Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ традиционных и инновационных инструментов маркетинговых коммуникаций и формулирование на основе этого наиболее приемлемых форм маркетинговых коммуникаций с для возможного дальнейшего применения их на практике при продвижении товара.
Что бы достичь поставленной цели, нам нужно решить ряд задач:
Изучить наиболее популярные определения маркетинга и определить наиболее подходящее для работы
На основе определения маркетинга выявить определение маркетинговой коммуникации и их взаимосвязь и структуру
Изучить историю маркетинга и маркетинговых коммуникаций, сделать выводы об особенностях становления и развития маркетинга и маркетинговых коммуникаций
Предложить свой вариант работы в сфере маркетинговых коммуникаций с учетом последних технических новинок а так же с учетом изменений в сознании потребителя.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ 6
ГЛАВА ВТОРАЯ 11
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ 6
ГЛАВА ВТОРАЯ 11
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Маркетинг, в современном его понимании так же имеет право считаться особым элементом жизни современного общества. Само понятие маркетинга, да и отношение общества к нему, претерпело немало изменений, и продолжает меняться и развиться. Особое место в маркетинге занимают маркетинговые коммуникации, принципы, функции, правила которых , так же как традиции, устои и стереотипы, рано или поздно либо медленно сходят на «нет», либо резко меняются благодаря отдельным революционерам.
В XX веке, периоды застоя сменялись резкими прорывами в науке, политике и в обществе в целом. И маркетинговые коммуникации шли на опережение прогресса. Жизнь менялась на глазах, и люди не всегда успевали следить за прогрессом, но старались идти с ним в ногу. Но после второй волны информационной революции, когда изменились люди и технологии, маркетинговые коммуникации еще не полностью «поменяли формат».
Целью курсовой работы является изучение и анализ традиционных и инновационных инструментов маркетинговых коммуникаций и формулирование на основе этого наиболее приемлемых форм маркетинговых коммуникаций с для возможного дальнейшего применения их на практике при продвижении товара.
Что бы достичь поставленной цели, нам нужно решить ряд задач:
«Маркетинг - это всё, и всё - это маркетинг».
Регис Маккен
Что такое маркетинг? И как связанны маркетинг и маркетинговые коммуникации?
По данным американской маркетинговой ассоциации на момент начала XXIвека существовало около двух тысяч определений1. По этому мы будем говорить не об «основных», а о «наиболее популярных» трактовках маркетинга.
Выдающийся маркетолог, человек, который едва ли не первый выделил маркетинг как отдельную сферу дельности и отдельную специальность, Филип Котлер писал:
«Маркетинг ― вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»2.
Нужда и потребность на определенном этапе синонимичные понятия, но чем выше уровень развития общества, тем больше между ними разница. Так, нужда – это то, без чего человек не может обходиться физически: еда, жилье, безопасность. Потребность ― это определенная форма нужды. Еще можно сказать что потребность- это нужда, оформленная в конкретное желание. Каждый человек хочет кушать, это одна из основных физиологических нужд. Однако то, что человек хочет именно копченых мидий – это уже потребность. Так же все люди нуждаются в общении. Однако кто-то удовлетворяет эту нужду через потребность в общении с семьей, а кто-то через потребность посещать клуб по интересам. Стоит особо указать (и на этом в своих книгах Ф. Котлер делает акцент), что маркетолог, ни в коем случае, не создает нужду и потребность. И то и другое уже существует. Задача специалиста тут – убедить потенциального потребителя, что именно этот данный товар является наилучшим средством удовлетворения ряда специфических нужд и потребностей.
За следующим определением обратимся к современному учебному пособию по маркетингу. Галина Валентиновна Попова – автор учебника, дает маркетингу краткое, но очень широкое определение.
«В целом маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку»3.
Казалось бы, вполне очевидное определение, особенно если вспомнить о происхождении слова «маркетинг» - от английского marketing — продажа, торговля на рынке (market- рынок). Однако не стоит дословно привязывать маркетинг к рынку в общепринятом понимании этого слова. Рынок тут – не система экономических отношений, а «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара»4. Так определение становиться гораздо более понятным, логичным и завершенным.
В ином аспекте трактует понятие маркетинга Алексунин В.А., утверждая что в любом аспекте маркетинга есть общая черта – двуединый подход (т.е. тщательное изучение рынка и ориентация производства на требования потребителей с одной стороны, и активное воздействие на рынок и формирование потребностей – с другой), основным определением он выбирает все-таки следующее:
«Маркетинг – система управления и организации разработки, производства и сбыта товаров или предоставления услуг, базирующихся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы»5.
Во многих учебных пособиях за основное берется определение 1960 г. одобренное Американской ассоциации маркетинга (АМА).
«Маркетинг - это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю»6. И, хотя на сегодняшний день АМА утвердила уже новое определение, предыдущее по-прежнему пользуется популярностью, в том числе и у современных авторов.
Еще один аспект изучения маркетинга мы можем позаимствовать у кафедры маркетинга СПбГУЭФ:
«Маркетинг — это философия и инструментарий взаимодействия хозяйствующих субъектов социально-экономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения иных результатов»7.
Последнее определение, на наш взгляд, очень символично соединяет философию и маркетинг. Философия – научное знание, которое лежит в основе всего, в основе любой науки. Маркетинг, с того момента как оформился в отдельную науку, стал не просто популярным видом деятельности. Он стал основой для любого начинания, предприятия, задумки. Все, из чего можно извлечь прибыль неизменно связанно с маркетингом.
Вернемся к упомянутой ранее Американской маркетинговой организации. С 1960 года понятие маркетинга, равно как и сам маркетинг, постоянно претерпели много видоизменений. На сегодняшний день, АМА трактуем маркетинг так:
« Деятельность, объединяющая в себе институты, и процессы для создания, информирования, доставки и обмена предложениями, которые имеют ценность для потребителей, клиентов, партнёров и общества в целом»8.
Мы рассмотрели маркетинг с разных сторон: как деятельность, как процесс, как науку, как систему управления. Для дальнейшей работы наиболее актуальным для нас является последнее определение, т.к. оно наиболее современное, полное, и на наш взгляд достаточно точно отражает суть маркетинга.
Но если маркетинг это
создание, доставка и обмен продуктом
или услугой которые важны
для потребителя, то маркетинговые
коммуникации – это процесс, который
позволят эти товары или услуги выгодно
представить и продать
Не достаточно просто произвести товар. И не достаточно доставить его к потребителю. Чтобы товар или услуга пользовались популярностью потребителю нужно раз за разом доказывать, почему он нуждается в этом. Судьба товара и успех предприятия порой могут зависеть не от качества а от грамотной коммуникативной политики.
«Маркетинговые коммуникации – это процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой деятельности. Эффективность маркетинговой коммуникации зависит от личностных характеристик каждого из субъектов маркетинговой системы, а также от используемых средств осуществления и методов стимулирования коммуникаций»9.
Маркетинговые коммуникации – это емкий процесс, который включает в себя множество инструментов продвижения товаров или услуг. Инструментарий состоит из:
- рекламы
-стимулирования сбыта
-личных продаж
-связей с общественностью
- прямого маркетинга
Мы видим, что маркетинговые коммуникации являются связующим звеном между маркетингом и паблик релейшнз. Для наиболее эффективного продвижения товара необходимо по возможности использовать совокупность всех инструментов продвижения. Только в этом случае, появляется наиболее рациональная форма воздействия на покупателей при предоставлении им информации о товаре или услуге.
«Маркетинг это игра, где простая идея побеждает сложную»
Джек Траут
В этой главе мы рассмотрим историю маркетинга. Однако, как мы поняли из предыдущей главы, «маркетинг» весьма многогранное понятие, соответственно и история его так же многогранна. Если описывать историю маркетинга в каждом его аспекте отдельно, то по объему это займет не меньше трех таких курсовых работ. Поэтому, мы возьмемся рассмотреть историю маркетинга как явления и историю маркетинга как науки.
Правильней будет начать с истории маркетинга как явления.
Хотя у маркетинга и множество определений, некоторые его составляющие, так или иначе, остаются неизменными. Маркетинг - там, где есть выгодный обмен; там, где товарно-денежные отношения; и, самое главное, там, где есть постоянное развитие взаимодействия производителей товаром и услуг и потребителя. Появление начальных принципов маркетинга относят к середине XVII века. Хотя элементы маркетинга (такие как ценообразование и реклама) появились намного раньше. Цена, как известно, возникла с появлением товара, который был универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг - денег. А упоминание рекламы возводиться еще к Древней Греции, Древнему Египту, ее объявляли глашатае или писали на папирусах. Совершенствование маркетинга, и придание ему узнаваемых форм, по мнению многих маркетологов началось с японской семьи Мицуи. Магазин, который отрыл Такатоси Сокубэй в 1613 году, уже в 1633 опережал примерно на 250 лет по уровню своего развития крупнейшие торговые компании того времени. Чем был уникален тот магазин и почему ему отводиться такое место в истории маркетинга? Дело в том, что в магазине, которой держала эта семья учитывались пожелания покупателей, людям выдавалась гарантия на товары, и постоянно искались и находились новые формы обслуживания посетителей магазина. Со временем семья Мицуи стала владеть мануфактурной и ссудной лавками. Сегодня Мицуи – это крупная корпорация, очень влиятельная на Западе и одна из мощнейших в Японии.
Перенесемся на Запад. О маркетинге там заговори лишь в начале XIX века, но лишь в начале XX века маркетинг стал развиваться как наука.
На наш взгляд, очевидно, что мысль, о том что на Западе до XIX маркетинг как явление не развивался - не самая верная. Как раз в середине XVIII века промышленники в Америке преуспели в постройке судов, это позволило быстро наладить торговлю с Вест-Индией и таким образом найти рынок сбыта для мануфактуры.
«До определенного времени, <…> производители выпускали то, что было необходимо для удовлетворения известных им запросов потребителей, то есть существовало рациональное соотношение объемов производства и спроса. Разумеется, пока производительность общественного труда была невысока, а уровень жизни определял возможность предъявления платежеспособного массового спроса лишь на предметы первой необходимости, у многих производителей не возникало острой потребности в маркетинге. Смена натурального хозяйства товарной формой хозяйства <…>, и достижение определенного уровня развития производительных сил, автоматически породило прогрессивное развитие общества»10. В то время все очевидней становиться необходимость элементарного изучения рынка. Это было необходимо для того, что бы справляться с переизбытком продукции, производимой многочисленными фабриками и мануфактурами.
А вот уже с середины XIX века мы можем говорить о следующем витке в развитии маркетинга это создание основных инструментов маркетинга: принципы построения цен, исследования и анализ рынка, организация сервисной политики. Тут же наблюдаются процессы совершенствования производства.
Таким образом, до XX века мы говорим о маркетинге как явлении, но уже с 1900х можно говорить о маркетинге-науке. Для наглядности воспользуемся таблицей 1.4 учебника по маркетингу11
Годы |
Теоретические основы |
Методы |
Сферы применения |
1900-1950 |
Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта |
Наблюдение, анализ покупки и продаж; расчет вероятностей; потребительские панели |
Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль |
1960 |
Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции. Теория дистрибьюторства |
Анализ мотивов, исследование операций, моделирование |
Потребители средств потребления |
1970 |
Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя Факторный и дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели Потребители средств производства и средств потребления |
Факторный и дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели |
Потребители средств производства и средств потребления |
1980-1990 |
Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теория конкурентного анализа. Стратегический маркетинг |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ |
Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные организации |
С 1990 г. по настоящее время |
Учение о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенчмаркинг, теория игр |
Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера государственного предпринимательства |