Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 12:36, курсовая работа
Основным стимулом для создания интеллектуального продукта для автора является, как правило, стремление получить материальную выгоду, прибыль. Для этого необходимо обеспечить продвижение товара на рынке интеллектуальной собственности и продать его с максимальной для автора выгодой. Так возникает следующая проблема - проблема продвижения сбыта товара на рынке интеллектуальной собственности.
Особую нишу на рынке интеллектуальной собственности занимают «исключительные имущественные права». К ним можно отнести право на воспроизведение, на распространение, на использование и т.д. Юридическое регулирование этих прав зачастую вызывает сложности, так как, законодательство в этой отрасли продолжает развиваться и дорабатываться. В настоящий момент, судебных разбирательств между претендентами на правообладание меньше не становится.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 5
2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Р.Ф. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 7
3.МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК. 10
4.МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «APPLE» 14
5.ПРОБЛЕМА ПИРАТСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
- маркетинговые и консалтинговые фирмы, которые являются самостоятельными субъектами, юридическими лицами [5].
2. Когда маркетинговые службы
выяснили, какой товар, и в каком
объеме необходимо предложить
на рынке интеллектуальной
Сегментация рынка это одно из основных направлений маркетинговой деятельности, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. К настоящему времени в экономической литературе достаточно четко обозначены понятия целевого рынка и целевого сегмента, выделение которых и является основной целью сегментации рынка. Целевой рынок - это потенциальный рынок фирмы, который определяется совокупностью людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать. Целевой сегмент - это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы [6].
Когда предприятие произвело сегментацию рынка, т.е. выявило потенциальные группы потребителей конкретного товара предприятия, можно переходить к следующему этапу.
3. Следующим важным этапом по продвижению интеллектуального продукта на рынок разработка этого самого продукта, его характеристика, разработка содержания и запуск в производство. В случае с рынком интеллектуальной собственности, разработка продукта и его запуск в производство представляет из себя процесс интеллектуальной деятельности по созданию идеи и ее воплощения отдельным человеком (автором) или группой людей. Причем, предприятие может, как оставить авторство за создателем продукта, приобретая у него права на копирование и распространение, так и полностью приобрести у него авторство за вознаграждение.
На этом этапе может оцениваться конкурентоспособность товара, т.е. его возможности по удовлетворению потребительского спроса, по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Каждое предприятие стремиться наделить свой продукт такими свойствами, которых нет у продукта конкурентных производителей, наделить его принципиально новыми возможностями, чтобы наиболее полно удовлетворить потребительский спрос и занять стабильное место на рынке.
4. Дальше предприятие ставит
перед собой цель удержать
занятые позиции на рынке
Качественное прогнозирование продаж – это одна из важных составляющих успеха компании. Правильно рассчитанный прогноз позволяет более эффективно вести бизнес, прежде всего, контролировать и оптимизировать расходы. Кроме того, если речь идет о продукции, это позволяет сформировать оптимальные (а не завышенные или заниженные) запасы продукции на складе. Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:
- Методы экспертных оценок. Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.
- Методы анализа и прогнозирования временных рядов. Методы анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием изолированных друг от друга показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной компоненты. Разработка первого прогноза не представляет больших трудностей, если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.
- Казуальные (причинно-следственные) методы. В основе казуальных методов лежит попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя. Поиск этих факторов приводит собственно к экономико-математическому моделированию — построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Следует отметить, что применение многофакторного прогнозирования требует решения сложной проблемы выбора факторов, которая не может быть решена чисто статистическим путем, а связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса [7].
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
- Определение миссии и целей организации.
- Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
- Выбор стратегии.
- Реализация стратегии.
- Оценка и контроль выполнения [8].
Реклама это часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение неперсонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему. Выделяют следующие цели рекламы:
- информирование о существовании коммуникатора (объект, от имени которого посылается и формируется рекламное сообщение. — П.П.), о выпускаемых им товарах, их качестве и т.п.;
- мотивация потребителя;
- генерирование, формирование и актуализация потребностей покупателя;
- поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, партнерами по маркетинговой деятельности;
- формирование благоприятного образа (имиджа) организации;
- информирование общественности о деятельности организации;
- привлечение внимания желательных аудиторий к деятельности организаций;
- предоставление информации о товарах, производимых фирмой;
- формирование у покупателя благорасположения к марке фирмы (курсив мой. — П.П.),
увещевание;
- формирование у покупателя предпочтения к марке и убежденное-ти в необходимости произвести покупку (курсив мой. — П.П.);
- стимулирование акта покупки;
- напоминание о фирме, ее товарах и т.д. [9].
Таким образом, можно сделать вывод, что удержание компанией своих позиций на рынке это очень сложный и дорогостоящий непрерывный процесс. Предприятие постоянно находится в конкурентной борьбе и использует все возможные средства для удержания занятых позиций.
Рассмотрим маркетинг на рынке интеллектуального продукта на примере компании «Apple». Apple inc. - это американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения. Один из пионеров в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом [10].
В семидесятые годы прошлого века ведущее место на рынке компьютерных технологий занимала компания «Atari». В связи с этим объясняется выбор названия компании «Apple». Имя Apple Стив Джобс предложил из-за того, что в этом случае телефонный номер фирмы шёл в телефонном справочнике прямо перед «Atari».
Компания основана в Калифорнии Стивом Джобсом и Стивом Возняком, собравшими в середине 1970-х свой первый персональный компьютер на базе процессора «MOS Technology 6502». Продав несколько десятков таких компьютеров, молодые предприниматели получили финансирование и официально зарегистрировали фирму Apple Computer, Inc. 1 апреля 1976 года [11].
«Apple I», выпущенный в 1976 году, не был первым программируемым микрокомпьютером. Право первенства принадлежало микрокомпьютеру «Альтаир 8800», который был создан Эдом Роберсом и распространялся через каталоги в 1974—1975 годах. Однако, «Альтаир» не был «персональным компьютером», поскольку не давал возможности решать с его помощью более или менее серьёзные задачи. В 1976—1977 годах несколькими фирмами были выпущены первые персональные компьютеры, в том числе с 1977 года тысячами продавались компьютеры компаний Commodore и Tandy Radio Shack. Но первым массовым персональным компьютером, выпускавшимся миллионами экземпляров, стал компьютер Apple II [10].
1980 год в истории Apple ознаменовался
провальным по ряду причин
проектом Apple III, но тогда же компания
провела самое крупное в
В 1984 году фирма Apple впервые представила новый 32-разрядный компьютер Macintosh. В дальнейшем выпуск компьютеров этой серии стал основным бизнесом компании. На протяжении двух десятилетий компания выпускала компьютеры Macintosh на базе процессоров Motorola, оснащённые фирменной операционной системой. Эта платформа выпускается только «Apple» — на короткое время в середине 1990-х руководство приняло решение о предоставлении лицензий на производство Mac-совместимых компьютеров, но впоследствии лицензии были отозваны.
Традиционно «Apple» имела сильные позиции в сегментах правительственных и образовательных организаций, а также в издательском бизнесе и дизайне, впоследствии в музыкальной индустрии. Раньше других разработчиков «Apple» ввела в широкий обиход графический интерфейс пользователя и компьютерную мышь. В 1985 году президент США Рональд Рейган наградил Джобса и Возняка медалями за развитие технического прогресса. В том же году компанию покинул один из основателей, Стив Джобс
К концу 1990-х годов дела Apple резко ухудшились, к 1997 году убытки за два года составили $1,86 млрд. Ситуация изменилась с возвращением в 1997 году Джобса. Apple стала постепенно открывать для себя новые, не связанные непосредственно с компьютерной техникой, рынки. В 2001 году компания представила аудиоплеер iPod, быстро приобретший популярность. В 2003 году компания открыла iTunes Store — популярный онлайн-супермаркет цифрового аудио, видео и игрового медиаконтента. А в 2007 году вышла на рынок мобильных телефонов с сенсорным смартфоном iPhone [12].
В 2010 году на рынок был выпущен планшетный компьютер iPad. Производство iPod, iPhone и iPad, пользовавшихся высоким спросом по всему миру, кардинальным образом улучшило финансовое положение Apple, принося компании рекордную прибыль. В августе 2011 года Apple впервые стала самой дорогой компанией мира по рыночной капитализации, обойдя нефтяную компанию ExxonMobil, до конца года они ещё не раз менялись местами, однако с января 2012 года Apple удалось надолго закрепиться на первой строчке. В августе 2012 она стала самой дорогой компанией в истории, побив установленный в декабре 1999 г., на пике т. н. пузыря доткомов, рекорд Microsoft, а 21 сентября 2012, акции Apple в ходе торгов достигли своего максимума — $705,07, капитализация составила $662,09 млрд [12].
Со времени максимума в сентябре 2012 года к январю 2013 года капитализация Apple сократилась на 37,6 %. И теперь ExxonMobil вновь соперничает с ней за первое место самой дорогой публичной компании мира. В 2013 году корпорация Apple первой начала серийное производство 64-битных чипов ARM-архитектуры выпустив 64-битный 2-х ядерный ARM-микропроцессор Apple A7 [13].
За все время своего существования компания «Apple» показывает мощнейшую конкурентоспособность на рынке интеллектуального продукта. О чем могут свидетельствовать объемы продаж и прибылей и список поглощенных предприятий. За годы своей деятельности Apple неоднократно поглощала различные компании, работающие на ИТ-рынке. Среди крупнейших подобных сделок — покупка компаний NeXT (1996 год, за $430 млн), P.A. Semi (апрель 2008 года, $280 млн), Quattro Wireless (январь 2010 года, $274 млн), Siri (апрель 2010 года, $200 млн), Anobit Technologies (январь 2012 года, $400—500 млн) и др. Общая численность персонала компании (по состоянию на 2010 год): 46,6 тыс. человек. Выручка за 2010 налоговый год составила 65,23 млрд долл., чистая прибыль — 14,01 млрд долларов. В августе 2011 года Apple стала самой дорогой компанией мира по рыночной капитализации, которая на 10 августа составила $338,8 млрд. По состоянию на 9 февраля 2012 года капитализация Apple достигла отметки в $456 млрд. Это превышает общую стоимость ближайших конкурентов Apple, Google и Microsoft, вместе взятых. 29 февраля 2012 года рыночная капитализация американской компании превысила $500 млрд.
Интеллектуальный продукт, выпускаемый компанией «Apple» представляет собой достижения инженерной мысли в области компьютерных технологий, операционных систем, разработку микропроцессоров и другие продукты, а также запуск в производство и продажу этих продуктов. Причем, все результаты интеллектуальной деятельности, созданные сотрудниками компании в ходе их основной рабочей деятельности, полностью принадлежат компании. По состоянию на 16 октября 2012 года компания получила 5440 патентов, в том числе, изобретений (семизначный номер) — 4480 штуки, дизайнерских проектов (в номере буква D и шесть цифр) — 914 штук.