Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа
Целью исследования является разработка концепции, стратегии, комплекса инструментов (средств) маркетинга и организационно-управленческих мер по его реализации на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. В соответствии с этой целью представляется необходимым решить следующие задачи:
Рассмотреть концепцию (философию, комплекс базовых принципов) маркетинга в сфере образования, с учетом отличительных особенностей этой сферы;
Проанализировать типологию и механизмы формирования, оценки и оптимизации маркетинговых стратегий образовательных учреждений;
Рассмотреть комплекс инструментов маркетинговых исследований и действий в сфере образования, позволяющих исследовать и сегментировать рынок, формировать адекватное спросу предложение образовательных услуг, ценовую политику, коммуникации и продвижение услуг на рынок;
Выявить основные направления и меры по организации и управлению маркетинговой деятельностью в образовательных учреждениях, с учетом особенностей трансформационного периода и современной отечественной ситуации, возможностей помощи со стороны федеральных и региональных органов управления, общественных организаций.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ публикаций и статистических данных, макро- и микроэкономический анализ, маркетинговый анализ рынка, контент-анализ рекламных и информационных сообщений, анализ документов, методы экспертных оценок и прогнозирования, методы теории управления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение
Глава 1. Концепция маркетинга образовательных услуг 6
1.1. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования 6
1.2. Принципы и методы маркетинга ОУ 10
1.3. Понятие, структура и компоненты окружающей маркетинговой
среды 12
Глава 2. Сегментация рынка образовательных услуг и стратегии
маркетинга образовательных услуг 15
2.1.Понятие и содержание сегментации рынка 15
2.2. Назначение и виды стратегий маркетинга ОУ 22
Глава 3. Организация и управление маркетингом
в образовательном учреждении и перспективы развития 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения
Содержание:
Введение
Глава 1. Концепция маркетинга образовательных услуг 6
1.1.
Сущность и особенности
1.2. Принципы и методы маркетинга ОУ 10
1.3.
Понятие, структура и
среды 12
Глава
2. Сегментация рынка
маркетинга
образовательных услуг
2.1.Понятие
и содержание сегментации
2.2. Назначение и виды стратегий маркетинга ОУ 22
Глава 3. Организация и управление маркетингом
в образовательном учреждении
и перспективы развития
Заключение
33
Список
литературы
35
Приложения
Введение
В
странах с развитой рыночной экономикой
маркетинг играет весьма существенную
роль. Он помогает формировать и развивать
спрос на товары и услуги, оптимизировать
их предложение, разрабатывать и реализовывать
наиболее эффективные стратегии деятельности
участников рыночных отношений. В условиях
незрелого, формирующегося рынка маркетинг
не может проявить себя в полную силу,
а его реализация сопряжена со значительными
трудностями, однако именно он может помочь
существенно сократить трансформационный,
переходный период. Традиционно в условиях
рынка необходимость маркетинга возникала
по мере того, как отрасль за отраслью
подходили к «точке маркетинга» - ситуации,
когда наращиваемый объем предложения
товаров, услуг впервые уравновешивал
доминировавший ранее спрос и в дальнейшем
устойчиво превосходил его. Наша экономика
тоже подошла к «точке маркетинга», но
иным, более тернистым путем - через превышение
темпов падения платежеспособного спроса
над темпами падения производства. Эта
особенность, легко прослеживаемая применительно
к материальным товарам, еще более характерна
для сферы услуг, особенно интеллектуальных,
хотя проявляется не так выпукло и значительно
сложнее, в том числе - в сфере образования.
В целом в мире образование - это одна из
наиболее бурно растущих и перспективных
сфер экономики. По оценкам специалистов,
во всем мире объемы спроса и предложения
образовательных услуг растут весьма
существенно, особенно в высшем и последипломном
образовании, а в наиболее динамично развивающихся
странах темп их ежегодного роста достигает
10-15%. Своим потенциалом и логикой развития
сфера образования притягивает к себе
все более пристальное внимание инвесторов.
Маркетинговый подход к управлению деятельностью
субъектов рынка встречается с особыми
трудностями в сфере образования. Традиционно
даже в странах с развитой рыночной экономикой
образование было и остается преимущественно
объектом внимания и поддержки государственных
структур, финансируется государством
и органами управления на местах; потребность
в маркетинге здесь до сих проходит период
становления. В России образовательные
учреждения во многом предоставлены сами
себе и вынуждены самостоятельно вырабатывать
и реализовывать стратегию выживания
в условиях неразвитого отечественного
рынка. Если в развитых странах потребность
в маркетинге в сфере образования еще
только нарастает, то в России активно
идущая коммерциализация образования
поставила проблему маркетинга уже в весьма
практическом плане, в том числе - перед
государственными образовательными учреждениями.
Маркетинг особо актуален для системы
отечественного образования потому, что
ей предстоит структурная (по направлениям,
специальностям и специализациям подготовки)
трансформация в соответствии с новым
качеством спроса на специалистов. В России
и в других бывших республиках бывшего
СССР проблемы управления поведением
участников рыночных отношений в сфере
образования возникли сравнительно неожиданно
и наряду с поддержкой встречают непонимание,
сомнения и даже сопротивление. Однако
сам переход к рыночным отношениям в образовании
уже конституировался в обществе как свершившийся
факт и получает все большую основу практически
во всех звеньях, сегментах системы образования.
Конституцией и Законом РФ «Об образовании»
провозглашены приоритетность сферы образования,
а в его процессе - первоочередность интересов
личности. Сверхзадача образования - эффективное
воспроизводство личности как носителя,
потребителя, пользователя и творца национального
и мирового интеллектуального потенциала.
Потребности трансформационного периода
дополнительно задают этой личности требования
устремленности к преобразованиям, свободы
от устаревших норм и подходов и одновременно
- требования взвешенности и ответственности
в инициируемых переменах. Миссия маркетинга
в образовании - формирование и реализация
стратегии приращения ценности человека.
При этом речь идет далеко не только о
рыночной ценности, но и о самоценности,
и о ценности в общегуманистическом ее
понимании, так что каждый из этих аспектов
в своем приращении ведет и к приращению
остальных. Трансформационный период
задает жесткие условия реализации этой
миссии - незрелость рынка, низкие ресурсные
возможности, включая и дефицит времени.
Маркетинг образования - это принципиально
новая, поисковая сфера маркетинга. Ему
еще предстоит складываться и формироваться
как научной, прикладной, а также как учебной
дисциплине. И во всех отношениях его ожидает
немало трудностей. Данные факты обуславливают
актуальность рассмотрения ситемы маркетинга
в образовании. Теоретико-
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ публикаций и статистических данных, макро- и микроэкономический анализ, маркетинговый анализ рынка, контент-анализ рекламных и информационных сообщений, анализ документов, методы экспертных оценок и прогнозирования, методы теории управления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Концепция маркетинга образовательных услуг
1.1. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
В настоящее время распространена весьма упрощенная точка зрения, что маркетинг - это некая особая система внутрифирменного управления1. Если бы это было так, то единственным типом субъектов маркетинга ОУ в образовании были бы сами образовательные учреждения, а маркетинг стал бы их внутренним делом, к которому по определению не могли бы иметь отношения ни государство, ни сами потребители ОУ. Между тем, субъектами маркетинга выступают все субъекты рынка, а не только производители и фирмы-посредники. Реальными участниками маркетинговых отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению ОУ на рынке. Особую роль среди субъектов маркетинга ОУ играет личность учащегося, студента, слушателя. Именно эта личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель ОУ осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга ОУ, объединяемые этим центральным субъектом.
За организациями-потребителями ОУ остаются такие функции, как:
Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих ОУ.
С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:
Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования. Посреднические структуры на рынке ОУ пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке и могут выполнять такие функции как:
Роль
государства и его органов
управления (в т.ч. на местах) особенно
весома в маркетинге ОУ, в отличие
от маркетинга других товаров и услуг.
Повсеместно в странах с
Базой для классификации основного массива ОУ может служить Международная стандартная классификация образования (МСКО) - признанный инструмент сбора, обработки и публикации статистических данных по образованию как на национальном, так и на международном уровнях. Это классификация программ образования, составленной в соответствии со ступенями образования. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения (Приложение 2). Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений и территорий, в т.ч. - для научных парков, как например, при МГУ. Функции маркетинга в обиходе часто сводят к сбору и анализу информации о конъюнктуре рынка, т.е. о структуре, соотношении и динамике спроса и предложения товаров и услуг. Распространено также мнение, что маркетинг - это посредничество, сбыт товаров и услуг. И то, и другое понимание сильно выхолащивает содержание маркетинга3. Маркетинг функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и воплощения замысла товара или услуги, через их продвижение на рынок и вплоть до исчерпывающего использования продукции, до фактического удовлетворения выбранных целевых групп потребителей. Можно выделить в качестве важнейших следующие проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры ОУ:
С решением этих вопросов прямо связано и решение классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики. Маркетинг ОУ в целевом отношении определяется долгосрочными коммерческими и другими интересами всех субъектов рынка, а также возможностью создания благоприятного и широкого социального резонанса, эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального потенциала и взаимосвязанных с ним эффектов. В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка ОУ, выявление перспективных ОУ и необходимости обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса ОУ, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи ОУ, а также их сопровождение в процессе потребления. Маркетинг ОУ должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.
1.2. Принципы и методы маркетинга ОУ
Суть образовательного маркетинга сконцентрирована в его принципах. Это: