Маркетинговый анализ рынка заменителя грудного молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Мной было проведено маркетинговое исследование рынка детских смесей (заменителя женского молока) на территории Украины.

Цель исследования: оценить текущую ситуацию на украинском рынке заменителей грудного молока на территории Украины.

Методы исследования: Обработка статистических данных, анализ мнения экспертов и интервью с основными субъектами рынка.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить товарные границы рынка;

2. Определить территориальные границы рынка;

Содержание

Содержание 1
Введение 1
1. Анализ экономической конъюнктуры рынка заменителя грудного молока ..2
1.1. Товарные границы рынка 3
1.2. Территориальные границы рынка 8
1.3. Перечень и характеристика субъектов рынка 8
1.4. Емкость рынка 10
1.5. Количественные показатели рынка 12
1.6. Барьеры входа на рынок 13
Вывод по первому разделу 14
2. Прогноз экономической конъюнктуры рынка заменителя грудного молока 15
2.1. Прогноз товарных границ рынка 15
2.2. Прогноз территориальных границ рынка 16
2.3. Прогноз перечня и характеристики и субъектов рынка 17
2.4. Прогноз емкости рынка 18
2.5. Прогноз количественных показателей 20
2.6. Прогноз барьеров входа на рынок 21
Вывод по второму разделу 22
Список использованной литературы 24
Приложение А 27
Приложение Б 30

Вложенные файлы: 1 файл

работушка1212.docx

— 82.97 Кб (Скачать файл)

2.2. Прогноз территориальных границ рынка

 

     В ближайшем будущем, по мнению ряда экспертов, вряд ли украинские производители смогут увеличить объем экспортируемого  товара заграницу. Например, Мария Колесник, руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» считает, что:  «Вряд ли экспорт детского питания может стать для наших производителей альтернативой внутреннему сбыту. Ведь производственные объемы большинства предприятий не позволяют осуществлять крупные поставки за рубеж. Да и завоевать внутренний рынок всегда легче, нежели выходить на внешние. В Украине производитель может рассчитывать на определенную лояльность потребителей. А при отправке продукции за границу добавляются затраты на логистику и таможенные процедуры. Причем не факт, что там этот товар будет востребованным. И здесь еще нужно учитывать тот момент, что на тех же рынках СНГ и ближнего зарубежья украинскому производителю придется конкурировать не только с местными заводами, а и с теми же транснациональными корпорациями, которым приходится противостоять здесь, в Украине. Поэтому, если вы не смогли успешно конкурировать у себя дома, вряд ли это получится где-то еще».

     Хотелось  бы сказать пару слов о Таможенном союзе, в него входят  такие страны, как: Россия, Казахстан, Белоруссия, если Украина войдет в этот союз, то: будут  более «прозрачные» границы, снимутся ограничения на перемещение товаров  между странами это расширить  территориальные границы данного  рынка, отечественные производители  смогут конкурировать на этих рынках, так как цены на детское питание  у нас находиться примерно в одной области.  

2.3. Прогноз перечня и характеристики и субъектов рынка

 

     Хотелось  бы начать со статьи, которая написана Марией Поповой и Вероникой Гаврилюк в газете "Коммерсант Украина", №213 (1487), 20.12.2011, что на украинский рынок  выходит крупнейший белорусский  производитель детского питания "Беллакт" который получил разрешение Госветслужбы Украины на импорт своей продукции  в страну и 20 декабря осуществит первую поставку.  Заявленные "Беллактом" объемы поставок — около 300 т сухих  молочных смесей в следующем году — это примерно 4% украинского  рынка по итогам прошлого года. Компания будет ввозить в страну 7 видов  питательных сухих молочных смесей для вскармливания (для детей  от 10 мес. до 3 лет).

     Хотелось  бы отметить, что для выхода на рынок  компания выбрала подходящий момент — два крупнейших производителя  сухих молочных смесей Балтский и  Хорольский молококонсервные комбинаты  больше не выпускают эту продукцию. Первый в прошлом году начал процедуру  банкротства, а второй в 2006 году выкупила компания "Нутритек", и теперь на предприятии выпускается лишь сырье для производства сухих  молочных смесей, напоминает директор Яготинского маслозавода Александр  Сиренко. В результате долю национальных производителей активно занимают импортеры  — за прошлый год производство этой продукции в стране сократилось  на 18,7%, до 2,5 тыс. т, а импорт вырос  на 9,6%, до 6,7 тыс. т (данные ИК "Астарта-Танит").

     "Беллакт"  столкнется с сильной конкуренцией  со стороны других импортеров. Сейчас доля лидера рынка —  компании Nestle — составляет около  30%. Кроме того, конкуренцию компании  может составить компания "Молочный  альянс" — лидер рынка цельномолочной  продукции. К концу 2012 года  она планирует построить на  базе Яготинского маслозавода  цех по производству продуктов  детского питания. На пресс-конференции,  посвященной проекту, председатель  совета директоров "Молочного  альянса" Сергей Вовченко заявил, что компания за 5-7 лет планирует занять 25% рынка продуктов детского питания. Исходя из этих сведений можно говорить о то, что изменения в данной отрасти точно ожидаются.

     Скорее  всего, вырастет % женщин, которые не будут кормить своего ребенка  грудным молоком, так как в  связи с ухудшением экологии и  частотой заболеваний они будут  вынуждены приобретать заменители грудного молока, чтобы сохранить  жизнь своему малышу. Что же касается потребителей детских смесей, то в  Украине процент рождаемости  увеличился на 1% по сравнению с 2010 годом, это не может не радовать, так  как в предыдущие года в Украине  была самая низкая рождаемость среди  стран Европы. Поэтому мы можем  утверждать, что производить и  потреблять продукцию будет кому.

2.4. Прогноз емкости рынка

 

     Экономическая нестабильность 2009 г. уже сказалась  на деторождении в Украине. После  относительно благополучного в этом отношении прошлого года снова наблюдается  демографический спад, который негативно  отразится на показателях рождаемости  по итогам 2010 г., а значит, и на рынке  детского питания.

     Причем  сбыт детских продуктов сокращается, несмотря на то, что в текущем  году производители не поднимали  цены на свою продукцию, а в некоторых  случаях даже снижали их.

     В нашей стране как было уже вычислено ранее лишь 18 % детей находиться на грудном вскармливании, но объемы потребления адаптированных смесей детьми в Украине в 4 раза ниже, чем в развитых странах. После кризиса в нашей стране уровень рождаемости резко снизился, но если посмотреть тенденцию рождаемости, можно сделать вывод, что данный показатель идет на подъем.

     Рынок детского питания один из самых перспективных в Европе. И это с учетом того, что наши дети едят минимум раза в 4 меньше детского питания, чем их одногодки в других странах. К примеру, украинский малыш съедает около 18 кг смесей в год, а финский — около 65 кг.

     Министерство  агрополитики также инициирует разработку государственной целевой программы  развития детского питания в Украине  до 2020 г. По мнению специалистов ведомства, она должна включать расчеты потребности  и объемов производства детского питания для украинского рынка, обеспечивать льготные условия работы для отечественных предприятий, производящих эту продукцию, а также  предусматривать механизмы привлечения  инвестиций в отрасль и адаптацию  украинского законодательства к  европейским стандартам.

     По  оценкам Института педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских  наук Украины, потребность в детском  питании в стране будет, составляет 1,4 млн т в год. Из них заменители грудного молока – 24 тыс. т.

     Так же предполагается, что в структуре потребностей в детском питании в Украине будет именно такое процентное соотношение: 55,6% будет приходиться на жидкие и пастообразные молочные продукты, 3,1% — на сухие зерновые смеси на молочной и безмолочной основе и 1,6% — на сухие адаптированные молочные смеси для искусственного вскармливания. Остальные 25,1% на фруктово-овощные пюре. Эти данные будет лучше пронаблюдать на рисунке 3.  

       

     Рис. 3. Потребность в детском питании.

2.5. Прогноз количественных показателей

 

     Согласно  данным аналитиков и оценкам операторов, доля отечественного детского питания  в общем объеме реализации постоянно  сокращается.

     Как сказал Максим Тищук, директор по дистрибуции  и продажам ООО “Ремедия Украина” – «Если еще четыре года назад соотношение отечественных и импортных детских смесей составляло 30% к 70%, то сейчас — 15% к 85% (в денежном выражении)». Это значит, что импорт вырос на 15% . Более наглядно эту тенденции можно увидеть на рисунке 2.

     Учитывая  сложности законодательства и высокую  конкуренцию со стороны иностранных  компаний, операторы рынка пока не ожидают перемен. Лидеры заняли устойчивые позиции и вряд ли наши производители смогут не то, чтобы их перегнать, а хотя бы попасть в их число.  

     

     Рис. 2. Соотношение отечественных и  импортных детских смесей, реализуемых  на территории Украины.  

     Как заметил Виталий Виницкий – «Рынок детского питания в Украине растет с каждым годом, однако если государство не станет поддерживать своих производителей, ничто не помешает зарубежным компаниям усилить позиции на рынке. Нашим же предприятиям в лучшем случае придется отказаться от производства детского питания и сконцентрироваться на «взрослых» — как кисломолочном, так и плодоовощном — направлениях».

     «Мы, как представители Украины, все же надеемся на помощь со стороны государства в развитии не только производственной, но и сырьевой базы» — говорит Виницкий.

     Пока  правительство в качестве спасательного круга предложило рынку Государственную целевую соцпрограмму развития производства продуктов детского питания на 2012–2016 гг., согласно которой предусматривается увеличение внутренних объемов производства и расширение ассортимента. Но как именно государство хочет воплотить данную программу в жизнь, никто сказать не может.

     Производители не стоят на месте: совершенствуют формулы  заменителей молока, благодаря новым  добавкам расширяют ассортимент  соков и пюре. Если на рынке появляется новая марка, и ее производители  всесторонне учтут приоритеты украинского потребителя, она, пусть не быстро, завоюет своего покупателя.

2.6. Прогноз барьеров входа на рынок

 

     Как было уже отмечено ранее достаточно сложно соперничать нашему производителю  с импортным, качество нашей продукции  существенно отличается от импортной, часто родители приобретая продукцию  отечественного производителя разочаровуются, так как у ребенка начинается аллергические реакции или продукция  просто по каким-то причинам не подходит малышу, это достаточно странно, так  как эксперты утверждают, что качество нашей продукции находиться на довольно высоком уровне и как мы уже  удостоверились, проверяется различными органами. Но украинские мамы все-таки отдают предпочтение более дорогостоящей  импортной продукции.

     Эксперты  уверены, что и в будущем тенденция  преобладания зарубежной продукции  на украинском рынке сохранится «Рынок детского питания интересен для производителей своей емкостью и прибыльностью, но вместе с тем требует строгого соблюдения санитарных и технологических норм, а также серьезных капиталовложений в производство и продвижение товара. У иностранных компаний есть ресурсы и опыт, наши этого, к сожалению, не имеют» – рассказывает Максим Кучко.

     По  мнению руководителя направления детского питания "Юнимилк-Украина" (ТМ "Тема") Ольги Шульги, ситуация в отечественной  отрасли детского питания могла  бы поменяться в лучшую сторону только в том случае, если бы правительство  отменило норму о регулировании  местными администрациями торговой надбавки на отечественное детское  питание. В среднем по Украине  она установлена на уровне 10-20% к  отпускной цене предприятия: «Это главная причина, по которой розничные сети и дистрибуторы неохотно соглашаются продавать отечественную продукцию». По словам госпожи Шульги, полки в розничных точках заняты импортным детским питанием, розничная торговая надбавка на которое не регулируется.

Вывод по второму разделу

 

     Успех на рынке заменителя грудного молока зависит от нескольких факторов. Во-первых, Nestle сегодня имеет уникальную позицию как ведущая компания в мире, владеет брендами — лидерами рынка. На данном рынке нужно уметь внедрять инновационные решения и использовать результаты исследовательской деятельности.

     Импортная продукция у нас традиционно  дороже (в среднем на 30 грн), но цена уже давно не является решающим фактором при совершении покупки. Потребители приобретают товар, которому доверяют. Другой вопрос,   по каким причинам они доверяют той или иной продукции. Для потребителя главное — доступность товара, наличие его в  максимальном количестве торговых точек, длительность присутствия на рынке, широкий ассортимент. Потому что ни одна мама не хочет переходить с одной ТМ на другую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Данное  исследование подготовлено исключительно в информационных целях. Информация, представленная в исследовании, получена из открытых источников и собрана с помощью маркетинговых инструментов.

     Данное  исследование не дает гарантии точности и полноты информации для любых целей.  
 
 

 
 

Список  использованной литературы 

     1. Закон України про дитяче харчування [Електронний ресурс] от 2.12.2010 г. № 22 : за станом на 2. 05. 2012 г. // Верховна Рада України. – Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua. – Назва з екрану.

     2. СанПиН 42-123-4689-88. Рекомендуемый состав, критерии и показатели качества  заменителей женского молока. [Электронный ресурс] от 31.05.1973 г. № 361: по состоянию на 2. 05. 2012 г. // Совет Министров СССР. – Режим доступа : http://www.budinfo.org.ua.  – Название с экрана.

     3. Медична статистика [Електронний ресурс] / М-во охорони здоров`я України. – Режим доступу : http://www.moz.gov.ua. – Назва з екрана.

     4. Статистичний збірник [Електронний ресурс] / Державна служба статистики України. – Режим доступу : http://www.ukrstat.gov.ua. – Назва з екрану.

     5. Взгляд эксперта [Электронный ресурс] / Газета Медицинский вестник – Режим доступа : http://medvestnik.ru. – Название с экрана.

Информация о работе Маркетинговый анализ рынка заменителя грудного молока