммунарка»(в баллах от 1 до 5) |
О мнении, шкальный, основной, прямой |
Узнать мнение потребителей о качестве продукции |
|
5 |
Считаете ли Вы логотип предприятия «Коммунарка» запоминающимся? |
О мнении, дихотомический, основной, прямой |
Узнать, насколько узнаваем логотип фирмы |
|
6 |
Ваш пол? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить пол потребителей |
|
Ваш возраст? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить возраст потребителей |
| |
8 |
Ваш доход? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить доход потребителей |
|
9 |
Ваши предложения по улучшению
продукции предприятия « |
О мнении, открытый, основной, прямой |
Узнать, какие недостатки отмечают потребители |
Свои варианты ответов |
Опросы проводится различными способами – по телефону, по почте, по Интернету. В нашем случае проводился устный опрос респондентов интервьюером.
Первым этапом обработки анкет является проверка на полноту заполнения и качество интервьюирования. Выявляются анкеты, непригодные к обработке.
Затем составляется таблица, в которой отображаются результаты опроса. После этого строятся диаграммы, которые наглядно отражают ответы на каждый из вопросов анкеты.
Проанализируем результаты опроса респондентов на примере СОАО «Коммунарка».
В нашем случае все анкеты были заполнены правильно, и было обработано 29 анкет. В опросе участвовало 29 человек, которым было предложено ответить на 9 вопросов анкеты.
Приведем пример составления таблицы ответов респондентов, используя ответы на вопрос №2 из анкеты (таблица 4.1.1.).
Таблица 4.1.1. Ответы респондентов
№ респондента |
№ вопроса |
2 | |
1 |
1,2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
3 |
8 |
1,2 |
9 |
2 |
10 |
1,4 |
11 |
1 |
12 |
2 |
13 |
2 |
14 |
1,4 |
15 |
5 |
16 |
2 |
1,2 | |
18 |
4 |
19 |
4 |
20 |
1,2 |
21 |
2 |
22 |
1 |
23 |
3 |
24 |
1 |
25 |
1,4 |
26 |
2,4 |
27 |
5 |
28 |
1 |
29 |
2 |
Проанализируем данные по вопросу №2 и отразим результаты в круговой диаграмме (рисунок 4.1.1.):
Рисунок 4.1.1. Факторы, влияющие на выбор потребителями продукции СОАО «Коммунарка».
Информация о работе Маркетинговые исследования в организации производства