Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:52, реферат
Цель данной работы – рассмотрение истории развития маркетинга, как науки.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятия «Маркетинг»;
- изучение основных целей и принципов маркетинга;
- изучение особенностей развития маркетинга в России.
Введение
1 История развития маркетинга
2 Понятие маркетинга
2.1 Принципы маркетинга
2.2 Цели маркетинговой деятельности
3 Становление маркетинга в России
Заключение
Основные принципы маркетинга в условиях России таковы:
- максимальное приспособление
производства продукции и всей
производственно-сбытовой
- учет потребностей потребителя,
- активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону;
- принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта (ситуационное управление);
- наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта;
- ориентация на обеспечение
долгосрочного коммерческого
- проявление маркетинговой
инициативы как формы
Комплекс маркетинга в России представляет собой сочетание элементов маркетинга, воздействующих на спрос товара и обеспечивающих желательную реакцию рынка. Все эти элементы объединены в четыре группы: товар (услуга); цена; распределение (сбыт); стимулирование (продвижение).
Принципы и комплекс российского маркетинга применимы для всех сфер деятельности: производства, сбыта, финансов. В каждой из них есть область их применения. Поэтому принципы и элементы комплекса маркетинга полезны всем: врачам, юристам, экономистам, финансистам, инженерам, консультантам по управлению, научным сотрудникам, работникам торговли.
Основой маркетинговой деятельности являются цели. Они могут быть не только коммерческими. Кроме того, они должны формулироваться так, чтобы их можно было выразить количественно. Чем четче сформулирована цель и доведена до каждого работника, тем больше пользу принесет служба маркетинга. В маркетинге цели объединяют в пять групп:
- рыночные (доля на рынке, завоевание рынка, выявление перспективных рынков);
- маркетинговые (создание
имиджа фирмы, мероприятия по
формированию общественного
- структурно-управленческие
(совершенствование структуры
- обеспечивающие (ценовая
политика, стимулирование сбыта,
потребительские свойства
- контроль деятельности.
При разработке цели
Цели должны быть:
- измеримыми;
- как можно более простыми;
- мобилизующими;
- достижимыми;
- концентрирующими внимание;
- контролируемыми;
- ранжируемыми;
- одобрены организацией.
Цели должны:
- предусматривать стимулы для тех, кто достиг их;
- иметь лиц, ответственных за их достижение;
- включать точные сроки.
В зависимости от поставленной цели различают несколько видов маркетинга:
1) потребительский - маркетинг товаров массового спроса;
2) промышленный - маркетинг
товаров производственного
3) ориентированный на продукт, изделие или услугу;
4) ориентированный на потребителя (особую группу потребителей);
5) международный;
6) некоммерческий (деятельность предприятий и организаций, не ставящих своей целью получение прибыли для личного обогащения);
7) социальный - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями;
8) маркетинг - деятельность государства в сфере рынка;
9) микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм.
Суть маркетинга как философии
сконцентрирована в его принципах.
Основополагающий принцип маркетинга
ставит в центр внимания не нужды
и амбиции производителя
1) Сосредоточение ресурсов
учреждения на изготовлении
2) Понимание качества
товаров и услуг как меры
удовлетворения потребности в
них. Поэтому ненужные товары
(услуги) не могут быть качественными.
Более того, любое качественное
отличие данной услуги от
3) Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения.
4) Ориентация на сокращение
совокупных затрат потребителя
и учет их в ценообразовании,
т.е. доминирование цены
5) Предпочтение методов
не реактивного, а
6) Доминирование ориентации
на долгосрочную перспективу
рынка, на решающих
7) Непрерывность сбора
и обработки информации о
8) Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.
9) Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.
10) Оптимальное сочетание
централизованных и
11) Ситуационное управление
- принятие решений не только
в установленные сроки, но и
по мере возникновения,
Среди вышеперечисленных
принципов можно выделить как
минимум три
Субъекты маркетинга - люди
и организации - существуют на рынке
не сами по себе, а лишь благодаря
процессам обмена материальными, энергетическими,
информационными и другими
Реальная база маркетинга открытых систем (открытого маркетинга) - это то общее, что есть у всех участников сделки в понимании акта обмена (договора, контракта, сделки). В этом смысле многое зависит от знания партнерами друг друга и понимания ими характерных для каждого из них ценностей, целей, приемлемых средств их достижения и даже используемой терминологии. В конечном счете такое общее понимание предполагает заботу об обоюдной (множественной) выгодности сделки для всех партнеров. Это и выступает гарантией стабильности рыночного положения и поступления новых прибылей, роста благосостояния партнеров. Такого рода гарантии особенно важны для осуществления долгосрочных инвестиций, в отраслях с длительным производственным циклом.
Каждый новый акт обмена, новый договор, контракт, совершенный в русле открытого маркетинга, должен приносить прибыль и/или другие дополнительные блага не только участникам акта обмена, но и обществу в целом, по крайней мере - значительно более широким слоям, группам, чем сами участники сделки. В маркетинговое целеполагание тем самым включается социально значимый внешний эффект - экстерналитис, возникающий в тех случаях, когда решение или сделка затрагивает интересы, содействует удовлетворению потребностей посторонних (для данной сделки) людей, общественных слоев или групп.
В закрытых системах стабильность их существования и саморазвитие обусловлены наличием внутренней конкуренции при одновременной изоляции от внешних конкурентов. В открытых системах, особенно - в тяготеющих к активному информационному обмену, к долгосрочным и крупным капиталовложениям, к необходимости снижения уровня риска, конкуренция ограничена по своим возможностям, позитивному эффекту и неизбежно дополняется как сосуществованием (потенциальная конкуренция), так и обоюдополезным взаимодействием конкурирующих систем.
В России интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал особенно активно проявляться в середине 70-х годов.
Первые публикации по вопросам маркетинга появились в журналах «Мировая экономика и международные отношения» (Г. Абрамишвили, Н. Капустина и т.д.), «Внешняя торговля» (П. Завьялов, Д. Костюхин, И. Кретов и т.д.) и в некоторых других. И хотя эти публикации носили преимущественно критический характер в отношении маркетинга, авторы не могли не отметить серьезных коммерческих достижений тех компаний, которые использовали в своей производственно-сбытовой деятельности принципы современного маркетинга, особенно на внешних рынках.
Следует иметь в виду,
что административно-командная
Следует заметить, что к маркетингу до середины 70-х годов не было однозначного отношения. Перелом наступил в августе 1975 г., когда в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором на положении так называемой «третьей корзины» содержался раздел «Маркетинг». В нем говорилось: Государства-участники, признавая значение, которое имеет приспособление производства к требованиям внешних рынков, и для расширения международной торговли, сознавая необходимость возможно более полного знания и учета экспортерами запросов потенциальных потребителей будут:
- содействовать организациям,
предприятиям и фирмам, занимающимся
внешней торговлей, в
- поощрять улучшение условий
для осуществления мер,
- поощрять международное
сотрудничество в области
В конце 1975 г. Президиум Торгово-промышленной палаты принял решение о создании при палате Секции маркетинга, а 17 февраля 1976 г. состоялось ее учредительное собрание. С этого момента можно считать, что методологический и практический подход к решению задач производства и сбыта продукции с учетом требований, вкусов и предпочтений потребителей, был официально признан в СССР, а следовательно, и в России.
К основным задачам, которыми занималась Секция маркетинга, относятся пропаганда методов и принципов маркетинга, оказание методической помощи промышленным предприятиям в вопросах практического применения маркетинга, организация международного сотрудничества в области маркетинга.
В 1975 г. в издательстве «Прогресс» под редакцией Д. Костюхина на русском языке вышел первый сборник под названием «Маркетинг», в котором были собраны наиболее интересные материалы ведущих маркетологов США и Великобритании того времени, а именно, Л. Роджера, Д. Ньюмена, Э. Брича, А. Чендлера, Т. Левита, Ф. Котлера и др.
Практически в это же время были осуществлены первые переводы книг западных маркетологов Ф. Котлера («Управление маркетингом»), С. Маджаро («Международный маркетинг») и некоторых других. Одновременно Секция начала выпускать бюллетень «Проблемы современного маркетинга (теория, методология, практика)».
Но переоценивать все происходящее в это время в сфере маркетинга не следует по той причине, что в монопольной, дефицитной внутренней экономической среде нашей страны маркетинг на практике был не нужен, а вложение в него каких-либо ресурсов представлялось явно нецелесообразным, хотя применение даже отдельных элементов маркетинга могло бы повысить эффективность тех, кто работал в условиях внешнего рынка.